Беседовала Наталья Димитриева

© АИФ в Восточной Сибири

КультураИркутск

2981

28.11.2007, 17:22

Геннадий Шапошников: культура делает человека, а человек экономику

Первым спектаклем который Геннадий Шапошников, художественный руководитель Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, поставил в столице Восточной Сибири, была пьеса Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».

В августе вся страна отметила 70-летие со дня рождения иркутского драматурга. А в нынешнем сезоне иркутяне увидели в постановке Шапошникова премьеры спектаклей «Старший сын» и «Сны Ермолая Лопахина» по пьесе Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Кстати, Вампилова называют сибирским Чеховым.

Эпоха временщиков

— «Вишнёвый сад» драмтеатр планировал ставить лишь в 2009 году. Почему так резко изменились планы?

— Ко мне пришли представители одного известного банка и предложили финансировать спектакли по русской классике. Отсюда возник проект с одноимённым названием. В его рамках планируем показать «Живой труп», «Пиковую даму» и другие классические произведения. Я счастлив, что есть люди, которые понимают: культура делает человека, а человек экономику.

— Чехов жаловался, что Станиславский превращает своих из героев в «плакс». Вам удалось этого избежать?

— Думаю, удалось. До постановки спектакля я внимательно изучал чеховские письма. Как драматург уговаривал Станиславского сыграть Лопахина! Но тот отказался. Он не мог себе позволить играть «мужика, пишущего, как свинья». Для Чехова же Лопахин был ключевой фигурой. В пьесе ставятся вопросы не просто о том, что деньги есть, а счастья нет. Здесь речь идёт о свободе и рабстве. Когда Антон Павлович говорил «надо по капле выдавливать из себя раба», то имел в виду конкретные вещи. Его дед и отец были крепостными. Чехов тоже чувствовал в себе раба, например, когда просил гонорары. — Лопахинский топор сильнее любви? «Вишнёвый сад» был написан больше ста лет назад. С того времени ничего не изменилось. Ради научного прогресса всё также рубят сады, пусть и не вишнёвые. — Вырубание невишнёвых садов — это следствие эпохи временщиков: это не мой город, не моя история, не мой дом. Половина народа в Иркутске мечтает сбежать в Москву, в Санкт-Петербург или за границу. «Эпоха временщиков» повсюду. Человек садится в кресло управленца и знает, что он на этом месте временно. Он стремится либо побольше хапнуть, либо сделать так, чтобы его продвинули выше по карьерной лестнице. Во времена Людовика XIV жили по принципу: будем жить так, чтобы после нас никому ничего не досталось. К сожалению, жизнь человека отведена на то, чтобы сеять. А хочется ещё пожать и съесть.

Зачем артистам тендер?

— У нас не только сады вырубают, но и театры губят. Со следующего года вступает в силу закон об автономных учреждениях, по которому «храм Мельпомены» должен уйти в самостоятельное плавание.

— Ни для кого не секрет, что на постановку одного спектакля уходят немалые деньги, но он даёт и немалый зрительский эффект — только этим можно измерять искусство, а не рублём и не долларом. Театр оказывает услуги, но их нельзя сравнивать с теми, которые оказывают химчистка, автозаправочная станция и т.д. Культура не должна зависеть от тех, кто находится у власти. И сокращение финансирования театров — это национальная катастрофа. Ведь уровень театра определяет уровень самосознания нации. Так было во все века. Во времена Чехова было экономически выгодно вкладывать в культуру. Когда знаменитый купец Морозов строил детские сады, театры, он это делал на благо своих работников. Люди никуда не уезжали, наоборот, трудились в поте лице. Появлялись целые династии. К счастью, и в наше время есть такие купцы Морозовы.

Насколько мне известно, из необходимого количества подзаконных актов вышло всего треть. Остальное, как это у нас всегда бывает: по дороге разберёмся. Как это нам аукнется, не знаю. Хотя, с другой стороны, возможно, эта реформа подвигнет нас на создание чего-то интересного. И мы будем жить, а не выживать.

— Чтобы сыграть роль Колчака в постановке драмтеатра, Георгий Тараторкин должен был выиграть тендер. Зачем народного артиста подвергать таким испытаниям?

— Увы, бюджетные организации сегодня задушены тендерами. Так Георгий Тараторкин должен выйти на конкурс, чтобы играть в Иркутске роль Колчака, потому что мы не имеем права платить ему выше определённой суммы, заложенной в бюджете. Со стороны это смотрится дико. Но такие у нас законы. Приведу другой пример. Чтобы мне поехать и поставить спектакль в другом городе, я должен быть зарегистрирован как частный предприниматель. То есть я должен сам ходить в налоговую, делать отчёты. Или поручить это бухгалтеру.

