Любовь Сухаревская

© Байкальские Вести

Культура Иркутск

2105

05.07.2006, 17:10

Беглый взгляд на выставку с элементами инструкции по эксплуатации

В Доме Европы открылась выставка современного искусства двух немецких художников — Бернда Фрайберга и Ульриха Вернера.

Авторы не смогли приехать на свой вернисаж, выставку открывали и представляли их друзья и организаторы — директор фирмы «СибАрт» Александр Фофин и глава Российско-германского центра «Хайнц-Консалтинг» Йоахим Хайнц.

Напрасно вы думаете, что после «Черного квадрата» Малевича в авангардном искусстве удивляться уже нечему. «Квадрат», кстати, уже век всех удивляет. Не изысками палитры, не игрой перспективы или светотени. Он удивляет тем, что и таким образом художник может привлечь к себе внимание и заставить нас думать.

И когда мы отбрасываем привычные мерки и принимаем правила предложенной нам игры, то есть начинаем думать, вживаться, разгадывать загадку, — возникают неожиданные вещи. И каких только толкований не давали этой работе искусствоведы, знатоки и ценители, да и рядовые зрители тоже!

Но поскольку сейчас речь не о том, а только о подходе, о ключе восприятия, — вернемся в Дом Европы к нашей выставке.

Итак, два автора, две совершенно разные индивидуальности. Один, Бернд Фрайберг, действует больше на нашу эмоциональную сторону, второй, Ульрих Вернер, — на рациональную.

Яркие работы Фрайберга (цветные мелки и карандаш) будто наполнены слепящим солнечным светом. Это впечатление подтверждает один из организаторов: Фрайберг, оказывается, долго жил в Африке, пропитался жарким солнцем. И мир многих его рисунков — это действительность, увиденная будто бы без черных очков. Кто бывал на южном солнце, знает: смотреть днем вокруг невозможно, глаза непривычного к климату человека не могут распахнуться, щурятся, отчего все контуры вокруг слегка расплываются.

Сам Фрайберг пишет о себе: «Редукция формы и цвета… определяет мое творчество». Александр Фофин уточняет:

— Как лингвист и будущий искусствовед я понимаю так, что речь идет о концентрации цвета и сконцентрированности на форме. А впрочем, о нем говорят, что этот художник пишет сердцем, его картины теплы, трогают душу зрителя.

О сосредоточенности на цвете мы говорили, — сосредоточенность на форме проявилась в других его работах, выполненных в жанре компьютерной графики. Геометрически выверенные цветные построения вызывают, если можно так выразиться, математические ассоциации, наводят на мысль о гармонии мира, которую «поверяют алгеброй»: ну или геометрией. Определенный ритм этих построений в какой-то степени вызывает ответный резонанс в душе, формирует настроение, но эти работы могут оставить зрителя и прохладным, поскольку апеллируют к рациональному началу.

Мы будем удивляться и дальше, но сам автор многие такие работы называет автопортретами, хотя, конечно, они отличаются от традиционных воплощений этого жанра. Но художнику лучше знать свою самоидентификацию, ему, как говорится, виднее, с кем или с чем себя ассоциировать.

Во всяком случае, в Европе (а выставлялся художник в нескольких галереях Берлина) зрителя это в тупик не ставит.

Еще больше непривычного в работах Ульриха Вернера. Я проверяла эффект его картин (правда, показанных в репродукциях) на нескольких своих знакомых, и отношение было диаметрально разным, от полного недоумения и неприятия до восторга по поводу выразительности и минимализма. Чтобы читатель представил себе его технику, скажу, что она сложна: на бумагу или доску наносится горячий воск, прорабатываемый иглой, затем наносятся пигменты, иногда слои воска накладываются повторно, для достижения того или иного эффекта. Листы Вернера графичны и действительно отличаются минимализмом выразительных средств. Говорят, он несколько лет рисовал ветки деревьев; еще говорят, что он философ и знаток литературы, что он перевел на немецкий нашего Флоренского…

