Артур Скальский

© Babr24.com

Общество Иркутск

4474

24.12.2004, 13:10

Поляк в Сибири – национальность или призвание?
Католик для россиян – верующий или польский патриот?

Дзень добры шанощныя спадарыни й спадары!

У першаю чаргу дазвольце мне агучыць прывитаньне ад сяброщ нашай суполки.

Рада региянальнага грамацкага абъяднаньня Иркуцкага Таварыства Беларускай Культуры имя Яна Чэрскага витае щсих удзельникащ мижнароднага навуковага симпозиума:

«ПОЛОНИИ В СИБИРИ, В РОССИИ И В МИРЕ : ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ».

З вяликим задавальненьнем мы адзначаем, што на сёньняшни момант ПКА «Агнива», зъящляецца щзорнай супольнасьцю щ Иркуцкай вобласьци. Традыцыя заснаваная Вами у правядзеньни навуковых канфэрэнцый дый симпозиумащ дае магчымасьць не тольки пазнаёмицца з польскими варунками гисторыи, але й разгледзиць шматликия стэраатыпы, дый зьняць некаторыя пытаньни трохи заблытанага нашага минулага.

Вялики дзякуй Вам за гэткия навуковыя намаганьни!

Жадаем Вам плённай працы й суръёзных здабыткащ!

Рада ИТБК имя Яна Чэрскага.


Известный французский историк Марк Ферро в своей книге «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» (российское издание было в 1992 году) писал: «Сегодня у каждой или почти каждой нации есть несколько историй, накладывающихся одна на другую и сопоставляющихся одна с другой…»

И действительно мы с Вами являемся свидетелями удивительного периода, когда один и тот же факт, даже специалистами историками, даже в наших российских школах, может преподаваться со своей порой совсем неожиданной трактовкой.

Возьмём хотя бы известную историческую личность Александра Невского. Одни учителя говорят о нём как о герои, спасшем Владимиро-суздальскую землю от нашествия шведов и крестоносцев и сумевшего «договориться» с монголами. Другие в нём видят предателя, который помог монголам окончательно установить своё иго над землями северо-восточной Руси, а победы над шведами и крестоносцами, по их мнению, оказываются, были рядовыми стычками, ничего не предопределяющими.

Где истина? Выбирайте сами.

Но если для россиян история своей земли всё же представляет большой и более менее понятный интерес. То отношение к своим братьям славянам и вовсе покрыто сплошным мраком. Я нисколько не сгущаю краски, а утверждаю, что за 6 лет обучения в таком престижном ВУЗе как ИГУ, я лишь убедился в большой стереотипности многих «профессиональных» историков. А что говорить о обывательском представлении.

Да и кто они братья-славяне – белорусы и украинцы? А поляки, болгары, сербы и другие – братья? Или не братья? Или здесь нужно определять степень родства: родные, двоюродные, троюродные и совсем дальние. С другой стороны, если белорусы и украинцы «родные» братья, то почему о них ничего не говорится студентам историкам, почему нет хотя бы краткого курса по истории белорусов и украинцев. Задайте любому студенту – историку, выпускающемуся из ИГУ, простой вопрос: «Почему белорусов называют белорусами?» Сможет он на него ответить… Я иногда ради интереса задаю такой вопрос. За редким исключением можно услышать хоть какое-то внятное объяснение.

Слава Богу, благодаря, по всей видимости прежде всего, личной заинтересованности профессора Шостаковича Б. С. в ИГУ есть курс о южных и западных славянах. Но снимает ли он в достаточной степени все вопросы? Боюсь что нет.

Последний пример, на конференции проводимой в ИГУ год назад, один учёный говоря о католическом движении в Иркутске, постоянно как синонимы использовал два слова – католик и поляк. Когда же я спросил его конкретно: «Считает ли он что для Иркутска католик и поляк это одно и то же понятие?» – то получил чёткий ответ: «Да». Слава Богу его не услышали активисты нашего Товарищества, которые являются активными прихожанами католического храма, но поляками себя уж точно не считают.

Итак. Тема моего сегодняшнего выступления «Поляк в Сибири – национальность или призвание?

