Артур Скальский

© Babr24.com

КультураМир

8507

27.11.2009, 23:08

"Летучка" для пуритан

Когда-то Бернард Шоу написал свои "Три пьесы для пуритан" – и остался, по собственному признанию, совершенно не понятым современниками. Не понятым, в первую очередь, потому, что в слово "пуритане" он вложил совсем не тот смысл, который использовало общество.

Ему пришлось написать даже целую программную статью-предисловие к последующим изданиям этого драматического "триплета", статья эта великолепна, и к нашим сегодняшним временам относится не в меньшей степени, чем когда-то относилась к английской публике XIX века. В первую очередь – потому что мы и есть пуритане. Пуритане в том смысле, какой вкладывал в это слово Шоу: в смысле .

Мне всегда казалось, что Россия в своей психологии из всей Европы гораздо ближе всего к Великобритании. Не к Германии с ее психологическим диполем "буршество-филистерство", несмотря на немецкое происхождение многих самых высокопоставленных российских династий. Не к Франции, Италии и Испании, с их бурлящей эмоциональностью (морем разливанной в первой из этих стран и гейзером вырывающейся из-под давления повседневности в последней). Не к братьям-славянам, оставшимся по духу именно что язычникми-славянами даже после длительных контактов с другими цивилизациями – католической или мусульманской. У всех этих народов чувственное восприятие действительности ничуть не страдало от религиозных воззрений, великих переселений народов и прочих влияющих на массовое бессознательное явлений. Недаром же Возрождение, принесшее реабилитацию физического начала и вылившееся в раблезианство и, с позволения сказать, "декамеронство", разнесло по всей Европе не только моду на яркую пышную одежду, вкусную еду, обильное неумеренное питие и неумеренные же плотские утехи, но и сняло "табу" с публичного, даже "со смаком" обсуждения любых проявлений физиологии – от процесса, пардон, дефекации, до расцветших пышным цветом венерических заболеваний. В этом знать очень мало отличалась от простонародья. Разве что обороты при описании физиологических удовольствий и отправлений были поцветистее и использовали больше различных терминов.

В силу каких-то причин, о которых сейчас рассуждать не хочется, в Великобритании и России сложилось то, что Шоу называет пуританством: примат чувства служения, долга, религиозности, порядка был возведен в обязательное качество любого, претендующего на положение в обществе, а тем самым – стал примером для подражания среднего класса и общества в целом. Грубо-чувственное, физиологическое начало оказалось вторичным, чем-то "между делом", либо исключительным достоянием тех, кто не может претендовать на хоть какое-то общественное положение, самых "низов" (впрочем, и там не могло не сказаться влияние общей тенденции, хотя и в своем грубом преломлении). Романтические настроения как замена естественных "грубых начал" оказались отнесены к лицам, по своему статусу неспособным (вообще или только "временно") прочно занять социальную нишу – к "утонченным" женщинам (то есть к существам, обреченным воспитанием быть "Анной на шее"), молодым бессемейным неустроенным в жизни людям, всяческого рода богеме. Отсюда, кстати, надо полагать, и специфичность авторства питающих романтизм произведений искусства – женщины-писательницы, профессиональные литераторы (достаточно низко стоящая на социальной лестнице публика), молодые поэты (от студентов до не имеющих более-менее значительного чина "маменькиных сынков")... Совсем другое дело – "самодеятельные" авторы, как правило, люди семейные, "имеющие профессию" или служащие, но занимающиеся еще и литературным, драматическим, музыкальным творчеством. Эти люди писали уже не "романтические истории", призванные загнать в некие рамки благопристойности (то есть в некотором смысле принадлежности благу, видимо – общественному) физиологическую чувственность – позывы пола, желудка и другие "недостойные мыслящего человека" потребности тела. Они уже "писали жизнь", а не "творили сладкие грезы". Они уже были "зеркалом", "лупой", иногда – "скальпелем", иногда даже "рвотным"... но никак не "наркотической таблеткой".

В своем предисловии " Почему для пуритан?" Шоу довольно жестко прошелся по современным ему театрам именно за то, что их владельцы старательно пытались заманить публику романтическими пьесками с эротическим элементом, развлекательными шоу, начисто лишенными смысла, выхолощенными до пустой комедии или любовной драмы пьесами мировых знаменитостей – главным образом, естественно, Шекспира. Великий драматург-социалист, материалист до мозга костей по иронии судьбы вставал на защиту религиозного чувства, убиваемого в его современниках религиозной фразеологией без души, примитивным материализмом без интеллекта, засильем романтически-эротической чуши в искусстве. Он конечно, и не подозревал, что и в России, стране победившего социалистического пуританства, его "Цезаря и Клеопатру" "переиграют" в эротических трактовках, конечно, более соответствующих историческим реалиям (все-таки великая царица Египта имела ребенка от великого Цезаря), но абсолютно вопреки заложенной в пьесу идее. Увы! – традиции оказываются сильнее здравого смысла, и смешение "драмы духа" с кастрированным "зовом пола" стало этакой традицией, возведенной у нас сегодня в ранг едва ли не государственной политики в области культуры. Уж лучше бы герои просто время от времени между делом попросту трахались, как это бывает в жизни, а не посвящали подготовке к этому действу и пережевыванию его последствий 90% своего экранного времени!

