Григорий Померанц

© Новая газета

ОбществоМир

2216

27.02.2012, 11:37

Несовершенство истории

Понимание несовершенства общества и готовность постоянно исправлять перекосы могут избавить нас от баррикад.

История никогда не может прийти к совершенству. История всегда дает перекосы. Реальное общество всегда перекошено — либо в сторону чрезмерного рационализма, к дробным решениям, либо в сторону иррационализма, к загадке целого. Скажем, экономически ориентированное общество всегда перекошено в сторону эффективности (и следовательно, свободной инициативы) или в сторону социальной защищенности, которая тормозит инициативу. И принципиально не может быть абсолютно совершенного общества. Наиболее совершенное общество — это общество, сознающее свое несовершенство и время от времени его исправляющее, двигаясь от одного перекоса к другому.

Когда же утопия дает великую цель, и она оправдывает все средства, то в конце концов средства становятся подлинной целью, средства поглощают цель, и место фанатиков цели, которые начали движение, занимают практики средств.

Утопия никогда не захватывает народа, находящегося в нормальном состоянии. Чтобы броситься в утопию, нужно потерять здравый смысл. Неважно, какая утопия. Может быть ленинская утопия, может быть гитлеровская утопия.

Парадокс современной России — слепота к различию социальной защиты от коммунистической утопии, въевшейся в плоть и кровь за семьдесят лет большевистской диктатуры. От этой путаницы — повторные возвраты коммунистического утопизма.

Чтобы сохранить здравый смысл, надо освободиться от психологической почвы утопии, от резкого разрыва между роскошью и нищетой, от взрывов ненависти в массе, загнанной в тупик. А идея национального величия легко оборачивается в племенную замкнутость. Хотя расцвет национальной жизни и племенная замкнутость — совершенно разные вещи.

Нация — это сравнительно новое явление. Не надо путать ее с тем, что по советскому паспорту называется национальностью. Нации возникли в Европе примерно в XVI веке на основе единой христианской культуры. Империя не получилась, и сложились самостоятельные национальные государства. Но эти государства находятся в постоянной перекличке друг с другом. Черта нации — не только обособленность, но и связанность, неотделимость от единого клубка. Это чисто европейское явление. Нация — это категория европейской культуры, к которой постепенно переходят другие, по мере европеизации. Нация — это как бы инструмент в оркестре и голос в хоре. Они постоянно перекликаются друг с другом. Не случайно и национализм, и интернационализм — обе эти идеи возникают в Европе. Нация — это единство этнического и вселенского.

Принимая православие, как его понимали в Византии, мы движемся в сторону крайнего обособления и замыкания в гордыне Третьего Рима. Но сейчас это нелепо. Сегодня естественнее понимать православие как один из вариантов христианства, как участника единой большой христианской культуры. Тогда открывается духовный путь к тому, что сейчас становится политически возможным, к возникновению широкой коалиции северных и удаленных к югу стран, с перспективой охватить не только Западную Европу, но и Россию, и Америку, и Новую Зеландию. Последнее сегодня трудно себе представить, но в будущем станет возможным и даже необходимым. Без субглобальной и глобальной дисциплины нам не обойтись.

Субглобальная и глобальная коалиция встала бы не только перед экологическими проблемами. Во всяком случае, России не обойтись без экуменизма в области духовной культуры, которая сегодня еще не нашла своих колодцев в глубину и может многое заимствовать у Экхарта Толле и других исследователей вселенских духовных глубин.

Это очень широко и верно понимал Александр Владимирович Мень. Он был убежденным экуменистом. Но он не считал, что сейчас уже настало время, чтобы выйти за рамки существующих традиций. Он стоял за их перекличку, искал пути к возрождению чувства единства, начиная со всей Европы, продолжая путь, начатый Георгием Петровичем Федотовым в эмиграции.