Католик для россиян – верующий или польский патриот?».

Сразу же хочу пояснить уважаемому собранию, что сегодня я не собираюсь давать чёткие ответы на эти вопросы. Я лишь хочу обострить их и подстегнуть всех желающих совместно, поэтапно, избавляться от многочисленных ложных стереотипов. Конечно же я попытаюсь высказать некоторые свои предположения и скромные выводы. Тем более, что я по национальности белорус и наш народ, пожалуй, в одинаковой степени может считать «родными» братьями, как поляков, так и русских, украинцев и даже балтские племена летувисов и латгалов. Так уж исторически сложилось, что со всеми этими народами мы в разные эпохи нашей истории были то в одном, то в другом общем государстве. А общность государства как известно серьёзно влияет на взаимопроникновение не только культур, но и языка, миропонимания, традиции и даже кровосмешения. Поэтому я могу себя считать непредвзятым исследователем данных вопросов.

Прежде чем по рассуждать над этими вопросами, я приведу один интересный пример из моей жизни, который впервые заставил меня в дальнейшем всегда уточнять и сомневаться в польском происхождении того или другого собеседника. Было это 9 лет назад. Тогда мы только начинали работу по созданию нашего Товарищества и поэтому поиск земляков для меня был актуален. Я начал задавать своим знакомым и друзьям один тот же вопрос: «А ты кто по национальности?» Ответы, конечно же, были разнообразнейшие. Многие отвечали, что они родились в Сибири но род их идёт из Польши. К этим людям мой интерес (с точки зрения «вербовки» в нашу будущую организацию) остывал. Это сейчас мы говорим, что независимо от национальности Вы можете вступить в наше Товарищество, а тогда мы принципиально искали только своих сородичей. И вот однажды я дежурил ночью в охране со своим напарником Олегом Сальциным. Олег высокий, рыжеватый, с голубыми глазами, нос картошкой молодой парень, явно с западной внешностью. На мой традиционный вопрос он тоже ответил, что из поляков. Причём с гордостью добавил: «Видишь, какой я рыжий?! Значит поляк!» Что ж я с ним спорить не стал и мы продолжили разговор на другие темы. Но вот пришла пора ужинать. Сальцин достаёт из термоса картошку и торжественно объявляет: «Ну вот сейчас «бульбачки» поедим…». Здесь я не выдержал и стал его расспрашивать дальше. Ведь «бульбай» картошку называют только белорусы (украинцы говорят «картопля», поляки – «жемняки»). Как же меня позабавил дальнейший ответ моего напарника: «Картошку бульбай у нас в семье все называют, особенно моя тётя Дуся из деревни Тарнополь Балаганского района. А эту деревню поляки основали – переселенцы с какого-то Гомеля, что ли…». С моим же утверждением, что Гомель это белорусский город, Сальцин долго не хотел соглашаться. Договорились, что я принесу карту. А через полгода я впервые отправился в этнографическую экспедицию в деревню Тарнополь, где та же удивительная певунья тётя Дуся Заикина и другие старожилы села подтвердили белорусское происхождение своей деревни. А почему Сальцин назвался поляком – объяснилось очень просто: он ещё маленьким уехал из деревни, и те «неруские» слова из его детства убедили его, что он какой-то другой, но славянской национальности. А почему бы и не польской.

Это, конечно же, забавный случай. Но он впервые заставил меня более подробно расспрашивать наших братьев- поляков, о их происхождении и Родине предков.

А вот более серьёзный пример, человека конечно же грамотного и эрудированного.

Григорий Красовский наверное известен и Вам. Когда мы с ним познакомились, он также утверждал, что поляк по происхождению. Главным аргументом было то, что его деда Красовского Степана Ивановича – уроженца деревни Грабовец Бельского уезда расстреляли в 1938 году по обвинению в принадлежности к шпионско-диверсионной повстанческой организации «ПОВ» (Польской организации войсковой). Значит поляк!?

