Александра Кравченко

© Черновик

КультураРоссия

4032

10.11.2005, 20:48

Глоток озона от Франсуа Озона

Совсем недавно моя домашняя коллекция шедевров мирового кинематографа пополнилась картинами Франсуа Озона. «Капли дождя на раскаленных камнях», «Крысятник», «Криминальные любовники», «Под песком», «Восемь женщин» - не многие видели эти фильмы, но кто видел, вряд ли забудет…

Буквально еще пять-шесть лет назад имени Франсуа Озона в России не знал никто. Пожалуй, за исключением тех немногих кинокритиков, которые колесили по различным международным кинофестивалям, где по роду своей профессиональной деятельности сталкивались с его, в то время еще короткометражными, фильмами.

И вот вдруг Озон дал о себе знать: сразу четыре полнометражных фильма. Очень разных, и очень похожих друг на друга одновременно. Участие в крупнейших кинофестивалях: Каннском, Берлинском, в Венеции и в Сан-Себастьяне, взбудоражили общественность и принесли Озону широкую известность. Его тут же стали сравнивать с именитыми режиссерами, такими как: Бунюэль, Трюффо, Фассбиндер, Пазолини, Антониони, Альмадовар…

Стремительное знакомство России и Озона началось с Москвы. В модных клубах и барах столицы на столах «вдруг» появились спички с надписью «Другое кино» с кадрами из только что вышедших фильмов Озона. На этикетках были эпитеты: дерзкий, скандальный, провокационный. Народ естественно заинтересовался. Франсуа Озон, следуя правилу «куй железо пока горячо», тем временем посетил фестиваль в Петербурге и заехал в Москву.

Осенью 2003 года, спустя несколько лет после выхода в свет его первых полнометражек, телеканал НТВ показал все четыре картины Озона, растянув удовольствие на целый месяц. Собственно именно тогда, россияне и смогли познакомиться с творчеством обаятельного французского режиссера.

«Капли дождя на раскаленных камнях» - изображение жизни в Германии 70-х годов. Грустное и красивое кино с великолепным саундтреком. Фильм снят по пьесе Вернера Фассбиндера, и этим многое сказано. Главный герой Франц знакомится с приятным таким мужчиной примерно 50 лет, и как-то неожиданно для себя переезжает к нему жить. Все бы ничего, но тут на горизонте появляется бывшая подруга Франца, кстати, не просто подруга, а его несостоявшаяся невеста. Следующим ударом стало появление сожителя Франца, Леопольда. Леопольд пытается соблазнить подругу Франца. Но и это еще не все. Чтоб не было скучно, к такой забавной троице присоединяется бывший друг Леопольда, сделавший операцию по смене пола. Вся эта четверка дружно перемещается в спальню, где Франц принимает яд и медленно умирает прямо на полу.… Все.… Пересказывать бессмысленно, это надо видеть.

«Крысятник» - несколько сатирическое, на мой взгляд, кино. Но понять, что именно высмеивает режиссер, ой как не просто. Может быть потому, что высмеиваются по очереди почти все традиционные ценности. Вся драма обычной европейской семьи начинается с того, что отец семейства приносит домой маленькую белую крыску. И тут понеслось.… Сначала сын заявляет о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, и тут же доказывает это на практике с зашедшим в гости приятелем служанки. Дочка ночью выбрасывается из окна, но не погибает, а остается прикованной к инвалидному креслу и постоянно пытается устроить публичный суицид. Но это еще цветочки по сравнению с тем, что делает мама! Пытаясь наставить сына на путь истинный, она его соблазняет.… И лишь папе на все наплевать, он разгадывает кроссворды. За всем этим с неподдельным интересом наблюдает крыса. Сцена битвы с выросшим до невероятных размеров грызуном однозначно шикарная работа операторов и режиссера. Когда в финале, из-под могильной плиты незаметно для всех выбегает маленькая белая крыса, понимаешь, что на одной смерти все не закончится... Эффект «все только начинается» вполне в духе Стивена Кинга.

