Театр Пилигримов имени Загурского, или Оптимизация по‑дячуковски

Ломать – не строить.
Русская пословица

В Красноярском крае запущена процедура перевода муниципального театра посёлка Мотыгино в ведение краевого Министерства культуры. То есть в ближайшее время в Красноярье станет одним краевым театром больше.

Мотыгинский театр передадут в ведение Красноярского края

Не успела культурная общественность страны поаплодировать этой прекрасной новости, как из соседнего региона начала просачиваться информация, что там работают не на созидание, а на разрушение. Причём на разрушение, которое невозможно будет исправить, когда к руководству культурой придут более адекватные управленцы.

Дело в том, что Министерство культуры и архивов Иркутской области под предводительством исполняющего обязанности министра Руслана Дячука планирует сокращение числа театров путём ликвидации одного из самых самобытных коллективов областного центра.

Слухи о планах финансиста, который не так давно был рядовым начальником финансового управления и кресло министра греет исключительно из‑за отсутствия у губернатора других кандидатур, оптимизировать расходы путём присоединения Театра Пилигримов к Музыкальному театру имени Загурского поползли в первой половине ноября. Однако верилось в них с трудом. Не только потому, что никто не ожидал от Руслана Александровича активного вмешательства в культурные процессы, но и потому, что буквально 27 октября на Совете по культуре при президенте РФ председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин клеймил так называемых «оптимизаторов» на примере планируемого объединения Мирнинского театра с Якутским драматическим театром имени Пушкина, в ответ на что Владимир Путин назвал инициативу чиновников ошибочной и пообещал «переговорить с руководством республики».

Если господин Дячук не смотрел выступление Калягина на данном заседании, у него есть возможность сделать это сейчас:

Тем не менее 19 ноября в аккаунте Instagram и группе ВКонтакте Театра Пилигримов появилось официальное подтверждение планов Минкультуры под заголовком «Поглощение смерти подобно» и хэштегом «#ПилигримовНЕТ?». Для тех, кто не следит за происходящим, приведём основные тезисы обращения труппы театра и его художественного руководителя Константина Артамонова:

«Всё, что сейчас происходит – это форменным образом ликвидация театра».

«Нам непонятно, почему учредитель не видит и не желает видеть никакого другого способа, кроме уничтожения».

«Поскольку Министерство культуры и архивов Иркутской области пригласило меня работать над сохранением и развитием именно Театра Пилигримов, то я и намерен в дальнейшем работать с этим учреждением в той юридической форме и статусе, в которой я его принял и, безусловно, буду отстаивать его уникальную эстетику, методы подачи творчества, творческую и организационную автономность».

«Мы честны перед собой и окружающими, нам нечего скрывать и незачем врать. Руководство и труппа Театра Пилигримов выступает категорически против реорганизации нашего театра и присоединения его к любому другому учреждению культуры».

В том же обращении Пилигримы уточнили, что из общения с Министерством культуры им стало ясно, что «катализатором реакции» стала «устроенная недоброжелателями крысиная возня, кляузы, доносы и вбросы лживой информации».

Мы склонны согласиться с коллективом театра, поскольку серьёзных финансовых, и уж тем более творческих претензий к руководству Пилигримов быть не может.

Театр Пилигримов, собранный практически из руин, за один сезон выдал три полноценных премьеры, съездил на фестиваль в Санкт‑Петербург, выиграл грант Союза театральных деятелей России и стал единственным областным театром, сыгравшим на зрителя премьерный спектакль в условиях пандемии и таким образом отметивший 75‑летие Победы не онлайн-трансляцией, а живым спектаклем.

А ведь были ещё и общегородская акция «Хор Памяти» в День Победы 9 мая, и  «Небо славян» на День России, и участие в акции #ПАРАДПОБЕДИТЕЛЕЙ, и онлайн‑сериал «Спасти камер‑юнкера Пушкина», и многое, многое другое.

Пилигримы в Санкт‑Петербурге

Хор Памяти

Понятно, что склоки и грязь в подведомственном учреждении – это всегда неприятно для министерства. Но и.о. министра Дячук почему‑то решил погасить конфликт способом, который не устроил никого, включая вдову бывшего руководителя Театра Пилигримов Владимира Соколова, с подачи которой эти склоки (те самые кляузы и доносы) и начались.

«Друзья, что делать если театр все - таки "оптимизируют" путем слияния , например, с загурским? Вопрос задаю очень и очень не случайно. В середине октября документы на этот финт ушами были переданы местным минкультом в правительство области. Я пока не буду все говорить, кое что придержу в своих загашниках. Так и что делать то будем??? Может застрелиться в знак протеста???» – написала Римма Соколова на своей странице в Facebook (орфография и пунктуация поэтессы сохранены).

Не думаем, что Соколова готова взять на себя вину за происходящее, но не осознавать, что вливание Театра Пилигримов в состав другого театра приведёт к полному забвению его основателя, не может даже она.

Вряд ли «объединению» будут рады и в Музыкальном театре, где свою‑то труппу уже сажать некуда. Не говоря о том, что, как сказал Александр Калягин, «эти два театра ни в чём не объединены творчески», у них нет «ни общих художественных идей, ни общих устремлений».

Будь директор Мезенцева хоть немного прозорливее и независимее, она бы, конечно, не согласилась участвовать в подобной оптимизации и становиться, пусть и невольным, но всё же одним из разрушителей уникального театра. Но увы…

Молчат и другие деятели иркутской культуры, включая руководителей театров и музеев. Видимо, надеются, что «оптимизаторы» до них не дойдут. Напрасно, аппетит, как мы знаем, приходит во время еды, а удачный опыт развязывает руки.