Здесь еще более неприменимы привычные мерки восприятия картин. Но если не пытаться разглядеть в них знакомые образы (уж не ветки же здесь искать!), а мысленно отодвинуться от изображения, можно «увидеть» что угодно, от глубин космоса до поверхностей пустынь. Еще обескураживающая деталь: не то в шутку, не то всерьез автор сопроводил работы своеобразной «инструкцией по эксплуатации картин», написанной одним из его друзей. В ней говорится:

«Правильно развешанные картины Ульриха Вернера определенно и надолго расширяют жизненное пространство зрителя и его восприятие… Художник снабдил их способностью в течение десятилетий вырабатывать поля жизненной энергии и поддерживать духовное излучение в пространстве. Рассматривающий замечает, что плоскость картины оказывается фрагментом большей плоскости. При фокусировании картины он чувствует потенциальную динамическую энергию…» И так далее, вплоть до того, что зрителю нужно держаться начеку и вовремя сделать жест рукой, иначе картина усыпит его или погасит интерес к себе.

Все-таки шутка, по-моему. Но если серьезно, то Йоахим Хайнц, который дружит с авторами, знает их творчество и общался с ними по этому поводу, говорит, что картины Вернера — это как бы «первомысли», «первообразы». Если вспомнить библейское «В начале было Слово», то в данном случае мы имеем дело с тем, что было ДО слова и даже ДО мысли. Как это следует трактовать, как продолжать «додумывать недодуманное» и следует ли вообще это делать?

По замыслу художника ничего этого предпринимать не нужно, увиденное нужно суметь сохранить как есть, «в состоянии зародыша». Совет, на мой взгляд, трудновыполнимый. Ведь мы, наше сознание, существуем на такой ступени развития, на какой существуем; ассоциативность мышления есть, и ее никуда не денешь. Потому, да простят меня устроители выставки и в первую очередь автор работ, я в состоянии воспринимать увиденное не в качестве рекомендуемой мне малопонятной «интенции», а в тех художественных образах, которые вызывает во мне художник (не случайно же название экспозиции — «Приближение»!). И потому я вижу в работах то успокаивающую меня водную гладь пруда, то оконное стекло, по которому стелется дождь, размывающий вид улицы из окна, то золотой солнечный закат над черной водой.

Если автор видит это не так — ничего от этого не меняется. Надо ждать, когда я, зритель, дорасту до другого (его) понимания.

Если же здесь все рассчитано на способность человека к абстрактному мышлению, то мне не хватает в этом случае изначального импульса, исходного материала, так сказать. Хотя вникнуть очень хочется, желание-то есть!..

Пока же для меня очевидно одно: талантливость произведения искусства в равной степени зависит как от таланта создающего, так и от таланта воспринимающего. И пусть выставке немецких художников и в Иркутске повезет с талантливыми зрителями!

Организаторам хочется сказать спасибо за то, что дают нам, жителям глубокой Азии, возможность знакомиться с новейшими европейскими течениями в изобразительном искусстве, узнавать новые для нас имена, а кому-то и пополнять свои частные коллекции.

Выставка открыта в Доме Европы и будет работать до 20 июля.

Любовь Сухаревская

© Байкальские Вести

Культура Иркутск

2105

05.07.2006, 17:10

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=31195

bytes: 6844 / 6844

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Наука и техника" (Иркутск)

Стать астронавтом не выходя из дома

14 ноября состоится исторический день запуска корабля Crew Dragon компании Space X на ракете Falcon 9. В эту субботу состоится запуск многоразовой ракеты Falcon 9, которая будет нести на себе космический корабль Dragon v2 для постоянных полетов на МКС.

Николай Наумов

Наука и техникаМир

9528

13.11.2020

Игры Разумова: грязное белье серийных защитников иркуцкости

Когда бывший вице-мэр Иркутска Дмитрий Разумов в очередной раз вернулся в родные пенаты и рассказал, как зарабатывать на деревянном Иркутске, сначала ему не поверили. Но он настаивал на своем.

