Екатерина Вырупаева

© АИФ в Восточной Сибири

ОбществоИркутск

3393

19.06.2008, 20:30

Иркутский Сократ. Философ Феликс Козьмин рассказал, как «делать себя»

Его называют иркутским Сократом. Возможно, за то, что с юности увлёкся античной философией, которой и занимается по сию пору. А может, за внешнее сходство: невысокий, крепко сбитый, характерный «нос уточкой», убрать очки и бородку — ну просто вылитый древнегреческий мудрец, испивший отравленной цикуты и прославившийся в веках.

Феликс Евграфович Козьмин — не просто философ, культуролог, преподаватель университета. Он мастер «повивального искусства», майевтики — так называют редкую способность побуждать людей к духовному развитию. Главный его инструмент — мудрое слово.

О «человеке на корточках»

— Философия потеряла сейчас то прикладное значение, которое имела, например, в античные времена, перестала быть инструментом познания мира. Какой в ней смысл сейчас для современного человека?

— Как и в античности, философия во все времена кому-то служила: в средние века — религии, позже выполняла «идеологическую задачу». То её превращали в инструмент какой-то политической силы, то в орудие «победившего класса». В античности же она была личностной позицией человека, который пытается как-то в этом мире сориентироваться, выбрать свой вариант существования. И на сегодняшний день философия вернулась к тому же — стала личностной. Я немного увлекаюсь фотографией, так вот у меня есть один фотомотив — «человек на корточках». Смотрю: сейчас довольно часто люди присаживаются на корточки. Это так похоже на публичное отправление нужды… В такую позицию садятся, к примеру, наркоманы под кайфом или преступники — располагаясь таким образом, легче падать, не расшибёшься. Мне кажется, что «человек на корточках» — образно говоря, это состояние атомизации, бесцельности существования.

Если у тебя есть цель — ты двигаешься, выходишь из состояния прострации. Философия пытается каким-то образом помочь человеку это сделать. Нужен целостный взгляд на мир, а исходя только из своего «я», это сделать невозможно — нужно опереться на опыт предшественников. Недавно слушал интервью Бориса Гребенщикова, в котором он говорит, что «читать не обязательно — осёл в библиотеке умнее не станет». Но, собственно, как ещё мы можем приобщиться к мудрости? Хорошо: он может в Тибет слетать, пообщаться там. А среднестатистический человек не может себе такого позволить. Ему-то что делать? Только приобщаться к мудрости через книги. Просто общения для этого мало.

Читать — что у доменной печи стоять

— Приобщаться к мудрости через текст, поглощать то, что придумали другие — это ведь лёгкий способ подняться из состояния «на корточках».

— Ну, чтение настоящего текста, который меняет тебя, — очень тяжёлая работа, как у доменной печи стоять. Поэтому, может, люди утратили вкус к серьёзной книге. Образно говоря, есть река жизни, а есть река забвения. И чем больше ты пьёшь из реки забвения, тем ты больше дуреешь. И тексты забвения тоже встречаются. Одна современная писательница говорит: «От того, что люди не читают классическую литературу, они хуже не становятся». Но ведь и лучше не становятся! Тебя научили читать, привычка есть, вот и поглощаешь тоннами литературу, в которой и «жизнь-то не ночевала». А вот Достоевского спокойно на ночь не почитаешь, и в этом смысле ты попадаешь в крепкие руки, прикасаешься к жизни, приобретаешь стойкость. Эти алмазы трудно добывать, но они того стоят.

Настоящий текст — един.ственный вариант, с помощью которого можно выйти из забвения. Другое дело, что в современном мире он стал опасен. Потому что текст — документ, который может привести тебя либо к славе, либо к концентрационному лагерю. У нас в стране за слово можно было «загреметь» в места не столь отдалённые.

Известность как критерий

— Но сейчас произошло обесценивание текста, он стал не опасен — в этом море слов трудно найти крупицу истины.

— У меня был знакомый, который говорил так: если о человеке знает только папа и мама — ты можешь пройти мимо него, если о человеке говорит его работа, коллеги — уже стоит к нему присмотреться, но если человек что-то сделал, написал, стал известным, а если ещё и в мировом масштабе, — он стоит твоего пристального внимания. Такой критерий избирательности — а как, собственно, этот человек из безвестности вышел? Это интересно. Также и с текстами. Нужно искать своё. Вот, к примеру, Адабашьян говорит: «Я каждый год перечитываю роман Толстого «Война и мир». В чём причина таких возвратов? Это попытка не потерять некий «уровень высоты».

— А у вас есть книга, с которой вы сверяете свою жизнь?

— Есть автор, к которому я возвращаюсь все время — Пауль Тиллих. А ещё — Мамардашвили, Бибихин, Аверинцев, Лосев.

Мода на усилия

— Основной «предмет», которым занимается философия, как известно, человек. В чём вы видите главную проблему наших современников?

