Дина Годер

© Время Новостей Online

КультураМир

3336

06.05.2009, 17:40

Смотри, как я могу!

После долгого перерыва Евгений Гришковец сыграл новый моноспектакль.

Евгений Гришковец очень давно не выпускал премьер -- он стал писателем. И совсем давно -- восемь лет, с выхода "Дредноутов" -- не выпускал своих фирменных моноспектаклей, благодаря которым его когда-то узнала и полюбила публика, за которые он получал "Золотые маски" и лирического героя которых все так хотят отождествлять с самим Женей Гришковцом. "+1", показанный в эти дни в Центре на Страстном, -- это именно такой моноспектакль, долгожданный рассказ от первого лица, в некотором смысле сегодняшнее "ОдноврЕмЕнно", если вы понимаете, о чем я говорю.

Как всегда, перед началом спектакля Гришковец выходит на сцену и пробует зрителей, как воду: "Спасибо, что пришли, несмотря на танки" (сцена дрожит -- рядом с театром по Тверской, готовясь к параду Победы, идет колонна танков). "Есть правило второго спектакля, он всегда бывает хуже, чем самый первый премьерный показ, но я вчера все напутал, так что сегодня будет хорошо". Зал полон до краев, заняты все приставные стулья, публика благодарно смеется и шуршит букетами -- видно, что соскучилась.

Лариса Ломакина выстроила на сцене островок квартиры со столом и торшером, за отодвинутой шторой окно, и в нем видео: видно, как едут по улице машины, ведь Гришковец всегда говорит от лица горожанина. Выходы с этого островка потом станут выходами из реальности: направо -- в космос, на Марс, среди подвешенных на веревочках лампочек-звезд; налево -- в Рай, тут из-под ног встанет трава и цветы; вперед -- во льды Крайнего Севера, и сверху посыплется театральный снежок.

Он начинает с места в карьер: "Меня никто не знает". И потом начинает свое знаменитое кружение с отступлениями и возвратами, подробными -- с разных сторон -- объяснениями, что он имел в виду, воспоминаниями, наблюдениями и мечтами. Он крутит и путает, как умелый рассказчик, который, даже когда далеко, отклоняется от дороги и буксует, знает, куда он ведет. "Меня никто не знает таким, каким я хотел бы, чтобы меня знали". Никто не знает, о чем я думаю. А действительно, хотел бы я, чтобы другие постоянно знали, о чем я думаю, как будто ко мне проводки подведены? Наверное, нет, ведь иногда подумаешь такое... Тут следует несколько примеров, как всегда схваченных с безошибочной наблюдательностью, и публика смеется, одновременно радуясь узнаванию ситуации и тому, что Гришковец все тот же. "Меня никто не знает, значит, я не "один из", я не часть человечества, человечество плюс один. Значит, я одинок". Он совсем не тот же.

Не знаю, что происходит в жизни самого Евгения Гришковца, со стороны кажется, что он удачлив, успешен и любим, но про его лирического героя этого не скажешь. Он явно несчастлив, напряжен и раздражен, он многое про себя понимает, но и многое хочет скрыть, отчего все становится еще заметнее. Раньше в нем было удивительное радостное любопытство к жизни, теперь этого нет, и ко всему, что его окружает, герой Гришковца скорее подозрителен. Он и сам говорит: "Я не готов к счастью, я готов скорее к подвохам", -- но дело не в этом. А в том, что он все больше стал с удовлетворением отмечать, что и у других дела не так уж хороши: бывшие одноклассники постарели, любимчик учителей стал пузатым продавцом пылесосов, да и девочку, в которую он школьником был влюблен, время не пощадило. "Как безжалостно ими распорядилась судьба", -- удовлетворенно размышляет рассказчик, которому кажется, что он все-таки выглядит получше. Но уже ясно, что особенно безжалостна судьба оказалась к самому лирическому герою. Идентифицировать себя с ним, как когда-то, уже не хочется.

