Артур Скальский

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

3866

14.01.2009, 15:57

Когда теряются краски…

«Что же происходит с нашим кино?» – вынужден был я в очередной раз задуматься после просмотра двух фильмов, имеющих прямое отношение к Иркутску.

«Живи и помни», снятый по одноимённой повести нашего выдающегося земляка Валентина Распутина, и «Адмиралъ», герой которого – А.В. Колчак – оставил свой неоднозначный след в истории России и Иркутска в частности. Если бы они вышли на экран в разное время, возможно, не заметил бы общих черт. А тут – подряд, один за другим, что навело на вывод: однако, тенденция.

Основная ошибка авторов, на мой взгляд, в неудачном выборе актёров на главные роли. Ну какой из Хабенского Колчак? Красавчик, модный артист, он одинаково неинтересен от начала фильма до конца. Не веришь, что герой Хабенского, с не обременённым идеями челом, мог пойти в арктическую экспедицию… Зачем ему это надо бы? Александр Васильевич – аскет с глубинным, завораживающим взглядом. А Хабенский, как сказала бы Нонна Мордюкова, «не орёл». Хотя и нос острый, и глаза выделяющиеся… В сцене молитвы-клятвы с бойцами у Хабенского нет веры, а только произнесение текста. Делает смертельный, архиважный вывод: «Монархия пала» (ничего себе событьице!), а сердца нет. Всё однотонно, одинаково. Сверхактивная реклама гипнотизирует: «Это фильм о любви». И Хабенский оправдывается, проговариваясь: «Я играл не Колчака, а человека». И продюсер А. Максимов подтверждает: «У нас кино про любовь. К человеку, к стране, к дару жизни в целом. Это его содержание, история – только форма, обстоятельства, в которых разворачивается действие». Дескать, конкретные личности, история – только повод, фон. Хорошая «отмазка». Да только и любви-то в актёрстве Хабенского – Боярской тоже и близко нет. Это отметил и кинокритик Д. Дондурей: «В картине Колчак – любовник на фоне истории страны, но никакой истории, в сущности, нет, кроме каких-то эпизодов».

Жаль… Такую тему загубили! Правда, ставшая легендой, оказалась красивее, сильнее. Ведь мог бы получиться фильм для поколений, а случился одноразовый…

Назвать фильм блокбастером – всё равно, что вместо «песня на стихи» сказать «песня на слова»… Чувствуете разницу?

Натиск рекламы который раз подтверждает необязательность представления качественного продукта. А наоборот, как бы предупреждает: «Осторожно! Возможно разочарование».

Лиза Боярская в роли Анны Тимирёвой – заурядная бесстрастная дамочка на заработках в гостинице «Метрополь». Особенно ярко это выдаёт эпизод в пенной ванне с кокетливо ею выставленной ручкой. И это – благовоспитанная, интеллигентная, благородных кровей дама?! Тонкая, глубокая, художественная натура почти сто лет тому назад? Да это современная смазливая бабочка, хищница без веры и стыда, соблазняющая плейбоя.

Создаётся впечатление, что сегодня ни один российский фильм невозможен без обязательной сцены «целомудренная девушка в пенной ванне». Даже такой, казалось бы, далековатый от спекуляции на эротике фильм «Адмиралъ». При чём здесь необыкновенная история любви Колчака и Тимирёвой?

В фильме «Живи и помни» коробит язык – тяжёлый, вычурный, специально выговариваемый, а не лёгкий, естественный, как дыхание. Режущий слух в начале фильма, а далее по ходу забытый и осовремененный. Словно выполнили формальную задачу: обозначили же время и место действия – Сибирь, ну и хватит. Когда читаешь у Распутина, речь воспринимается естественно, нормально. Родная же, куда денешься?

Иркутские зрители в немалом количестве разочарованы. Даже молодые люди, которых сегодня трудно чем-то смутить, посчитали сцены близости героев вульгарными, грубыми, пошлыми. Конечно, и Настёна измаялась по мужу, и Андрей похотью озверел. И надо было бы их понять и простить, однако… Значит, режиссёру и актёрам не хватило художественности, деликатности. А ведь у Распутина эти эпизоды описаны тонко, бережно и красиво. Прочитайте шестую главу. Вот это кино!

Лоскутный натурализм фильму вообще свойственен. Возможно, это попытка реализма?

