Оксана Гордеева

© Пятница

ОбществоИркутск

3724

16.05.2008, 17:07

Иностранцы в тайге

В июле будет открыт памятник голендрам, живущим в Заларинском районе.

В этом году исполняется сто лет с того дня, когда первые четверо мужиков по национальности голендры прибыли в Заларинский район и основали там свое поселение. Через год к ним приехали их семьи. За прошлый век людей этой национальности в сибирской глубинке стало так много, что появилось целых четыре деревни, заселенных ими: Пихтинск (Замостечье), Средний Пихтинск (Новины), Тулусине и Дагник. Вместе с остальными сибиряками они пережили раскулачивание и вслед за ним работу в трудармии, а затем — участие в Великой Отечественной войне, с которой многие не вернулись. Голендры носят немецкие фамилии — Кунц, Зелент, Гиниборг, Гильдебрант, Людвиг, говорят по-украински, молятся по-польски. Но главное, что отличает их от местного населения, — необыкновенная работоспособность и верность религиозным традициям (все голендры — лютеране).

Деревня Пихтинские Голендры

Я держу в руках пожелтевший от времени документ Иркутской губернии столетней давности, писанный со всеми еще не отмененными революцией ятями и ерами, с соблюдением всех правил вежливости: «Примите уверение в совершенном моем почтении», «Милостивый государь»... Письмо-прошение, датированное 1912 годом, было отправлено «евангелически-лютеранским дивизионным проповедником Восточной Сибири, иркутским губернским пастором» начальнику администрации поселка Тыреть некоему Адаму Адамовичу:

«...Познакомившись на месте с бытом переселенцев-лютеран позволю себе поделиться своим впечатлением. Народ трудолюбивый, молодой, благочестивый и знающий рациональную обработку земли, но бедный. Я думаю, что они составляют элемент вполне полезный для нашей губернии. В настоящее время они насчитывают до 200 душ. Весною предвидится прибытие новой партии — около 100 человек из той же Волынской губернии.

На прежней родине их звали официально cвиябужскими, нейбровскими и нейдорфскими голендрами — имя, с которым они свыклись и которое им нравится. Поэтому я просил бы присвоить занимаемой ими новой родине имя — деревня Пихтинские Голендры.

При посещении моих новых прихожан сказывался недостаток достаточно просторного помещения, приспособленного для богослужения соответствующему столь большому числу прихожан, которые также в мое отсутствие по воскресным дням собираются для чтения проповедей и пения церковных песен. В виду вышеизложенного обращаюсь к вам, милостивый государь, с покорнейшей просьбой пойти навстречу назревшим духовным нуждам населения доверенного Вам участка, т. е. деревни Пихтинские Голендры, и содействовать постройке молитвенного дома, который скрасит жизнь теперешним труженикам и вновь прибывающим».

Молитвенный дом у голендров появился, но вскоре грянула революция, и отправлять службы им, как и всем прочим верующим, было запрещено. Тем не менее почти сто лет они хранили свои молитвенники — ксеньжки. Это старые молитвенники, отпечатанные еще на Западе, на Волыни, готическим средневековым шрифтом. Ксеньжка от слова «ксендз» (так в Польше называют священника).

Молятся по ксеньжкам

— Моя мама, сколько я себя помню, молилась всегда, — рассказывает автор проекта памятника голендрам Людмила Людвиг. — Утром и вечером она читает «Отче наш» и в трудную минуту всегда молится.

У Сузанны и Ивана Людвигов (их еще зовут в селе Мыханчуками, потому что первого человека из их рода, приехавшего в Сибирь, звали Михаилом Гиниборгом) восемь детей: Михаил, Иван, Иосиф, Надежда, Виктор, Мария, Анатолий и Людмила.

В Пихтинске (который голендры еще называют Замостечьем) и в Среднем (на местном наречии — Новыны) много семей, где по десять и по четырнадцать детей. Такие многодетные семьи у голендров были до перестройки, но сейчас, особенно у тех, кто переехал в город, семьи малочисленные.

Хотя в глубинке все еще придерживаются старых обычаев и традиций: например, каждый день дома и каждое воскресенье в молитвенном доме читают молитвы по ксеньжкам. Сейчас к голендрам приезжают как лютеранские, так и католические священники, но чаще других в Пихтинске бывал настоятель иркутского католического прихода Успения Богородицы ксендз Игнаций Павлусь.

— Когда наступает Пасха, — рассказывает Людмила Людвиг, — все в доме встают, умываются и собираются за столом. Стоя читается молитва по ксеньжке, посвященная Светлому воскресенью. А потом мама берет пасхальное яйцо и аккуратно режет его на столько частей, сколько человек за столом: на десять или двенадцать. Это значит, что мы все вместе и все заодно.

Яйца красят тоже старинным способом: сначала на сырое яйцо наносят писаком — деревянной палочкой с острым концом — узоры растопленным воском. «Эти узоры тоже все старинные, — рассказывает Сузанна Людвиг. — Мама их называет «сосенки», «гусиные лапки», еще ее мама учила так расписывать яйца». Потом вместе с расписанными воском яйцами кипятится вода, в которую кладут шерстяные нити одного цвета — либо желтые, либо красные, либо зеленые и т. д. Когда яйцо сварится, его аккуратно ложкой вынимают и чистой сухой тряпочкой стирают воск: на месте восковых полосочек остаются белые узоры. Так готовят «писанки» на Пасху.