Раньше такой открытый, что казалось, мы узнаем в лицо его друзей, любимых, родителей, учителей, лирический герой Гришковца теперь стал строить вокруг себя заборы, заменяя лица родных какими-то безликими "менеджерами", которые тоже плачут, поскольку у них нет надежды на карьерный рост. А в рассказах о том, кто где страдает, возникает будто взятая из бульварного романа история о едущем на заднем сиденье дорогой машины седоватом человеке в безупречном костюме со сбитым галстуком, только что узнавшем, что его не любит молодая любовница. А в это время в доме его жена одиноко пьет коньяк и думает о том, что когда они были молодые, жили на съемной квартире и дети еще не разъехались, они были счастливее.

И есть только одна щель, через которую мы можем увидеть прежнего героя Гришковца, -- пронзительные и сияющие истории о детстве ("Тот я, о котором я скучаю каждый день, та мама и та родина"), что напоминают о том, как он был счастлив когда-то. Речка, залитая солнцем, и ощущение, что ныряешь и вертишься волчком под водой, как никто, и крики: "Мам, смотри, как я могу!" и мамино: "Посмотри, у тебя уже губы синие, вылезай!", и дрожь под нагретым полотенцем, и помидорка с посоленным хлебом, и та самая почти материальная "субстанция счастья", которую мало кто умеет передать так ощутимо, как Гришковец. Здесь главные слова: "я маленький и счастливый", "тот я, которого все любят".

Нестерпимое и неутолимое желание быть счастливым в "+1" уступает только одному отчаянному в своей неисполнимости желанию: быть любимым, причем не кем-нибудь, а всеми, пусть даже не очень сильно. Любимым родиной, для чего надо сделать "что-то очень внятное", например высадиться на Марсе, чтобы об этом объявили во всех новостях мира, и уже в серебряном космонавтском костюме помахать флажком и прокричать: "Мам, смотри, как я могу!". Или надо стать полярником, чтобы потеряться во льдах и, замерзая в летчицкой куртке, знать, что тебя ищут и даже австралиец по утрам спрашивает соседа: "Не знаешь, нашли того русского?" И вот это эгоцентрическое требование всеобщей любви сквозь все отвлекающие маневры нового спектакля, его отступления и кружения кажется таким пронзительным и искренним, что делается даже страшно. Любви достаточно не бывает, но чтобы настолько... Да и сам он любит ли кого-нибудь?

В финале, когда под "Аллилуйю" Леонарда Коэна заколосился Рай, зажглись звезды над Марсом, посыпался снег над полярными льдами, открылось второе окно в "квартире", а за ним, как страницы глянцевого журнала, полного нынешних и прежних знаменитостей, замелькали лица всех тех, кто должен заметить и полюбить героя "+1". Кажется, лиц тех незнаменитых людей, кто уже знает и любит Евгения Гришковца, там не было.

Дина Годер

© Время Новостей Online

КультураМир

3336

06.05.2009, 17:40

URL: https://babr24.com/?ADE=77445

bytes: 6414 / 6285

Поделиться в соцсетях:

Другие статьи в рубрике "Культура"

Блогнот. Мария Бокова: «Чиновники саботируют поручение президента о сохранении исторического наследия Томска!»

Анализируя ситуацию, сложившуюся в Томске с сохранением исторического наследия, пытаюсь разобраться в существующей нормативно-правовой базе и понять быть или не быть новым многоквартирникам на территории достопримечательного места «Татарская слобода – Заисточье».

Андрей Игнатьев

КультураИсторияПолитикаТомск

953

09.02.2023

Блогнот. Серебряный юбилей Эраста Фандорина

Сегодня исполняется 25 лет со дня выхода моего первого романа «Азазель». Ух, как же я 8 февраля 1998 года волновался. Поехал в «Библио‑Глобус». Смотрю: стопка лежит, никто не покупает... Это была моя первая книжка. У издателя Игоря Захарова – тоже (или, может быть, вторая, не помню).