25 ноября состоялась встреча Руслана Дячука, который, судя по всему, не ожидал столь активного сопротивления, с коллективом Театра Пилигримов. Как сообщили наши источники, театру, которому в следующем году исполнится 30 лет, дано две недели на разработку… экономического обоснования своей деятельности.

Мы, конечно, в отличие от и.о. министра культуры, не финансисты, но даже нам не нужно объяснять, что экономической выгоды нет и от более крупных театров, включая тот же Иркутский музыкальный. Именно поэтому они и государственные. Не лучше ли прислушаться к мнению зрителей, которые по совместительству являются жителями нашего региона (цитаты взяты из комментариев в аккаунте Instagram Театра Пилигримов):

ronzhinamargo: Всё наоптимизировали… только из «оптимизации» добра и лучшего исхода что‑то никто не видит!

oxytocin_oks: У каждого театра свой зритель. Своя атмосфера, уникальность, самобытность. Подобные объединения – дикарство какое‑то.

nina_ivanova_kr: Мельпомена! Помоги вам в вашей борьбе! Помоги сохранить Ваш самобытный, особенный театр!

elina77787: Как вас поддержать?!

is_marina: Это ужасно. Держитесь до последнего, ребята!

Как сказал великий Михаил Жванецкий, «в историю трудно войти, но легко вляпаться». Помните об этом, господа чиновники от культуры. Не стоит вписывать своё имя в историю родного края такими способами. Лучше переключитесь с разрушения на созидание, это и для крепкого сна, да и для общего здоровья полезнее.

Бабр будет внимательно следить за дальнейшим развитием событий.

Фото: vk.соm/teatrpiligrimovirkutsk

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.com/irk/?IDE=207642

bytes: 8397 / 7450

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 2621 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Сумасшедшие «Пилигримы»: садитесь в центре

А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка? Николай Гоголь Нормальных людей в хмурый пасмурный вечер 2 октября на сцене иркутского Дома актёра не было.

Филипп Марков

КультураИркутск

8184

18.10.2021

Видео дня. «Бэтмен»: перезапуск 2022

Кинокомпания Warner Bros. Pictures опубликовала трейлер нового фильма «Бэтмен», с которого стартует перезапуск серии о легендарном супергерое. Режиссёр – Мэтт Ривз. В главной роли – Роберт Паттисон.

Филипп Марков

КультураМир

7408

18.10.2021

Ура, мы не едем в Братск! «Хорошие новости» от Музыкального театра

Иркутскому музыкальному театру впору позаимствовать у мультфильма «Семейка Адамс: Горящий тур» слоган «Снова не рады видеть вас», немного его перефразировав. Например, «Снова рады не видеть вас». 16 октября группы театра в соцсетях начали утро с новостей, по мнению администратора, хороших.

Филипп Марков

КультураИркутск

14986

16.10.2021

Судьба и роли Ива Монтана. К 100‑летию легенды

Его знали и любили во всём мире, но наибольшую популярность он снискал в ставшей родной Франции и в Советском Союзе.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

14006

13.10.2021

Видео дня. Новый «Один дома» и пятый «Крик»

Один за другим в сети появились трейлеры громких премьер конца 2021‑го и начала 2022 года.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9072

13.10.2021

В галерее Бронштейна открылась легендарная выставка «Календарь Pirelli 2020. В поисках Джульетты»

Фотографии Эммы Уотсон, Кристен Стюарт, Мии Гот, Крис Ли и других звёзд представлены на обозрение иркутянам с 7 октября по 12 декабря в галерее Виктора Бронштейна. Там проходит выставка «Календарь Pirelli 2020. В поисках Джульетты».

Анна Амгейзер

КультураОбществоСобытияМир Россия Иркутск

8684

08.10.2021

Григ экспромтом: Мацуев заткнул дырку от Нетребко

Чудесные дела творятся в Мариинском театре под руководством Валерия Гергиева. Сначала театр придумал продавать в нагрузку к более дешёвым билетам на юбилей Анны Нетребко (7 тысяч рублей вместо 15) билеты на непопулярное «Всенощное бдение» Рахманинова.

Филипп Марков

КультураРоссия Иркутск

24038

07.10.2021

Звёздное десятилетие Джанет Гейнор. К юбилею первой звезды «Оскара»

Её хватило десяти лет на стыке эры немого и звукового кино, чтобы стать одной из величайших актрис в истории кинематографа.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9406

06.10.2021

От «Шоу ужасов» до «Порочной связи». Сьюзен Сарандон – 75!

Я до сих пор остаюсь актрисой только потому, что не знаю, как бросить.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

10653

04.10.2021

Просто сон какой-то. ФМ «16+» в «Аистёнке»

Достоевский, по существу, величайший драматург, хотя никогда не писал для сцены. Как обнажающий сильные страсти он ярко сценичен. Как огромный мастер интриги он бесконечно театрален.

Филипп Марков

КультураИркутск

24046

27.09.2021

Все мы – только видимость. Лучшее от Герберта Уэллса к юбилею классика жанра

Я вас предупреждал… Герберт Уэллс Мало кто в детстве не зачитывался романами «Война миров», «Человек‑невидимка» и «Первые люди на Луне», а затем с трепетом не следил за судьбами любимых героев в одноимённых фильмах.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

12385

22.09.2021

Фото дня. Красота спасёт нас

Итальянский мастер ленд-арта Дарио Гамбарин, известный своими стилизованными инсталляциями, изобразил портрет русского писателя Фёдора Достоевского на пшеничном поле площадью 25 тысяч квадратных метров.

Филипп Марков

КультураМир

11341

21.09.2021

Лица Сибири

Левченко Андрей

Варнавский Владимир

Набоков Юрий

Сенин Владимир

Оленникова Мария

Чайка Юрий

Будашкаева Светлана

Малов Игорь

Желтовский Олег

Ни Георгий