Блогнот. О феминистской революции в Бурятии

Феминистская революция в Бурятии . Или как объяснить парадокс матриархального патриархата у бурят?

Формально у бурят семейные устои зиждятся на главенстве в доме мужчины, но если копнуть глубже оказывается наоборот. Подтвердилось это в реформенные 90-ые годы, когда именно женщины бросились в омут предпринимательства либо каторжного наемного труда, чтобы спасти от голода семьи. Мужчины покорились воле слабой половины, согласившись уступить первенство. Это было исторически обусловлено.

Средневековые летописи позволяют копнуть в ментальности бурят до 16-ого века, когда бурятские племена жили по законам степного Домостроя. Для женщины, к примеру, существовало три правила в подчинении и четыре добродетели. В число первых входило повиновение отцу, затем мужу, в случае его смерти - сыну. К добродетелям причислялись супружеская верность, правдивость, скромность в поведении и усердие в труде. Вроде все благопристойно, но это только на первый взгляд.

Исторические хроники констатируют жесткое требование: "Покорность, покорность и ещё раз покорность. Такова главная добродетель женщины". Это было, конечно, повсеместной константой на всем Востоке, да и на Западе тоже. Жестокий век.

Особенно плачевной была судьба у молодых женщин, выдаваемых, вернее, продаваемых замуж за калым. "Муж имеет право развестись с женой без суда, если та перечит свекру или свекрови, страдает неприятной для окружающих болезнью, бесплодна, - зафиксировала рука летописца, - Есть неограниченная власть над невесткой. Невестка должна избегать личного общения с главой семьи, постоянно находиться под рукой свекрови".

Ну и, наконец, как апофеоз женского бесправия: "Услужить родителям считается главной обязанностью молодой женщины, если жена нравится сыну, но не нравится родителям, то он обязан расстаться с ней, и наоборот".

Как бы безжалостно муж не обращался с женой, ей надлежало безропотно покоряться судьбе и молча повиноваться. Она могла вернуться в родной дом, но это считалось позором. Да и родители не хотели или уже не могли вернуть выкуп.

Но в эту мрачную эпоху нашлась женщина, которая перевернула эти закостеневшие обычаи. Совершила в степи, поистине, феминистскую революцию. Ее звали Бальжан-хатан. Вместе с безвольным мужем, королевским отпрыском, и угнетенным народом она бежала в русско-китайское Межрубежье, подарив потомкам новую родину и главное свободу.

Благодаря ей, буряты на несколько поколений обогнали своих монгольских сородичей в вопросе гендерного равноправия. Нравы у потомков Бальжан-хатан стали со временем более гуманнее и терпимее к женской судьбе. Как пример, в костюме агинских буряток появился нож, так что обидеть её стало уже весьма чревато.

Историческое осмысление деятельности Бальжан-хатан и её влияния на бурятский менталитет, безусловно, ждет своего исследователя. Пока же мы можем лишь постараться почувствовать интуитивную связь с этой легендарной личностью. Каждый бурят, думаю, обязан пройти этот тест. Для этого нужно посмотреть новую постановку о бурятской княжне в Бурдраме "Её зовут Бальжан".

Ведь быть бурятом это значит быть чуточку Бальжан.

Автор: Батодалай Багдаев

URL: https://babr24.com/bur/?IDE=224916

bytes: 3409 / 3157

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Бурятии:
[email protected]

Автор текста: Андрей Светлов, политический обозреватель.

На сайте опубликовано 1844 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "История" (Бурятия)

Монгольский праздник лета: о значении Надома для монголов

Надом — традиционный монгольский праздник, который представляет огромный интерес не только для жителей страны, но и для ее гостей. Множество туристов посещает Монголию в середине июля, чтобы стать частью этого масштабного действа.

Эрнест Баатырев

ИсторияКультураОбществоМир

14007

13.07.2023

Какая будет судьба у Дубайского сеттльмента?