В сцене поминок за скудным столом все женщины рядком в одинаково чёрных уборах (это в деревне-то?) постановочно рассажены режиссёром. Выстроены эдаким символом, торчащим в фильме, будто гвоздь в ботинке. Надуманные, неестественные, лживые эпизоды поминок, сжигание гимнастёрки с наградами, осовремененный финал «спустя несколько лет»… Нет этого у Распутина. Он многозначительнее, многосложнее, не однозначный, не примитивный. Он оставляет загадку: что стало с Андреем после самоубийства Настёны? А в фильме всё ясно: живёт себе в таёжном зимовье…

Режиссёр на премьере в Иркутске сказал: «Мы не ставили своей целью точную экранизацию». И Дарья Мороз, исполнительница главной роли, в интервью говорит: «Всё-таки это немного другая история». Снова «отмазка»?! Да что это такое? Вместо того, чтобы поднимать планку высоты и создавать художественное произведение превосходящего качественного уровня, планка заведомо умышленно опускается, занижается, неубедительно оправдывается – и в результате опять одноразовое кино. Не долгожитель…

Ведь невозможно даже представить, чтобы создатели таких отечественных и зарубежных фильмов, как «Тихий Дон», «Сибириада», «Калина красная» (с несравненным В. Шукшиным), «Восхождение» (с потрясающим Б. Плотниковым и В. Гостюхиным), «Последний самурай», «Восхождение на Фудзияму» (какая философия, какая динамика внутри фильмов и их героев!) и сотен других, оправдывались бы: мы не ставили своей целью экранизировать первоисточники, копировать героев, не хватило средств, картина была бы долгой, зрители не высидели бы и т.д.

Несерьёзно, непрофессионально, не правда ли? Если актёры, режиссура, драматургия захватывают – смотришь столько, сколько отмерено создателями. Два, три часа, серию… По тому же В. Распутину не нужны никакие оправдания за фильмы «Уроки французского», «Пожар», «Прощание» (с незабываемой С. Станютой). Трогательные, добрые и до сей поры актуальные фильмы-долгожители.

Мне очень нравится фильм А. Прошкина «Холодное лето 53-го». В нём абсолютно убедительно, великолепно играют А. Папанов, В. Приёмыхов, мои однокурсники по Тамбовскому институту культуры два Виктора – Косых (Данька в сериале «Неуловимые мстители») и Степанов (замечательно исполнил роль главного героя в фильме «Михайло Ломоносов» у того же Прошкина). Сильный режиссёр, но

В. Распутин мощнее, мудрее, оказался не по силам. У него поразительная неслучайность всего: и именно грудь ранена у героя, а не рука-нога, и вытьё с волком, и глаза умирающей козы, и пещера на острове, словно склеп, первая травинка, почка на ветке, кукушка, и… много всего.

Я благодарен фильму за то, что он стал поводом вновь окунуться в повесть Валентина Григорьевича. Поначалу собирался лишь припомнить, по-быстрому пролистать-пробежать, а споткнулся и застрял, перечитывал неспешно, с удовольствием, несколько дней. Рабочими днями часто ловил себя на думах о повести, её героях… Они как будто жили во мне, время от времени толкаясь в сердце. Возвращаясь домой, наскоро поужинав, с жадностью припадал к следующей строчке, к дальнейшему течению судеб. Но я же ведь знал, чем всё завершится! Что за давно забытая тяга? Как сама жизнь. Ведь знаешь, чем закончится, а тянет, не отпускает до срока. Хотя известны примеры, когда не терпелось не тянуть, а стремглав, взахлёб прочитать книгу и закрыть обложку… Высоцкий, Цой, мальчик, который хотел в Тамбов, так и не попав туда… И Колчак в иркутской тюрьме вызывающе-смиренно осознавал, что его ждёт; и Анна Тимирёва готова была пойти за ним на каторгу, на эшафот… И Андрей Гуськов знал, что заслужил за дезертирство, и его жена Настёна сама установила свой срок за позор и стыд перед односельчанами, перед Богом.

Молодёжь, соглашаясь, что актёры слабы, интересуется: а кто бы мог достойно сыграть героев фильма? Из «стариков», наверное, масштаба Н. Мордюковой, М. Ульянова, В. Шукшина – это острохарактерные актёры широчайшего диапазона, от комедии до трагедии.

Колчака – быть может, Олег Ефремов… Из молодых – затрудняюсь… Дефицит сильных характеров, ярких фактур, да и испорченность телевидением, клиповостью, попсовостью мешает. Трудновато сегодня на экране, как, впрочем, и в жизни, идут честь, совесть, стыд, вера, грех, самопожертвование, праведность, долг, преданность… Аристократы, дворяне, интеллигенты – как их играть? Забыто, да и мало востребовано. Писатель Александр Проханов тоже убеждён: «Фильм о Колчаке забудется очень скоро. Он уйдёт из истории кинематографа, он там не зацепится». Ему вторит один из зрителей: «Адмиралъ» никогда не сравняется с «Чапаевым». Попробуйте найти хоть одного человека, который бы, скажем, сходил раз десять на этот фильм, как раньше ходили на «Чапаева»… Дорогая и качественная поделка не заменит шедевра.