В результате страдает всё.

Страдает то самое раблезианство – смачное описание чистейшей воды физиологии, без малейшей примеси "социальной сатиры" и прочей идеологической мути, которую навешивала на "Гаргантюа и Пантагрюэля" официальная советская наука филология (на "Декамерона" и поэзию, к примеру, вагантов навесить "сатиру" было невозможно, поэтому существовали они как бы полулегально, как и русские "скоромные" сказки в записи Афанасьева, и почти вся антика). Страдает высокая трагедия – тот же де Костер и Шекспир, у которых можно найти множество признаков "низких телесных проявлений", но, как и в реальной жизни, не являющихся самоцелью, а существующих как любые проявления жизни – еда, питье, дыхание – сами по себе, вне служения Идее. В конце концов, страдает даже такая облегченно-эротическая форма, как романтическая комедия или драма – потому что на нее с ослиным упорством навешивают одну из несвойственных ей крайностей: то неприкрытую физиологию, то притянутую за уши мораль.

Ведь все эти вещи имеют полное право на существование – и все перечисленные, и все прочие: и сатира, и притча, и буффонада, и несть им числа. И не могут они в чем-то не пересекаться... Но не надо их смешивать в одном сосуде! Не надо делать коктейль из огуречного рассола и сухого вина, или из томатного сока и черного кофе. Не надо в вишневый пирог запекать соленую селедку. Несъедобно получится! А от иных смесей и отравиться можно.

Такие смеси, тем не менее, мы с удручающей регулярностью видим в нашем "голубом глазу". Завсегдатаи столичных театров, говорят, систематически видят их на "осовремененных сценах". В нашем, сугубо провинциальном, но столь же сугубо театральном городке подобные "коктейли" периодически предлагает зрителю Драматический театр.

Чтобы не произошло недоразумений, оговорюсь: любое сценическое или литературное произведение, доказавшее свою жизнеспособность, просуществовавшее не то, что несколько театральных сезонов – несколько десятилетий, с моей точки зрения вполне имеет право быть поставлено на сцене или в кино с любым изменением антуража. Может Клавдий появиться на сцене в лимузине, а Гамлет прилететь в Данию на самолете. Может Алеша Карамазов быть служкой в храме Будды, а Иван – носить значок с портретом Мао. Но смысл и душа произведения не могут быть изменены. Нельзя представлять трагедию Гамлета как страдания сексуально неудовлетворенного гея, которому подсовывают Офелию, когда он хочет Горацио. Нельзя сводить историю братьев Карамазовых к интриге "кто получит деньги и Грушеньку, лучше подставив других". Нельзя говорить, что "Даун-хауз" – это "Идиот" Достоевского "в новой интерпретации". Делаете такие "перепевы" – делайте, но не примазывайтесь к великим именам, честно говорите: это – не "по мотивам", это – не имеет никакого отношения, кроме имен и некоторых событий.

Конечно, я утрирую. Но разгоревшийся на форуме БАБРа скандал вокруг поставленной недавно в Музыкальном театре "старой новой" "Летучей мыши" напомнил мне именно предисловие Шоу к его "Трем пьесам для пуритан". Принять, что "старая" и "советская" версии – просто РАЗНЫЕ спектакли для РАЗНЫХ зрителей, с РАЗНЫМИ установками оказались не готовы не только зрители, но и представители "официальной культуры"... Впрочем, есть, наверное, и вина театра, анонсировавшего спектакль именно как "версию давно любимой иркутянами оперетты". Никто же не называет "Холопку" версией "Принцессы цирка" только за то, что в обеих звучит одна мелодия?

Наше общество – главным образом общество пуритан, особенно "в глубинке". Это не плохо, это не хорошо, это просто данность. Как цвет волос. Нас воспитывали для Служения Родине. Мы росли в атмосфере восторженной Веры в светлое завтра (даже те, кто диссидентствовал, в большинстве своем верили в Коммунизм, только не соглашались с путями, которые предлагала КПСС и лично ее руководство). Мы еще помним, что "секса у нас нет". Зато мы предпочитаем элегантные, "джентльменские" пьесы, без фривольностей, но "с мыслями", а "скабрезные книжки" и "порнографию" предпочитаем читать-смотреть в одиночестве – как, к примеру, и ходить в туалет, или заниматься тем самым сексом... Имеем право, между прочим! Вот навязывать этот взгляд другим – права не имеем, о чем периодически благополучно забываем. Но нас же тоже можно понять! Нас же никто не предупредил, что, к примеру, новая постановка "Летучки" – не для пуритан. Мы пошли – и оказались оскорблены в лучших чувствах. А знали бы – пошли бы? Вопрос...