Усадьбы голендров

Самыми удивительными, на взгляд историков и этнографов, являются выросшие посреди сибирской тайги усадьбы голендров. Старинные избы рублены без единого гвоздя! Срубы сложены «в лапу». Строились сибирские голендры так, чтобы все было в доме изначально: и ток, на котором молотили зерно и сушили сено, и стайки со свиньями, и коровий хлев, и насесты для кур, и баня, и туалет. Чтобы можно было в метель и сорокаградусный мороз, на выходя из дома, кормить и поить скотину. Поэтому избы голендров похожи на Ноев ковчег, где всякой твари по паре. И внешне старинный дом голендров — внушительное сооружение.

Чтобы выстроить дом, надо было воспользоваться трудом соседей и родных. Тогда устраивались вечерки. Хозяйка будущего дома готовила ужин на всех, а соседи строили с хозяином дом. С помощью общины голендры справлялись с непосильными работами. И до сих пор так ведется...

— У нас ведь как картошку сажают? — рассказывает Людмила Людвиг. — Собирается человек 12—15 в одной усадьбе. Хозяйка готовит угощение, а все идут на поле и сажают картошку «под плуг». Впереди идет лошадь, а за ней тянется плуг. Огороды у всех очень большие, меньше двенадцати соток не бывает. Сегодня сажаем картошку у Густава и Юзефины, завтра — у Зузанны и Ивана, потом идем к Альжбете и Зигмунду. И так пока у всех не посадим, за день обходим три семьи.

В старинном доме обязательно была специальная комната, где располагался ткацкий стан — верстат, на котором ткали и половики на пол, и материал для одежды. Была здесь и прялка — курвиток. Существуют в каждом доме и маслобойка, и свои жернова — для того чтобы черемуху сухую молоть. На жилой половине дома всегда очень чисто. По стенам развешаны фотографии родных и иконы. Лыжко (кровать) отделывали по низу кружевными подзорами, поверху — вышитыми яркими розами покрывалами. Наволочки на подушках тоже украшались вышивкой, а складывались подушки горкой: внизу самая большая, а вверху — маленькая подушечка.

К сожалению, сибирские деревни вымирают. Не обошла эта беда стороной и голендров. Так, на месте деревни Тулусине остались только избы, а в других их селах сейчас живут одни старики.

Запутанная история

Голендрами в Германии называют колонистов, в начале XVII века расселившихся по берегам Западного Буга. Но пихтинские поселенцы, вопреки немецким фамилиям и польским молитвенникам, утверждают, что они не немцы и не поляки. (За эти фамилии и пострадали голендры в тридцатых годах XX века: всех людей работоспособного возраста сослали в трудармию на каторжные работы. Многие там и погибли от непосильного труда и голода.)

Одни историки говорят, что, судя по языку и обычаям, голендры — это украинцы из западных районов нынешней Украины, которые переходили то к Польше, то к Восточной Пруссии. Другие считают, что это голландцы. Какое-то время они блуждали по Европе, пока не осели в польско-литовском государстве Речи Посполитой. Голендры ассимилировались с местным населением, сохранив свои фамилии, приверженность к протестантизму, но переняли местный язык и обычаи.

В Сибири голендры появились в 1911—1915 годах. Во времена столыпинской реформы многие жители Гущанской волости, Владимиро-Волынского уезда, Волынской губернии, и Домачевской волости, Брест-Литовского уезда, Гродненской губернии, выехали в Сибирь в поисках земель. Но, приехав сюда, голендры увидели, что лучшие земли уже заняты другими, «русскими» ссыльными.

Тогда они поселились в тех местах, которые были никем не обжиты. Пришлось корчевать дикую тайгу и осушать вручную лесные болота. Средний Пихтинск, кстати, и был построен на болоте. Что помогло голендрам сохранить свою самобытность? Только обычай не выходить замуж и не жениться на людях другой веры. Так в течение века сохранились и язык, и традиции, и этнический тип голендров.

Зачем голендрам памятник

В 2006 году голендры создали штаб по сохранению духовного наследия. Председателем стал уважаемый в Пихтинске крестьянин — Петр Мартынович Людвиг.

— Старики уходят, традиции умирают, — говорит Людмила Людвиг. — Поэтому мы решили создать музей и установить памятник крестьянам-основателям. В музее мы будем рассказывать молодежи о наших традициях и обычаях.

Памятник будет простым камнем, стесанным с одной стороны, на котором изображены кедровая ветка с шишками, старинный крестьянский дом и древний свиток. На камне будут выбиты слова: «Посвящается основателям поселения пихтинским голендрам...».

Оксана Гордеева

© Пятница

ОбществоИркутск

3724

16.05.2008, 17:07

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=45573

bytes: 9505 / 9470

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Оксана Гордеева.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Иркутск)

Полезная занятость для подростков с аутизмом в Иркутске вышла на новый уровень

Еще совсем недавно на диагнозе «аутизм» висело клеймо – «необучаемый», но на сегодняшний день мы видим, что дети могут находиться в обществе сверстников и занимать себя полезной деятельностью при грамотной педагогической поддержке.

