Марина Тимашева

© Радио Свобода

КультураМир

8988

19.11.2009, 15:46

Инновации от Л. И. Брежнева

Министр культуры Александр Авдеев, выступая на "Деловом завтраке" в редакции "Российской газеты", сообщил, что Министерство культуры собирается обязать театры иметь в своем репертуаре определенную долю произведений современных авторов.

Говорят, трагедия повторяется в виде фарса. В данном случае в виде фарса пытаются повторить фарс. Пошлый и бессмысленный.

Помните? При Л. И. Брежневе театрам было предписано иметь в репертуаре определенный процент русской классики, зарубежных авторов и современной советской драматургии. До полного маразма это довели руководители тогдашней эстрады. Накануне перестройки музыкальным коллективам выдали государственный стандарт: не менее 80% произведений членов Союза композиторов. Тем самым чиновники нанесли сокрушительный удар по тому, чем управляли (эстрада окончательно теряла конкурентоспособность), и хорошо сагитировали против Советской власти даже самых аполитичных музыкантов. Ведь нельзя было не видеть, как "административный орган всесоюзного масштаба нормативным актом поддерживает материальные интересы группы частных лиц".

И вот оно – хорошо забытое старое в официальном правительственном издании:

"Квота на исполнение произведений современных авторов может быть введена в некоторых учреждениях культуры, сообщил министр культуры Александр Авдеев, выступая на "Деловом завтраке" в редакции "Российской газеты". В рамках государственного задания, разработанного Минкультом, вводится обязанность иметь в своем репертуаре определенную долю произведений современных авторов… Если в случае с музыкальными учреждениями речь идет о ныне живущих композиторах, то театры обязаны принимать в расчет самые новые произведения драматургов. В ряде учреждений, подчеркнул министр, такая квота уже введена. Минкульт надеется, что подобную практику скоро удастся распространить на как можно большее количество федеральных оркестров и театров"

Вроде бы наши музыканты и без специального приказа исполняют музыку Алексея Рыбникова и Родиона Щедрина. Или у меня слуховые галлюцинации? Или имелись в виду какие-то другие "современные композиторы"? Что касается театров, пьесы современных авторов тоже идут практически повсеместно. Насколько они "самые новые" или не "самые" - не знаю. Думаю, режиссеры выбирают их не по календарю, а по какому-то другому, более разумному принципу. На что пойдет публика. Что интересно играть актерам. И если большинство современных драматургов не выдерживает конкуренции с Островским и Шекспиром, простите, такова объективная реальность. У нас уже вводили "тендеры", чтобы главный режиссер изображал соревнование с самим собой за право постановки в собственном театре. Теперь новое комическое представление. Братья Пресняковы вступают в творческое соревнование с Чеховым - и выигрывают! Потому что министерство поддержало их административным ресурсом.

А собственно, почему? Почему министерство считает себя вправе навязывать зрителям репертуар и таким образом перераспределять собранные с населения налоги в пользу частных лиц, и без того не бедствующих?

Отгадку мы находим в тексте, который, видимо, послужил источником вдохновения для великой репертуарной реформы. Статья, опубликованная в той же газете месяц назад:

"Необходимо объявить открыто - двадцать процентов бюджета культуры направляется на создание и демонстрацию нового. Если вы как культурная институция получаете госдотацию, то просто обязаны это делать: в государственном оркестре 30 процентов исполняемой музыки должно быть написано современными композиторами, в государственном театре три премьеры из запланированных десяти - по текстам современных авторов…"

Вокруг довольно невнятной публикации устроили такое пафосное "всенародное обсуждение", как будто речь шла не о претензиях на кусок бюджетного пирога, а о какой-то новой философии. И сочинили ее не Даниил Дондурей с Кириллом Серебренниковым, а президент с премьер-министром. И вот уже рапортует министр: мудрые указания приняты как руководство к действию! Зная вкусы господина Серебренникова, можно было бы и конкретизировать. Спустить театру Петра Фоменко разнарядку: не менее двух пьес Марка Равенхилла в год.

Самое забавное, что совсем недавно обсуждались предложения, не ввести ли подобные квоты в кинопрокате. И тогда тот же Д. Дондурей высказывался совсем в другом тоне:

"Мы живем в стране со свободной рыночной экономикой или в Северной Корее? Это антирыночно" ...