Григорий провёл огромную работу в поисках своих родственников. В январе 2003 года в газете «Маланка» опубликовал статью о своём дедушке и предоставил список из 23 человек проходивших по делу «ПОВ». В этом списке большая часть уроженцы Беларуси. Но сам Григорий ещё сомневался в своём происхождении. Однако уже стал говорить о своём белорусско-польском происхождении. И вот венец его сомнений был разрешён в апреле этого года, когда он смог навестить своих родственников в Белостокском воеводстве (ныне территория Польши). Все они считают себя белорусами, говорят на белорусском языке, в основном исповедуют православие, а его двоюродная сестра Богуслава поёт в белорусском ансамбле «Прымакi».

Так почему же многие иркутяне причисляют себя к польской национальности фактически не зная наверняка своё происхождение?

Здесь причин как мне кажется несколько:

1. Царские и советские чиновники проводя линию государства чётко убеждали жителей Приангарья, что восстание против России могут осуществлять только нерусские, хотя бы те же поляки. При этом белорусам вообще отказывали в возможности проявить свою национальность. Белорус это добросовестный «русский» крестьянин, который просто родился в Западном крае.

Поэтому восстание 1863 года – польское, шпионско-разведательная деятельность 30-годов 20 века – польская и т.п.

Поэтому то кстати у многих наших сибиряков так называемых «русских патриотов» и отношение к полякам предвзятое, подозрительное. Мол, славяне они конечно, но скорее враги, нежели братья.

С другой стороны потомки повстанцев и репрессированных генетически чувствуют своё отличие. У них ещё жив тот протест против несправедливых действий российских властей. А раз их предков причисляли к полякам, что ж пусть так и будет. Так и появляются поляки в Иркутске их Гомеля, Гродно, Минска и т.п.

2. Сегодняшний день показывает, что Польша сделала правильный выбор на объединение с Европой. Польша сейчас – это уже достаточно развитое европейское государство. Принадлежать теперь к нему хотя бы косвенно гораздо приятнее нежели допустим к Беларуси. Тем более, что все выходцы из Белостокского воеводства могут справедливо сказать: «Мои родственники живут в Польше!» Теперь это и правда территория Польши, подаренная Сталиным после ВОВ брату по социалистическому лагерю. Хотя как утверждает Олег Латышонок 90 % жителей этого края по прежнему считают себя белорусами. Но здесь в Иркутске, даже для того, чтобы поехать в Белосток лучше назваться поляком. И приятнее и полезнее.

3. Большинство жителей Иркутской области ассоциируют католическую религию с поляками. Наверное, Вы также много раз слышали такое разграничение: православие называют – русской верой, а католичество – польской. Отсюда и название католического храма в Иркутске – Польский костёл. Отсюда и «лжесинонимы» поляк и католик. Опять же, а кто такие белорусы? А белорусы – братья. Только чьи? Если он православный, значит наш русский брат, а если католик – то наш польский брат. Вот так мы и живём. А «русские патриоты» и вовсе во всех католиках видят проявление прозападной пятой колонны, которая уж очень сильно угрожает спокойствию России – матушке.

Конечно же, я сейчас обозначил далеко не все причины, по которым распространяются ложные стереотипы в отношении поляков. Времени прошло и так уже много.

Но главный вывод, который можно сделать это то, что в сознании большинства жителей Прибайкалья поляк – это скорее призвание, а католик – это польский патриот.

А хотелось бы, чтобы было наоборот.

Извините за, может быть, некую остроту, но я высказал свою позицию основываясь на свой опыт.

Олег Рудаков, Иркутское товарищество белорусской культуры им. Я. Черского

Артур Скальский

© Babr24.com

Общество Иркутск

4474

24.12.2004, 13:10

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=18550

bytes: 11259 / 11218

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Наука и техника" (Иркутск)

Стать астронавтом не выходя из дома

14 ноября состоится исторический день запуска корабля Crew Dragon компании Space X на ракете Falcon 9. В эту субботу состоится запуск многоразовой ракеты Falcon 9, которая будет нести на себе космический корабль Dragon v2 для постоянных полетов на МКС.