Федотов был одним из первых деятелей русского духовного возрождения. На Западе он очень быстро убедился, что тот национализм, к которому его тянуло в противоположность абстрактному интернационализму большевиков, сам по себе тоже опасен. И под влиянием опыта фашизма и опыта мировой войны он уже в 43-м году пишет: «Проблема, поставленная сейчас жизнью, есть обуздание национального государства, а не одной Германии, как люди склонны упрощать дело». И его идеалом становится большая федерация, а не империя. Он пишет о том, что создало нынешнюю ситуацию:

«Два последних царя, воспитанные славянофилами, пытались обрусить империю и вооружили против нее целый ряд народов. Национализм оказался одним из ядов, разложивших императорскую Россию. Убаюканные немецкой музыкой и стихами Гёте, немцы идут на истребление славян. Так и для нас образ святой Руси облегчал всякое насилие над инородцами. Парадоксальным образом Гёте и Толстой делаются в наши дни воспитателями национальной ненависти. Но это уж есть предательство, измена самой национальной культуре. То есть измена и Гёте, и Толстому, чуждым национальной гордыне и ненависти».

Нужна положительная программа национального как ветви вселенского Дерева, уходящего своими корнями в чувство вечного. Примерно в 1970 году я бросил простую фразу: «Думайте о Боге, пишите по-русски — вот и получится русская культура». И у Федотова я нашел очень сходную мысль: «Чтобы жить, человек должен найти утраченные связи с Богом, с душевным миром других людей и землей. Это значит в то же время, что он должен найти самого себя, свою глубину, свою укорененность в обоих мирах, верхнем и нижнем», насколько я понимаю — в небесном и земном.

Подведем итоги. Национальное и интернациональное, экономическая эффективность и социальная защита должны мыслиться совместно, в единой паре, тянущей историю. Это впервые поняла Англия. Это понимание несовершенства общества и готовность постоянно исправлять перекосы избавили Англию от баррикад. Остальные страны Запада медленно усваивали ее опыт. А в России постоянно побеждали крайности. Деспотизм переходил в «бунт, бессмысленный и беспощадный», а бунт кончался новым деспотизмом. И в итоге страна, окунувшись в революцию, проскакивала мимо свободы.

Наше несчастье — рассматривать противоположности как несовместимые принципы. Но всякий принцип, доведенный до предела, становится разрушительным. Разумна только традиция, принимающая принципы в паре, в равновесии, с возможностью переходить от одного перекоса к другому, противоположному — без баррикад. Всякий принцип, вырвавшийся из своей парной упряжки, становится разрушительной силой. В том числе и национализм, и интернационализм. Недаром Федотов писал о роли яда, которую национализм сыграл в истории русской национальной культуры. И можно добавить к этому каноническую фигуру Толстого в статьях Ленина и значки с портретом Гёте на шествиях немецких фашистов. Политика террора охотно драпировала свою наготу бархатом юбилеев; достаточно вспомнить пышный юбилей Пушкина, аккурат пришедшийся на 1937 год.

Жизненная правда не требует ни окаменелых принципов, ни попирания всякой твердости.

Григорий Померанц

© Новая газета

ОбществоМир

2216

27.02.2012, 11:37

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=103089

bytes: 7139 / 7065

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Григорий Померанц.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Инсайд. Чёрный вторник. Томский обзор

Увы, но паводок не думает сдавать свои позиции в регионе. Очередная напряженная точка в Чаинском районе, где из-за перелива трассы Подгорное – Бакчар отрезанным оказалось село Бундюр. Опять возникают вопросы, почему эту ситуация нельзя было предотвратить и предупредить?

Ярослава Грин

ОбществоПолитикаСобытияТомск

1521

07.05.2024

Сотрудничество с ООН: как в Монголии препятствуют пыткам

Подкомитет ООН по предотвращению пыток (ППП) во второй раз в истории отправил своих представителей в Монголию. Визит сотрудников этой организации, начавшийся 5 мая, продлится до 16 числа. Целью мероприятия является оценка реализации рекомендаций, вынесенных после предыдущего визита в 2017 году.