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

4344

08.02.2023

В «Старом доме» Новосибирска все новые

Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом» сменил своё руководство. Уникальность художественного центра Сибири, а также его эстетичность признаёт каждый. Театр прославился не только на свой регион, но и далеко за его пределами.

Адриан Орлов

КультураОбществоНовосибирск

2949

08.02.2023

Кто бы мог подумать... Лучшее от Жюля Верна к юбилею автора

Если читатель может догадаться, как кончится книга, то её не стоило и писать. Жюль Верн «Путешествие к центру Земли», «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан»...

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

3912

08.02.2023

Гендир томского фонда капремонта: «15 миллионов на резьбу – это застрелиться!»

В конце января 2023 года стало известно, что генеральному директору фонда капитального ремонта многоквартирных домов Томской области Николаю Савотину плевать на историческое наследие города. Он вообще не особо понимает, зачем его (наследие) сохранять.

Андрей Игнатьев

КультураИсторияЖКХТомск

3114

08.02.2023

Михалков за три миллиона, или Территория любви к Уссу

2 марта в Малом концертном зале имени И. В. Шпиллера Красноярской краевой филармонии должна состояться творческая встреча с кинорежиссёром Никитой Михалковым «Территория моей любви».

Филипп Марков

КультураКрасноярск

7741

07.02.2023

«Переход в культурную деятельность — веление времени»: Батодалай Багдаев о работе в Бурдраме и гастролях в Монголию

2022 год стал для Бурятского театра драмы особым: летом на территории учреждения прошла настоящая молодежная тусовка с бурятским колоритом, электронной музыкой и турниром по игре «Шагай Наадан», а осенью спустя 44 года Бурдрама съездила на гастроли в Улан-Батор.

Виктор Кулагин

КультураМолодежьСкандалыБурятия Монголия

4875

07.02.2023

Весной и без Нагиева. Шоу «Голос»: наставники, ведущий, даты

6 февраля на Первом канале стартовали съёмки одиннадцатого сезона шоу «Голос». Накануне руководитель и главный продюсер Дирекции музыкального и развлекательного вещания телеканала Юрий Аксюта объявил участникам имена наставников. В составе наставников два дебютанта.

Филипп Марков

КультураРоссия

7003

06.02.2023

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Бесприданница», игра в «Мафию» и скульптурный мастер-класс «Слепок»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и разнообразных мероприятиях этой недели. С 6 по 12 февраля в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и встречи.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

5059

06.02.2023

Кошачий уикенд. «Изумительный Морис» – второй. Угадайте, кто первый

«Чебурашка», которому после успешного старта в прокате предсказывали итоговые сборы в пять миллиардов рублей, потихоньку подбирается к шести. В минувшие выходные потери в сборах ушастого кинорекордсмена составили 36 %.

Филипп Марков

КультураРоссия

10279

03.02.2023

Short Film Days: в Бурятии покажут лучшие короткометражки 2022 года

Жители Улан-Удэ смогут познакомиться с коротким метром молодых российских и зарубежных авторов. Они увидят призовые работы московского смотра «Дни короткометражного кино» (или Short Film Days), который в 2022 году получил статус международного.

Виктор Кулагин

КультураОбществоСобытияБурятия Монголия Россия

5504

03.02.2023

Блогнот. Деятелям патриотической культуры

Самое невежественное, что приходилось встречать в последнее время – это радость деятелей патриотической культуры по поводу выбытия из отечественного творческого пространства тех или иных режиссёров, писателей, актёров и художников, под возгласы «ну и отлично, ну и больше нам свободного места».

Филипп Марков

КультураРоссия

7041

02.02.2023

Лица Сибири

Ракульцев Алексей

Тарасова Ольга

Разумов Дмитрий

Цырфа Ирина

Парамонова Вера

Незовибатько Роман

Сильва Беойя Умберто

Головенчец Михаил

Шопен Виктор

Шимко Дмитрий