Лера Крышкина

Наука и техникаРасследованияИркутск

38648

02.11.2020

Иркутские учёные рассказали об особенностях байкальских рачков-экстремалов

Eulimnogammarus cyaneus — эндемичный байкальский гаммарус (рачок), обитающий в Байкале. Его особенностью является то, что он обитает в прибрежной зоне озера, в достаточно узкой полосе. Здесь наблюдается резкое изменение температур, поэтому рачка называют экстремалом.

Миша Ковальски

Наука и техникаИркутск

13269

28.10.2020

Нидерландские учёные советуют обниматься с коровами

Устали, чувствуете нервозность, хотите спокойствия и отдыха? Теперь необязательно тратиться на успокоительные препараты. В Нидерландах предлагают новый способ — обниматься с коровами.

Миша Ковальски

Наука и техникаБратья меньшиеМир

10183

25.10.2020

Блогнот. Только метаболизм и никакого сексизма!

«Доля ты!– русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать» писал два века назад Николай Алексеевич. Трудно с ним не согласиться и сейчас, особенно сравнивая женскую долюшку у людей и …у байкальских рачков.

Максим Тимофеев

Наука и техникаИркутск

9785

23.10.2020

Россия отказалась вступать в международный проект по освоению Луны

Международный масштабный лунный проект, который продлится более 10 лет, скорее всего, пройдёт без России. Дело в том, что с нашей страной до сих пор не заключили соглашение по совместной реализации лунной программы. И в основном происходит это по желанию именно России.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

10310

19.10.2020

На Марсе обнаружили древние дюны и подлёдные озёра

Новые открытия позволили по-новому взглянуть на геологию красной планеты. Так, учёные обнаружили на Марсе древние окаменевшие дюны. По оценкам им насчитывается не менее миллиарда лет. Само по себе наличие дюн на данной планете не является открытием.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

8507

14.10.2020

Нобелевская премия 2020: черные дыры, альтернатива ГМО и другое

Стали известны имена лауреатов Нобелевской премии 2020 года. Удивительно, но в этом году премию получили три очень важных открытия, значимость которых известна уже давно, однако удостоились награды они только сейчас. Так, Нобелевский комитет присудил премию по физике за черные дыры.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

8837

12.10.2020

Современные старики стали умнее и быстрее

Снижение когнитивных способностей, короткая память, невнимательность, медленная ходьба, да и в целом всех движений. Старость пугает всех, но от неё никому не скрыться. Финские учёные Университета Йювяскюля оповестили о радостной новости.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

12218

29.09.2020

Пение птиц изменилось из-за карантина

Жесткие ограничения, которые были введены из-за пандемии новой коронавирусной инфекции, продолжают влиять на дикую природу. Результаты нового исследования опубликовали учёные из американского Университета Теннесси в ведущем научном международном журнале Science.

Миша Ковальски

Наука и техникаБратья меньшиеМир

10000

26.09.2020

Шнобелевская премия 2020: Путин, гелиевый крокодил, нож из экскрементов и многое другое

Состоялась ежегодная церемония вручения Шнобелевской премии. В 2020 году она, как и многие другие мероприятия, проходила в режиме онлайн. Напомним, что эта премия является шуточной научной наградой. Её получают те учёные, чьи исследования больше кажутся забавными, чем практичными.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

9955

21.09.2020

Игорь Бычков: новая попытка захвата власти

Судя по всему, недавний скороспелый ученый совет в Иркутском научном центре и последовавший скандал вокруг него - только начало большого проекта передела иркутской науки.

Максим Бакулев

Наука и техникаРасследованияСкандалыИркутск

33981

20.09.2020

Лица Сибири

Савельев Виктор

Кузеванов Виктор

Зименков Николай

Ворожцов Михаил

Солонина Галина

Широглазов Андрей

Волков Аркадий

Новокрещенов Николай

Ашуркова Юлия

Голенецкая Елена