Эрнест Баатырев

ОбществоОфициозМонголия

542

07.05.2024

Анализ финансового эксперта: Монголия не самая бедная страна мира

В опубликованном на днях рейтинге беднейших стран мира Монголия расположилась на не самой плохой 87 позиции. Страна обошла не только традиционных лидеров антирейтинга в лице африканских государств, но и некоторых соседей по Центральной Азии.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия

3305

06.05.2024

Нужны ли красноярцам зелёные облигации? Итоги опроса Бабра

В конце апреля красноярские депутаты в который раз удивили общественность. На очередной сессии горсовета, во время первой в этом году корректировки бюджета, рассказали о нововведении, коим должен стать выпуск облигаций для горожан.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесКрасноярск

5594

03.05.2024

Блогнот. Депутат Госдумы Юрий Афонин о бредовом предложении Екатерины Собканюк

Депутат от «Единой России» предложила отправлять безработных в «трудовые лагеря». Остался один шаг до инициативы вернуть крепостное право. Есть в Законодательной думе Томской области депутат Екатерина Собканюк.

Андрей Игнатьев

ОбществоСкандалыТомск

2307

03.05.2024

Инсайд. Щепотка Томска. Бедный Махиня

Наш дорогой градоначальник находится в незавидном положении: как выяснилось, пост мэра в «научно-образовательном центре Сибири» имеет массу недостатков. Начиная от невысокой заработной платы, о чем внезапно узнали все, до осознания собственной беспомощности даже в муниципальных вопросах.

Ярослава Грин

ОбществоПолитикаТомск

6575

02.05.2024

Подготовка к выборам в Монголии: 26 партий и две коалиции

Монголия готовится к важному этапу своего политического развития – парламентским выборам 2024 года. На данный момент внимание общественности приковано к процессу регистрации участников избирательной гонки.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

5929

30.04.2024

Полезная занятость для подростков с аутизмом в Иркутске вышла на новый уровень

Еще совсем недавно на диагнозе «аутизм» висело клеймо – «необучаемый», но на сегодняшний день мы видим, что дети могут находиться в обществе сверстников и занимать себя полезной деятельностью при грамотной педагогической поддержке.

Лилия Войнич

ОбществоИркутск

2135

30.04.2024

Монголия и Кыргызстан: преемственность и перспективы

Встреча президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха со спикером парламента Кыргызстана Нурланбеком Шакиевым не только отметила текущий этап в отношениях между двумя странами, но и открыла новую страницу в их истории.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

6870

26.04.2024

Дэвид Кэмерон посетит Монголию: о новом этапе сотрудничества

Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон призывает к расширению взаимодействия со странами Центральной Азии, в том числе и Монголией. По словам министра, его текущий визит является ключевым моментом в стремлении к продвижению британских ценностей и укреплению геополитических отношений.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

7790

23.04.2024

Национальная комиссия по правам человека в Монголии: «Каждый четвертый брак заканчивается разводом»

В Улан-Баторе 16 апреля на заседании Национальной комиссии по правам человека был представлен доклад на тему «Гендерное равенство в семейных отношениях и другие вопросы прав человека».

Денис Большаков

ОбществоПолитикаМонголия

9760

18.04.2024

Переработка отходов в Монголии: шаг к зеленой экономике

В Монголии, как и во многих других странах, стоит серьезная проблема переработки пластиковых отходов. Недавно принятый Национальный стандарт по переработке пластика, гигиене и качеству стал первым шагом на пути к решению этой проблемы.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияЭкономика и бизнесМонголия

10172

17.04.2024

Лица Сибири

Лапшин Юрий

Савченко Андрей

Давыдова Наталья

Долгих Владимир

Гусев Анатолий

Новоселов Владимир

Березин Владимир

Полосин Андрей

Савченко Евгений

Рихванова Марина