Николай Наумов

Наука и техникаМир

9530

13.11.2020

Игры Разумова: грязное белье серийных защитников иркуцкости

Когда бывший вице-мэр Иркутска Дмитрий Разумов в очередной раз вернулся в родные пенаты и рассказал, как зарабатывать на деревянном Иркутске, сначала ему не поверили. Но он настаивал на своем.

Лера Крышкина

Наука и техникаРасследованияИркутск

38659

02.11.2020

Иркутские учёные рассказали об особенностях байкальских рачков-экстремалов

Eulimnogammarus cyaneus — эндемичный байкальский гаммарус (рачок), обитающий в Байкале. Его особенностью является то, что он обитает в прибрежной зоне озера, в достаточно узкой полосе. Здесь наблюдается резкое изменение температур, поэтому рачка называют экстремалом.

Миша Ковальски

Наука и техникаИркутск

13284

28.10.2020

Нидерландские учёные советуют обниматься с коровами

Устали, чувствуете нервозность, хотите спокойствия и отдыха? Теперь необязательно тратиться на успокоительные препараты. В Нидерландах предлагают новый способ — обниматься с коровами.

Миша Ковальски

Наука и техникаБратья меньшиеМир

10189

25.10.2020

Блогнот. Только метаболизм и никакого сексизма!

«Доля ты!– русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать» писал два века назад Николай Алексеевич. Трудно с ним не согласиться и сейчас, особенно сравнивая женскую долюшку у людей и …у байкальских рачков.

Максим Тимофеев

Наука и техникаИркутск

9790

23.10.2020

Россия отказалась вступать в международный проект по освоению Луны

Международный масштабный лунный проект, который продлится более 10 лет, скорее всего, пройдёт без России. Дело в том, что с нашей страной до сих пор не заключили соглашение по совместной реализации лунной программы. И в основном происходит это по желанию именно России.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

10319

19.10.2020

На Марсе обнаружили древние дюны и подлёдные озёра

Новые открытия позволили по-новому взглянуть на геологию красной планеты. Так, учёные обнаружили на Марсе древние окаменевшие дюны. По оценкам им насчитывается не менее миллиарда лет. Само по себе наличие дюн на данной планете не является открытием.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

8510

14.10.2020

Нобелевская премия 2020: черные дыры, альтернатива ГМО и другое

Стали известны имена лауреатов Нобелевской премии 2020 года. Удивительно, но в этом году премию получили три очень важных открытия, значимость которых известна уже давно, однако удостоились награды они только сейчас. Так, Нобелевский комитет присудил премию по физике за черные дыры.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

8838

12.10.2020

Современные старики стали умнее и быстрее

Снижение когнитивных способностей, короткая память, невнимательность, медленная ходьба, да и в целом всех движений. Старость пугает всех, но от неё никому не скрыться. Финские учёные Университета Йювяскюля оповестили о радостной новости.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

12222

29.09.2020

Пение птиц изменилось из-за карантина

Жесткие ограничения, которые были введены из-за пандемии новой коронавирусной инфекции, продолжают влиять на дикую природу. Результаты нового исследования опубликовали учёные из американского Университета Теннесси в ведущем научном международном журнале Science.

Миша Ковальски

Наука и техникаБратья меньшиеМир

10003

26.09.2020

Шнобелевская премия 2020: Путин, гелиевый крокодил, нож из экскрементов и многое другое

Состоялась ежегодная церемония вручения Шнобелевской премии. В 2020 году она, как и многие другие мероприятия, проходила в режиме онлайн. Напомним, что эта премия является шуточной научной наградой. Её получают те учёные, чьи исследования больше кажутся забавными, чем практичными.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

9959

21.09.2020

Игорь Бычков: новая попытка захвата власти

Судя по всему, недавний скороспелый ученый совет в Иркутском научном центре и последовавший скандал вокруг него - только начало большого проекта передела иркутской науки.

Максим Бакулев

Наука и техникаРасследованияСкандалыИркутск

33997

20.09.2020

Лица Сибири

Ушакова Яна

Агаев Ваха

Зубарев Виктор

Коломиец Виктор

Меркулов Дмитрий

Пашинский Сергей

Леонов Сергей

Алексеева Майя

Малов Игорь

Латынина Светлана