"Во Франции люди ходят на отечественные фильмы не из-за квоты , а потому, что качество своего кино их удовлетворяет".

О мотивах такого плюрализма в отдельно взятой голове поразмышляйте сами.

Резюме. Будем надеяться, что министра очередной раз подставили недобросовестные (и, возможно, небескорыстные) подчиненные. Потому что игры с процентами могут свидетельствовать только об одном. Что у государства нет (и не предвидится) культурной политики. Что приставленные к этому делу чиновники не могут и не хотят оценивать произведения искусства ПО СУЩЕСТВУ. Им всё равно, "Мальчики" в театре Сергея Женовача - или какие-нибудь "Откровенные полароидные снимки".

Пожалуй, второе даже предпочтительнее. Автор более "современный".

Марина Тимашева

© Радио Свобода

КультураМир

8988

19.11.2009, 15:46

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=82293

bytes: 5144 / 5130

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура"

Премьера, которой не было. Очередная «удача» Музыкального театра

Далеко не первый, но весьма оригинальный казус случился с Отделом работы со зрителями Иркутского музыкального театра, в котором, напомним, не покладая рук трудятся дочь директора театра Татьяны Мезенцевой Анна Коротущенко под неусыпным руководством сестры директора театра Евгении Шагиной.

Филипп Марков

КультураИркутск

2069

29.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

3572

28.04.2024

Фантастический уикенд. «Сто лет тому вперёд» сорвал банк, «Город тайн», «По Фрейду» и «Паутина страха» – в топ‑10

Фаворит уикенда в российских кинотеатрах за четыре стартовых прокатных дня заработал больше, чем все фильмы проката неделей ранее. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8195

26.04.2024

Бурятия — кузница кадров для российского кинематографа

Продюсеры и актеры кино из Бурятии все чаще участвуют в федеральных проектах. Если изощренный зритель привык плеваться от российских новинок, то вышедшие работы при участии уроженцев республики собирают отличные отзывы, а будущие входят в «лист ожидания».

Виктор Кулагин

КультураПолитикаБурятия Россия

5710

26.04.2024

Бабродвиж в Красноярске: мастер-класс «Граффити. Стрит-арт», спектакль «Мне осталась одна забава» и арт-вечер «Контекст»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 27 апреля по 3 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы и лекции. Арт-вечер «Контекст» 27 апреля Правобережный дворец культуры приглашает всех желающих на арт-вечер «Контекст».

Бармалей Рыбин

КультураСобытияКрасноярск

8912

26.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

18676

25.04.2024

Бабродвиж в Томске: концерт «Светлое и тёмное», спектакль «Женитьба» и мастер-класс «Роспись пряников»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 26 апреля по 2 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

9019

25.04.2024

Викторины на Бабре. Какие значения имеют слова «гайно», «буробить» и «подследыши»

ТГ-канал «Томск. Бабр. Дальше некуда» проводит филологические викторины – подписчикам предлагается указать значение того или иного диалектного слова. На данный момент проведено 60 викторин. Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями одной местности.

Андрей Игнатьев

КультураОбществоТомск

4729

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6197

24.04.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: концерт «Музыка композиторов Бурятии», спектакль «Похищение на Диком Западе» и программа «Дизайн и винил»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 25 апреля по 1 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы, концерты и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

9493

24.04.2024

Наталия Шамина: «Академгородок – шедевр ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства»

Журналист Бабра поговорил с доктором биологических наук, председателем новосибирского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Наталией Шаминой. – Наталия Владимировна, когда и почему возникло желание заниматься общественной деятельностью?

Андрей Игнатьев

КультураЭкологияНовосибирск

6261

24.04.2024

Эксклюзив Бабра. Михаил Башкатов о работе в кино, актерской профессии, Томске, Москве и вдохновении

Капитана команды «Максимум» Михаила Башкатова томичам представлять не нужно. Кто-то помнит его как КВНщика, который вместе с командой в «нулевые» прославил Томск на всю страну еще раз, продолжив дело, начатое «Детьми лейтенанта Шмидта».

Анна Леро

КультураОбществоТомск

6584

24.04.2024

Лица Сибири

Кириенко Сергей

Монахов Евгений

Шевченко Иван

Титов Анатолий

Буханцов Владимир

Лазарева Марина

Климов Антон

Лебедев Иван

Зацепин Сергей

Алтарева Валерия