— В утрате коммуникации — с внешним миром, с собой. Человек воткнул наушники, врубил плеер — и всё, он отрезан от мира. Он заместил чем-то своё собственное существование, он не общается с самим собой. Идет утрата внутреннего мира. И человек начинает реагировать, как амёба — точечно, поверхностно… Каждый из нас пытается выжить во внешнем мире, и больше шансов у глубокого человека — он более стойкий, у него есть стержень. Если у тебя есть идеалы, тебя не собьёт с пути ни харизматичный вождь, ни кто другой. Есть у меня знакомый, который говорит: «Ну почему сейчас нет войны? Так бы пошёл воевать — там всё ясно: есть цель, есть враг, есть вождь…». Но ведь навязанные другими цели могут быть не только ложными, но и саморазрушительными.

Должна быть мода на усилия, на работу над собой. К примеру, греки имели моду прославляться какими-то положительными деяниями. Вот мода на такую позитивную известность личностного характера — это очень хорошо.

— Вы ведь увлекаетесь фотографией, у вас было несколько выставок в Иркутске. С чем связано это хобби?

— Я ещё в школе фотографией занимался, семью, друзей снимал по-любительски. А года три назад понял, что необходимо это делать как-то по-другому. Есть такие вещи, которые можно выразить только визуально. И это касается именно человеческих состояний. Фотоаппарат позволяет мне снова и снова видеть людей, мимо которых мы часто проскакиваем. Ведь фотография — изъятие человека из беспамятства, из реки забвения.

— О вас говорят: наш иркутский Сократ. Так вас назвал один знаменитый француз. Глядя на вас, не могу не согласиться с этим сравнением.

— Ну, или «маленький Сократ», «микро-Сократ». Когда меня сравнивают с ним, я всегда напоминаю: Сократ плохо кончил.

Сам себе скульптор

— Так ведь чаша цикуты — был его свободный выбор.

— Конечно. Сократ — это рубежная фигура античной философии, и не случайно вся она делится на досократовскую и послесократов.скую. Почему он актуален во все времена? Потому что Сократ говорит о том, что человек должен делать сам себя. Отец у него был скульптор, и как скульптор отсекает от глыбы мрамора всё лишнее, получая шедевр, так и человек должен сформировать себя, построить себя согласно какому-то нравственному идеалу. И без золотого правила нравственности — поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, — всё рассыпается. Безнравственность делает человека мёртвым. Что значит делать себя? Постоянно преодолевать в себе страхи, лень, незнание, выходить из какого-то неактуального состояния. Такого человека не собьёшь с ног никакими социальными катаклизмами. Сократ говорил и о другой стороне вопроса — о майевтике, «повивальном искусстве» — способности натолкнуть человека на какое-то развитие, помочь ему родиться во второй раз. Вообще, человек рождается трижды: первый раз — как тело, второй — как существо, обладающее способность к социальному взаимодействию, и третий раз — как личность с идеалами. Сейчас «общим местом» стал призыв «полюби меня таким, какой я есть». А если человек ленив, некоммуникабелен, недоразвит — мы всё равно должны любить его? Не думаю. Ты встань сначала на дорогу развития, начни бороться за себя, меняйся — и тебя будет за что любить.

— Говорят, что когда вы были в Париже, то простояли в Лувре рядом с картиной Джоконды больше часа.

— У нас там было мало времени — всего три дня. Ясно, что за такое время невозможно много увидеть. Особенно в Лувре. Поэтому я выбрал для себя то, что хотел посмотреть. Я пришел в зал Леонардо да Винчи и стал смотреть на Мону Лизу. Ведь каждая достойная вещь требует того, чтобы в неё всмотрелись. Она не открывается мгновенно. И у меня было ощущение, что не я на неё смотрю, а она на меня — я у неё в гостях и она меня изучает. У меня ещё один раз такое ощущение было в Ферапонтовом монастыре с иконой Николая Угодника кисти Дионисия. Было чувство, что перед тобой не просто картина, а что-то цельное, обладающее жизненной силой.

— Многие считают, что можно измениться, переезжая с места на место. Отчасти именно поэтому идёт этот пресловутый «западный дрейф». У вас не было желания уехать из Иркутска?

— В наше время совершенно необязательно переезжать куда-то. Для духовного общения и интеллектуального развития можно обойтись книгами, Интернетом. Можно и здесь стать великим человеком и там, куда ты уехал, ничего не добиться. Все зависит от того, стал ли ты личностью, поднялся ли «с корточек», выпрямился ли. Собственно, к этому и нужно стремиться, а не к смене географии.

Екатерина Вырупаева

© АИФ в Восточной Сибири

ОбществоИркутск

3393

19.06.2008, 20:30

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=46245

bytes: 9196 / 9161

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Общество" (Иркутск)

Полезная занятость для подростков с аутизмом в Иркутске вышла на новый уровень

Еще совсем недавно на диагнозе «аутизм» висело клеймо – «необучаемый», но на сегодняшний день мы видим, что дети могут находиться в обществе сверстников и занимать себя полезной деятельностью при грамотной педагогической поддержке.