Лилия Войнич

ОбществоИркутск

2059

30.04.2024

Сенатор Андрей Чернышев высоко оценил итоги работы администрации Братского района в 2023 году

27 марта мэр Братского района Александр Дубровин представил депутатам и общественности отчёт о работе администрации в 2023 году. Событие посетили председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев, депутаты Законодательного собрания региона Елена Крыжановская и Тимур Сагдеев.

Алина Саратова

ОбществоИркутск

4643

28.03.2024

Баброконтроль. «Хлеб-Соль» на Лермонтова: когда вокруг нет конкурентов, можно и полы не мыть

Побывав в «Слате» на улице Лермонтова, 275/11, мы не могли пройти мимо магазина «дочки» сети, причём расположенного практически в соседнем доме (впрочем, как во всех других местах, «Слата» и «Хлеб-Соль» ходят парами).

Алина Саратова

ОбществоЭкономика и бизнесИркутск

8843

26.03.2024

«Марат» в Иркутске: воскрес и помер?

В январе в Иркутске в реконструированном здании бывшего кинотеатра «Марат» открыли одноименный культурно-досуговый центр. Ради такого события сюда приехало множество чиновников. Начиная с губернатора Игоря Кобзева и мэра Руслана Болотова.

Георгий Булычев

ОбществоКультураИркутск

11046

11.03.2024

Не стреляйте в Кондрашова – играет как умеет

Пропавший было с радаров экс-депутат Заксобрания Иркутской области Виктор Кондрашов в последнее время активизировался в информационном поле. В декабре участвовал, хоть и заняв четвертое место с конца, в передаче «Гость у порога» канала «Пятница».

Георгий Булычев

ОбществоИркутск

6919

07.03.2024

Баброконтроль: когда «Слата» — единственная «на районе»

Сегодня Баброконтроль решил обследовать магазин, который смело можно назвать единственным на весь район. Конечно, есть там пара павильонов типа «Фрукты-Овощи», есть «Хлеб-Соль» через дорогу в соседнем ЖК.

Алина Саратова

ОбществоИркутск

2987

09.02.2024

Шаурма по-братски и по-иркутски: где бациллы добропорядочнее?

В начале февраля Иркутская область попала в федеральную новостную повестку по горячему поводу: в областном центре граждане отравились шаурмой. Все покупали продукт в микрорайоне Ново-Ленино, на Баумана, 215а/2, в заведении «Шаурма на углях».

Георгий Булычев

ОбществоПроисшествияСкандалыИркутск

5342

05.02.2024

Была у братчан избушка лубяная, но у КУМИ Братска совесть ледяная...

Если в 2005-м, в год первого избрания Сергея Серебренникова мэром Братска, численность населения города составляла 255,7 тысячи человек, то в начале 2023 года здесь насчитали, по официальному отчету мэрии, 221,2 тысячи. Минус 34,5 тысячи жителей. Но Сергей Васильевич и не думает останавливаться.

Георгий Булычев

ОбществоРасследованияИркутск

11266

30.01.2024

«Кровавые варежки»: нижнеудинские чиновники подложили губернатору мертвую собаку

Если кто-то думал, что нижнеудинские чиновники не могут уже никого удивить и шокировать больше прежнего, то он ошибался. На днях они доказали, что их ресурсы неисчерпаемы. Но начнем с контекста.

Георгий Булычев

ОбществоПолитикаИркутск

25465

30.01.2024

Телеграм Иркутска за неделю: рандеву Левченко, звездный час Лобкова и словесное недержание Кобзева

Бабр представляет обзор ключевых событий в иркутском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 15 по 22 января включительно. Красное рандеву Политический чес по городам и весям Иркутской области в преддверии выборов президента РФ совершил председатель иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко.

Глеб Севостьянов

ОбществоПолитикаИркутск

15622

23.01.2024

Пожар в Усть-Куте: кому нужны погорельцы?

Вечером 19 и ночью 20 декабря в Усть-Куте произошел страшный пожар. Вначале от короткого замыкания вспыхнуло на первом этаже одного жилого здания, а позже разбушевавшийся огонь перекинулся и на второе. Эти два многоквартирных дома находились на улицах Щорса, 75 и Седова, 24.

Георгий Булычев

ОбществоПроисшествияИркутск

5118

30.12.2023

Бабр в Иркутске. Итоги года

На закате 2023 год. Для Иркутской области он прошел насыщенно, напряженно и ярко: состоялись выборы нового созыва Заксобрания, мэры региона устроили настоящий флешмоб уголовных дел, появился новый закон об охране Байкала.

Глеб Севостьянов

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесИркутск

19261

29.12.2023

Лица Сибири

Марач Сергей

Ежевский Александр

Сидоров Андрей

Головенчец Михаил

Мичурина Наталья

Пискун Евгений

Кулиш Александр

Зенков Сергей

Лебедев Иван

Поблинкова Александра