«Криминальные любовники» - этот фильм вызывает самые разные эмоции. К симпатичной девочке-школьнице пристает мальчик Саид. Девочка оказалось хитрой и коварной, подговорив другого мальчика убить Саида. Итак, начало фильма, двое школьников-убийц, и неспрятанный труп несостоявшегося молодого любовника. Саида везут в лес и закапывают. На обратном пути они волей судьбы оказываются в избушке самого настоящего людоеда. Неожидали? Я тоже наивная думала, что людоеды уже перевелись на белом свете. Людоед сажает ребят в погреб, где уже лежит (непонятно как оказавшийся там) труп Саида… Дальше больше. Людоед понимает, что очень уж хочет он этого славного мальчика, и в этом видится почерк Озона. Не удержался – таки режиссер от постельной сцены между мальчиком и людоедом. Правда тут тоже есть один интересный ход, у мальчика до этого были проблемы с потенцией, а тут бац, и помог ему людоед. Вроде как дело доброе сделал. В общем, подростки все-таки сбежали из лесной избушки – лучше бы остались там. После долгого бега по лесам, утомленные и возбужденные, они прилегли… Наконец-то у мальчика получилось. Только зря все это, потому что тут, откуда ни возьмись, появилась полиция и всех убила… Некрасиво и грустно… Непонятно кого жаль больше: Саида, девочку или мальчика. Людоеду тоже досталось: его поймала полиция.… Идея сама по себе не нова, и конец уж очень жестокий.… В качестве знакомства с творчеством Озона не рекомендую. Это не лучший его фильм.

«Крысятник», «Криминальные любовники», «Капли дождя на раскаленных камнях» - эти три фильма объединяет нечто общее: акцент на физическую близость между мужчинами. При первом просмотре это шокирует.… С другой стороны, разве этим кого-нибудь сегодня удивишь? «Голубых» у нас не запрещают. Однако со стороны критиков будет ошибкой рассматривать эту тему как основную. Такой же ошибкой были многочисленные публикации и отзывы кинокритиков, касающиеся темы нетрадиционной сексуальной ориентации, на вышедший в прокат прошлой осенью фильм «Александр».

Главное что отличает фильмы Озона – это, безусловно, кричащая искренность. А искренность, как известно, куда более неприлична в наше время, чем однополая любовь. Франсуа Озон — однозначно один из самых неприличных, самых обнаженных, самых откровенных режиссеров нашего времени. Своей откровенностью он вводит в заблуждение критиков, которые от такой открытости просто не знают какой ярлык приклеить талантливому Озону. Его картины – это глоток озона в вакууме нашей жизни

Из этого стройного ряда выбивается «Под песком». Трогательная, психологическая драма женщины, не желающей верить в то, что ее муж погиб. Мир, в котором живет главная героиня, придуман ей самой, точнее даже не придуман, а как бы построен на отрицании собственных страхов. Она верит, что ее муж жив, и любит ее, пока она спит, что он находится дома, пока она отсутствует. … Опознавать тело она отказывается…

Великолепная игра актеров. Смотришь, и мурашки по коже бегут. Потому что это Больно. Однако желания выключить фильм, не досмотрев его до конца, у меня не возникло. Каждый, наверное, должен очиститься через боль. Озон дает такой шанс зрителю. Пусть даже боль у всех будет разная. Чувство жалости тут, думается, лишнее: нужно просто принять реальную действительность такой, какая она есть. Или нет?…

Совсем другим предстал перед поклонниками Франсуа Озон, сняв в 2003 году картину «8 женщин». В фильме только один мужчина и тот, мертвый. Никаких геев и юношеской гиперсексуальности. Все внимание приковано к 8 женщинам, волей случая, оказавшихся в замкнутом пространстве богато обставленного дома. У каждой своя судьба, история, свой, как говорят англичане, «скелет в шкафу». Процесс раскрытия убийства и выяснения отношений, лично мне чем-то напомнил детективы Агаты Кристи.