И в «Адмирале», и в «Живи и помни» есть фрагменты относительно друг друга более эмоциональные, привлекающие внимание. Но не они определяют целостную значимость кинопроизведений.

Я не историк, как и большинство зрителей, и с этой точки зрения фильмы не берусь судить. Но есть глаза, сердце, сравнительный зрительский опыт, который отнюдь не перевешивает в пользу картин. Небезосновательно душа сопротивляется.

В литературе и по жизни герои – красивые душой и телом, искренние люди. В фильме «Живи и помни» это какая-то грязная возня, да и адмирал вряд ли бы так полюбил легкомысленную барышню в исполнении Лизы Боярской. И как следствие – недоверие зрителей.

Прочитав более половины повести, вдруг подумал, что в страстных отношениях героев ни разу не встретил знаковое слово «любовь». Как же в повести о любви автору удалось избежать, игнорировать такой веский козырь, правда, в известной мере затасканный и обесцененный? Как автору через своих героев – полуграмотных крестьян без книг, телевизора, Интернета, эсэмэсок – удалось передать такую поразительную гамму чувств? Удивительно, какие краски, тона, полутона!.. И вроде всё просто, а попробуй почувствовать, высказать! Наверное, потому что искренне. Тогда всё найдётся.

На недавних похоронах Муслима Магомаева Алла Пугачёва столь же искренне сказала: «У меня была детская мечта познакомиться с Муслимом. Я стала петь, выступать, чтобы эта мечта осуществилась. Мы познакомились, но при жизни так и не спели… Но ничего… Я верю, что мы с Муслимом ещё споём». И нет в сбыточности этой фантастической идеи ни малейшего сомнения. Обязательно споют. Да так, что и «неба будет мало и земли». Вот и чувства, и слова, и вера, когда талантлива душа…

Мелковаты фильмы.

За пять лет до смерти, в 1970-м, Анна Васильевна Тимирёва написала строчки, посвящённые Колчаку:

Полвека не могу принять –
Ничем нельзя помочь:
И всё уходишь ты опять
В ту роковую ночь.
А я осуждена идти,
Пока не минет срок,
И перепутаны пути
Исхоженных дорог…
Но если я ещё жива
Наперекор судьбе,
То только как любовь твоя
И память о тебе.

Гуськов в повести говорит Настёне: «Ты для меня не жена, а весь белый свет». Как удивительно похоже – что у аристократки, что у крестьянина! Одинаково недосягаемо высоко.

Анна Васильевна умерла в 1975 году. Этот же год стоит под повестью В. Распутина «Живи и помни». Должно быть, случайное совпадение.

Анна Тимирёва скончалась в роли уборщицы в массовке фильма «Бриллиантовая рука» у другого нашего земляка – Леонида Гайдая. Наверное, тоже случайное совпадение.

Владимир Березин, член Союза кинематографистов России

Артур Скальский

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

3866

14.01.2009, 15:57

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=49916

bytes: 11219 / 11168

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Можно попросить Нину?», концерт «Родная стихия» и мастер-класс «Гусь-обнимусь»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 7 по 12 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и лекции.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

2716

06.05.2024

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

5814

03.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

8159

02.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

6556

01.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 30 апреля по 5 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11783

29.04.2024

Премьера, которой не было. Очередная «удача» Музыкального театра

Далеко не первый, но весьма оригинальный казус случился с Отделом работы со зрителями Иркутского музыкального театра, в котором, напомним, не покладая рук трудятся дочь директора театра Татьяны Мезенцевой Анна Коротущенко под неусыпным руководством сестры директора театра Евгении Шагиной.

Филипп Марков

КультураИркутск

10734

29.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

8273

28.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

22889

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6999

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

6479

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Беседы королей», спектакль «Последний срок» и литературный час «Васюткино озеро»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 23 по 28 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14018

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Рождественские грёзы», концерт «Весенняя рапсодия» и игра «Это просто космос»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 16 по 21 апреля в Иркутске пройдут мастер-классы, игры, спектакли и концерты. Литературно-фольклорный утренник «Не боимся мы Ягу!

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15955

15.04.2024

Лица Сибири

Сечин Игорь

Прокопьев Анатолий

Колмаченко Василий

Аргучинцев Александр

Забродская Лариса

Казакова Татьяна

Берулава Михаил

Иванов Вячеслав

Тюников Александр

Полухин Сергей