Тема про Дубай возникла в школе, во время упражнения на рассуждение, которое я задаю своим ученикам для развития мышления и навыков выступления. Одна из учениц выступила с весьма развернутыми тезисами о том, что она хочет жить в Дубае. Ее позиция была хорошо продумана и аргументирована.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

21126

28.06.2023

Инсайд. Буддизм, Бурятия и институт Хамбо лам

Буддизм в условную Бурятию пришел в период правления основателя империи Юань монгольского хана Хубилая. При нём буддизм стал государственной религией.

Пётр Нокс

ИсторияРелигияПолитикаБурятия Монголия Китай

46938

16.01.2023

Инсайд. Где страна Баргуджин Токум?

Интереснейший японский документальный фильм 1936 года о баргутах, части бурятского народа, живущей в Автономном районе Внутренняя Монголия КНР (округ Хулун-Буир). В фильме показаны обыденная жизнь, быт баргутов.

Пётр Нокс

ИсторияКультураПолитикаБурятия Монголия Китай

33816

28.12.2022

Инсайд. О корнях монгольской государственности

Пока странствовал по Непалу, пропустил важное событие, произошедшее в Бурятии. Там собрание жителей сельского поселения Нарсатуйское определило новую дату основания села, 1177 год. Решено, что поселение ведëт свою историю от дворца меркитского кагана, руины которого расположены поблизости.

Пётр Нокс

ИсторияБурятия Монголия

6402

07.12.2022

Инсайд. О вхождении Бурятии в состав России

Вхождение Восточной Бурятии в состав России Как выяснилось, вопрос до сих пор изучен не особенно хорошо, а еще хуже дело обстоит с популяризацией хотя бы того, что изучено.

Пётр Нокс

ИсторияБурятия

5947

12.09.2022

Блогнот. О феминистской революции в Бурятии

Феминистская революция в Бурятии . Или как объяснить парадокс матриархального патриархата у бурят? Формально у бурят семейные устои зиждятся на главенстве в доме мужчины, но если копнуть глубже оказывается наоборот.

Андрей Светлов

ИсторияКультураОбществоБурятия

20782

14.02.2022

Блогнот. Встречались ли Агван Доржиев и Соодой-лама?

Трудно сказать, встречались ли когда-либо Цыден Соодоев и Агван Доржиев? На сей счет, возможно, некоторую информацию могут дать архивные материалы из фондов местных дацанов?

Андрей Светлов

ИсторияРелигияБурятия Россия

8304

08.12.2021

Джида: мёртвые останки великой державы. Репортаж Бабра

Начиная с 2019 года, репортажная группа Бабра совершает экспедиции по всем районам Бурятии. О своих наблюдениях Бабр рассказывает в серии репортажей.

Лера Крышкина

ИсторияТуризмАрмияБурятия

18605

28.10.2021

Это подготовка к осмеянию Победы?

1 июля 2021 года президент России Владимир Путин подписал очередной закон, предписывающий как нам теперь понимать историю.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

60258

18.07.2021

Найдены детали, позволяющие разгадать тайны пирамиды Хеопса

Сотрудница шотландского университета в ходе разбора коллекций обнаружила пропавшие почти век тому назад фрагменты кедрового дерева, представляющие ценность. Фото с vsluh.

Есения Линней

ИсторияНаука и технологииМир

11930

29.12.2020

Врач Кирилов и его окружение

Вечность оказалась совсем не страшной и гораздо более доступной пониманию, чем мы предполагали. Валентин Катаев, «Святой колодец». Николая Васильевича Кирилова с молодости окружали люди незаурядные.

Дмитрий Андронов

ИсторияБурятия

14910

21.12.2020

Лица Сибири

Петров Сергей

Лебедь Владислав

Сактоев Александр

Потехин Александр

Диксон Виталий

Болонева Юлия

Диденко Николай

Перевозников Сергей

Таевский Павел

Стоянов Вячеслав