Лилия Войнич

ОбществоИркутск

1512

30.04.2024

Сенатор Андрей Чернышев высоко оценил итоги работы администрации Братского района в 2023 году

27 марта мэр Братского района Александр Дубровин представил депутатам и общественности отчёт о работе администрации в 2023 году. Событие посетили председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев, депутаты Законодательного собрания региона Елена Крыжановская и Тимур Сагдеев.

Алина Саратова

ОбществоИркутск

4614

28.03.2024

Баброконтроль. «Хлеб-Соль» на Лермонтова: когда вокруг нет конкурентов, можно и полы не мыть

Побывав в «Слате» на улице Лермонтова, 275/11, мы не могли пройти мимо магазина «дочки» сети, причём расположенного практически в соседнем доме (впрочем, как во всех других местах, «Слата» и «Хлеб-Соль» ходят парами).

Алина Саратова

ОбществоЭкономика и бизнесИркутск

8742

26.03.2024

«Марат» в Иркутске: воскрес и помер?

В январе в Иркутске в реконструированном здании бывшего кинотеатра «Марат» открыли одноименный культурно-досуговый центр. Ради такого события сюда приехало множество чиновников. Начиная с губернатора Игоря Кобзева и мэра Руслана Болотова.

Георгий Булычев

ОбществоКультураИркутск

10888

11.03.2024

Не стреляйте в Кондрашова – играет как умеет

Пропавший было с радаров экс-депутат Заксобрания Иркутской области Виктор Кондрашов в последнее время активизировался в информационном поле. В декабре участвовал, хоть и заняв четвертое место с конца, в передаче «Гость у порога» канала «Пятница».

Георгий Булычев

ОбществоИркутск

6899

07.03.2024

Баброконтроль: когда «Слата» — единственная «на районе»

Сегодня Баброконтроль решил обследовать магазин, который смело можно назвать единственным на весь район. Конечно, есть там пара павильонов типа «Фрукты-Овощи», есть «Хлеб-Соль» через дорогу в соседнем ЖК.

Алина Саратова

ОбществоИркутск

2971

09.02.2024

Шаурма по-братски и по-иркутски: где бациллы добропорядочнее?

В начале февраля Иркутская область попала в федеральную новостную повестку по горячему поводу: в областном центре граждане отравились шаурмой. Все покупали продукт в микрорайоне Ново-Ленино, на Баумана, 215а/2, в заведении «Шаурма на углях».

Георгий Булычев

ОбществоПроисшествияСкандалыИркутск

5155

05.02.2024

Была у братчан избушка лубяная, но у КУМИ Братска совесть ледяная...

Если в 2005-м, в год первого избрания Сергея Серебренникова мэром Братска, численность населения города составляла 255,7 тысячи человек, то в начале 2023 года здесь насчитали, по официальному отчету мэрии, 221,2 тысячи. Минус 34,5 тысячи жителей. Но Сергей Васильевич и не думает останавливаться.

Георгий Булычев

ОбществоРасследованияИркутск

11194

30.01.2024

«Кровавые варежки»: нижнеудинские чиновники подложили губернатору мертвую собаку

Если кто-то думал, что нижнеудинские чиновники не могут уже никого удивить и шокировать больше прежнего, то он ошибался. На днях они доказали, что их ресурсы неисчерпаемы. Но начнем с контекста.

Георгий Булычев

ОбществоПолитикаИркутск

25373

30.01.2024

Телеграм Иркутска за неделю: рандеву Левченко, звездный час Лобкова и словесное недержание Кобзева

Бабр представляет обзор ключевых событий в иркутском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 15 по 22 января включительно. Красное рандеву Политический чес по городам и весям Иркутской области в преддверии выборов президента РФ совершил председатель иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко.

Глеб Севостьянов

ОбществоПолитикаИркутск

15547

23.01.2024

Пожар в Усть-Куте: кому нужны погорельцы?

Вечером 19 и ночью 20 декабря в Усть-Куте произошел страшный пожар. Вначале от короткого замыкания вспыхнуло на первом этаже одного жилого здания, а позже разбушевавшийся огонь перекинулся и на второе. Эти два многоквартирных дома находились на улицах Щорса, 75 и Седова, 24.

Георгий Булычев

ОбществоПроисшествияИркутск

5089

30.12.2023

Бабр в Иркутске. Итоги года

На закате 2023 год. Для Иркутской области он прошел насыщенно, напряженно и ярко: состоялись выборы нового созыва Заксобрания, мэры региона устроили настоящий флешмоб уголовных дел, появился новый закон об охране Байкала.

Глеб Севостьянов

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесИркутск

19132

29.12.2023

Лица Сибири

Бобков Игорь

Титков Антон

Абушеев Виктор

Суходолов Александр

Анфиногенов Александр

Мелкоступов Артём

Цыдыпов Тумун

Такаландзе Геннадий

Калабин Геннадий

Зуляр Юрий