Сейчас нас пытаются "переключить на другую веру". С кем-то получается, с кем-то – нет. Но даже многие из тех, у кого вера в коммунизм умерла, не могут перестать быть сначала – членами общества, а уж потом – биологическим существом. Те, кто смог поменять эти позиции местами, быстро ушли "наверх" – кто во власть, кто в олигархи... Наши дети чаще всего и не понимали никогда такой последовательности – они уже с рождения не пуритане, как бы мы ни старались сделать их такими. Он пока еще "дикие раблезианцы". Есть шанс, что станут "цивилизованными", не как в античности, а как в Ренессансе. Только не надо их насиловать, навязывая в виде принудительных инъекций то, что должно бы естественно впитываться из отечественной культуры как воздух легкими. Будем насиловать, лишать "вкуса к жизни", "блестящих оргий", заставляя вкушать только морально выверенные, проверенные, качественные блюда в прикуску с новоявленным "Зиянием России", как метко кто-то прозвал сие действо – заставим их бежать от нас в самую разнузданную "физиологию". Да что я говорю – они уже давно в нее бегут...

А что, слабо городским "ревнителям истории Российской духовности" дать молодняку настоящую "купальскую ночь" и настоящую "Коляду" – со всеми традиционными языческими непотребствами? Ну, разумеется, и с превентивными мерами в виде раздачи бесплатных презервативов, мази от ожогов и медицинской и милицейской помощью тут же наготове? Раз уж им предлагают купание в "Иордани" без дежурства бригад "скорой помощи" и милиции? А то от слащавых дней святого Валентина да святых Февронии и Петра молодняк точно превратится в тех самых бесплодных и бесполезных слюнявых романтиков, на которых была когда-то обращена отповедь великого циника Шоу.

Текст: Анна Машерова
Иллюстрация: Анна Ржевская

Артур Скальский

© Babr24.com

КультураМир

8507

27.11.2009, 23:08

URL: https://babr24.com/?ADE=82406

bytes: 11837 / 11663

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

303

03.05.2024

Бабродвиж в Красноярске: балет «Анна Каренина», мастер-класс «Конь с розовой гривой» и спектакль «Работа над ошибками»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 4 по 10 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы и лекции.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияКрасноярск

508

03.05.2024

Судьба Военного города №17

23 апреля 2024 года был задержан заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов по подозрению в получении взятки. Именно Тимур Иванович и занимался вопросом Военного городка №17 в Новосибирске.

Адриан Орлов

КультураПолитикаОбществоНовосибирск

5299

02.05.2024

Бабродвиж в Томске: концерт «Музыка солнца», спектакль «Записки сумасшедшего» и выставка «Поэзия кедра»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 3 по 9 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы, лекции и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

4739

02.05.2024

О плодах безумия и спекуляциях патриотизмом. К 100‑летию Виктора Астафьева

Желаю всем вам лучшей доли; ради этого жил, работал и страдал. Виктор Астафьев Его книги читать и легко, и сложно.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

15153

01.05.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: квест «Записки библиотекаря», спектакль «Ууган хубуун» и выставка «Из тысячи мгновений»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 2 по 8 апреля жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы и развлекательные программы. Выставка «Пабло Пикассо.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

7213

01.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

5348

01.05.2024

Бабродвиж в Новосибирске: опера «Стойкий оловянный солдатик», концерт «Пасха Красная» и выставка «Босх и Брейгель. Загадки мистической эпохи»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 1 по 7 мая жители и гости города смогут посетить концерты, мастер-классы и развлекательные программы. Босх и Брейгель.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

8748

30.04.2024

Видео дня. «Непослушники»: реально черти

Кинокомпания «Каропрокат» опубликовала полноценный трейлер комедии «Непослушники» – финальной части франшизы «Непослушник». Фильм «Непослушник» с Виктором Хориняком в главной роли вышел на экраны в феврале 2022 года и собрал в кассах кинотеатров 306 миллионов рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

7974

30.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 30 апреля по 5 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10347

29.04.2024

Премьера, которой не было. Очередная «удача» Музыкального театра

Далеко не первый, но весьма оригинальный казус случился с Отделом работы со зрителями Иркутского музыкального театра, в котором, напомним, не покладая рук трудятся дочь директора театра Татьяны Мезенцевой Анна Коротущенко под неусыпным руководством сестры директора театра Евгении Шагиной.

Филипп Марков

КультураИркутск

8542

29.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7860

28.04.2024

Лица Сибири

Чеботарев Владимир

Шагдаров Баир

Соболев Александр

Константинов Евгений

Николаев Николай

Хрупин Сергей

Саркисян Аркадий

Чертилов Алексей

Распопина Ирина

Алашкевич Ирина