«Я научился делать и переживать в кино вещи, запретные в реальной жизни» - сказал в одном интервью Франсуа Озон. Может быть, именно в этом и заключается гениальность его произведений.

Действительно фильмы Озона понимают далеко не все. Одни критики считают, что до них нужно дорасти, другие – опуститься. Где же истина? Я думаю, тут все очень просто. Если произведение искусства для всех, то это уже не искусство. Фильмы Озона для избранных, для тех, кто не боится обнажить свою душу перед собой. Это на самом деле не так уж и просто.… Но попробовать все–таки, я думаю, стоит.

Александра Кравченко

© Черновик

КультураРоссия

4032

10.11.2005, 20:48

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=25791

bytes: 8084 / 8084

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

О плодах безумия и спекуляциях патриотизмом. К 100‑летию Виктора Астафьева

Желаю всем вам лучшей доли; ради этого жил, работал и страдал. Виктор Астафьев Его книги читать и легко, и сложно.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

5862

01.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

4496

01.05.2024

Видео дня. «Непослушники»: реально черти

Кинокомпания «Каропрокат» опубликовала полноценный трейлер комедии «Непослушники» – финальной части франшизы «Непослушник». Фильм «Непослушник» с Виктором Хориняком в главной роли вышел на экраны в феврале 2022 года и собрал в кассах кинотеатров 306 миллионов рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

7192

30.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7547

28.04.2024

Фантастический уикенд. «Сто лет тому вперёд» сорвал банк, «Город тайн», «По Фрейду» и «Паутина страха» – в топ‑10

Фаворит уикенда в российских кинотеатрах за четыре стартовых прокатных дня заработал больше, чем все фильмы проката неделей ранее. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

10037

26.04.2024

Бурятия — кузница кадров для российского кинематографа

Продюсеры и актеры кино из Бурятии все чаще участвуют в федеральных проектах. Если изощренный зритель привык плеваться от российских новинок, то вышедшие работы при участии уроженцев республики собирают отличные отзывы, а будущие входят в «лист ожидания».

Виктор Кулагин

КультураПолитикаБурятия Россия

7133

26.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6513

24.04.2024

Возвращение в прокат: «Бриллиантовая рука» в 4К вновь на больших экранах

25 апреля в прокат на больших экранах выходит... «Бриллиантовая рука». Нет, речь, к счастью, не об очередном безвкусном ремейке, а об оригинальной культовой комедии Леонида Гайдая, которой в этом году исполняется 55 лет.

Филипп Марков

КультураРоссия

16593

23.04.2024

Счастье до смерти. Лучшее от Набокова к юбилею автора

Моя голова разговаривает по‑английски, моё сердце – по-русски, и моё ухо – по‑французски.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

14059

23.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5985

22.04.2024

Видео дня. «Ловушка» для Джоша Хартнетта и «Не киллер» Глен Пауэлл

Главный герой приходит с дочерью на выступление популярной певицы и узнаёт, что концерт используется полицией для поимки серийного убийцы по прозвищу «Мясник»... Кинокомпания Warner Bros. представила трейлер психологического триллера «В ловушке» (Trap).

Филипп Марков

КультураРоссия

11895

20.04.2024

Последний уикенд «Летучего корабля» в компании боевиков и триллеров

«Летучий корабль» Ильи Учителя медленно, но верно сдаёт позиции. До миллиарда общих сборов лидер четырёх последних уикендов, скорее всего, дотянет, но уже не в статусе первого фильма проката. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

24019

19.04.2024

Лица Сибири

Лескин Владимир

Латынина Светлана

Хоменко Андрей

Аликберов Геннадий

Григорьев Михаил

Колмаков Евгений

Гаращук Александра

Круглов Виктор

Агеев Сергей

Курбайлов Магомед