— Будете ли вы ещё приглашать актёров со стороны?

— Буду, если для постановки спектакля мне нужна будет «инородная кровь». Когда мы показывали «Колчака» в Москве или Чебоксарах, это выглядело не как «Тараторкин + Иркутск», а как команда. Этим этот спектакль и ценен.

«На репетицию смотрю чужими глазами»

— На прошедшем в сентябре фестивале Вампилова неоднократно было сказано о том, что современная драматургия скудна. Неужели нет талантливых драматургов, пусть не в России, но за рубежом?

— Пьес, достойных внимания, сегодня мало. Чтение становится всё короче и короче, уже просто листаешь журнал или книгу. Профессиональный режиссёр может из самой убогой пьесы сделать нечто. Но нужен материал, прежде всего поднимающий человеческие вопросы.

У меня есть четыре пьесы сербской журналистки Биляны Срблянович. Только я не знаю, как их ставить. Делать из её пьес цирк, как это получилось в театре «Современник» в спектакле «Мама-папа-сын-собака», не хочу. Автор достоин большего. Если ставить её пьесы с такой искренней откровенностью, как она пишет, то это будет жестокий спектакль. Публика постановку примет. Но есть круг людей в городе с «высокими» нравственными устоями, которые погубят спектакль. Возможно, удастся что-то поставить на камерной сцене. Кстати, также с настороженностью относились и к пьесам Вампилова. Говорили: это чернуха. Шопенгауэр по этому поводу сказал: «Гений попадает в цель, которую никто не видит!». Возможно, современных драматургов поймут и оценят лет через 20–30. Пьесу, даже с ненормативной лексикой, можно ставить, если в ней есть попытки выразить боль человеческую, а не просто эпатаж.

— Возможно, на отсутствие современных драматургов повлияло отсутствие критиков, которые бы давали почву для размышлений. Или критики только губят талант?

— Вредить или помогать критики не могут. Зритель, когда покупает билет на спектакль, не руководствуется чьими-то статьями. Сегодня приостановлено развитие института критики. В наше время больше востребован жанр новости, когда просто говорят о факте премьеры. Анализом увиденного никто профессионально не занимается. Москвичи же приезжают поучать. В таких случаях мне вспоминается легенда о скульпторе, слепившем двух Венер. Одну — по совету друзей-критиков, другую — сам. Как вы думаете, где получилась уродина? Я долго себя учил смотреть свою новую репетицию чужими глазами: своё-то всегда нравится.

А вообще, нет монополий на истины, есть монополии на вопросы. Театр — это способ познания мира. На репетициях мы формулируем вопросы к зрителю. Кого-то они не заденут, кто-то, наоборот, поймёт, что он не одинок в размышлениях, и спектакль даст ему толчок для постижения новых истин.

Беседовала Наталья Димитриева

© АИФ в Восточной Сибири

КультураИркутск

2981

28.11.2007, 17:22

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=41442

bytes: 7167 / 7146

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Слышали звон... Как иркутский минкульт у Рыбникова и Уэббера оперы украл

На официальную страницу Министерства культуры Иркутской области ВКонтакте подписано 3 270 человек, но, судя по «лайкам» и результатам голосований, читают и активно сопереживают из них от силы пара десятков. А зря.

Филипп Марков

КультураИркутск

3215

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Любовь, что правит миром», праздник «Ночь в Ботаническом саду» и опера «Две королевы»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 14 по 19 мая в Иркутске пройдут спектакли, игры и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

1619

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Можно попросить Нину?», концерт «Родная стихия» и мастер-класс «Гусь-обнимусь»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 7 по 12 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и лекции.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10971

06.05.2024

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

6887

03.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

9304

02.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

7656

01.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 30 апреля по 5 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14233

29.04.2024

Премьера, которой не было. Очередная «удача» Музыкального театра

Далеко не первый, но весьма оригинальный казус случился с Отделом работы со зрителями Иркутского музыкального театра, в котором, напомним, не покладая рук трудятся дочь директора театра Татьяны Мезенцевой Анна Коротущенко под неусыпным руководством сестры директора театра Евгении Шагиной.

Филипп Марков

КультураИркутск

14153

29.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

8826

28.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

26041

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7593

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

6932

22.04.2024

Лица Сибири

Асеева Анна

Липин Сергей

Долгова Ирина

Гайдукова Евгения

Жемчужников Алексей

Сильвестров Николай

Свидерек Кшиштоф

Ручкин Константин

Белянина Анна

Бакуркин Кирилл