Прорыв немилосердных Пилигримов. Основано на реальных событиях

Мы не хотим забывать и не можем молчать…
Из аннотации к спектаклю «Милосердие под запретом»

Театральный сезон в Иркутске открыт. Первыми после пандемии со своими зрителями встретились актёры Театра Пилигримов, если, конечно, не считать аудиоспектакль-прогулку по острову Конный от кукольного «Аистёнка».

Более того, для открытия сезона командой театра была представлена не одна из работ прошлого года, а новый спектакль «Милосердие под запретом», мировая премьера которого с успехом прошла 4 сентября на открытом воздухе во внутреннем дворе театра.

Отметим, что изначально постановка планировалась к выпуску весной к 75‑летию Победы. Что этому помешало – все мы прекрасно знаем.

Жанр спектакля – документальная рок‑баллада, повествующая о жертвах фашистских концлагерей. Ключевое слово здесь – документальная. Именно реальность историй иркутян, побывавших в немецком плену, приобщает зрителя к страшным событиям прошлого, сближает с героями, заставляет сопереживать и принимать происходящее на сцене близко к сердцу.

Если вникнуть в историю создания спектакля, то приходит осознание, что композитором Константином Артамоновым и режиссёром Анной Агапитовой (они же авторы либретто), постановочной группой и, конечно, труппой театра проделана огромная работа, начиная от подбора исторического материала с привлечением специалистов Музея истории Иркутска и заканчивая переносом спектакля на уличную площадку.

Как рассказали Бабру в пресс-службе театра, репетиции начались ещё весной в период самоизоляции. Разучивание вокальных, хоровых и хореографических партий проходило в онлайн-формате при помощи платформы Zoom. К полноценным репетициям коллектив перешёл лишь после снятия ограничений.

Отдельного упоминания заслуживает работа с куклами, которые наряду с живыми актёрами являются главными действующими лицами спектакля. Идею режиссёра пришлось воплощать актёрам, которым раньше с куклами работать не приходилось. Да и сама Анна Александровна, как мы поняли, не специализировалась на отделении режиссуры кукольного театра.

На помощь пришёл грант Союза театральных деятелей России на проведение лекции или семинара в режиме online. Выбор Пилигримов пал на художника столичного Театра кукол имени Образцова, лауреата «Золотой маски», заслуженного художника России Виктора Никоненко, к слову, нашего земляка и бывшего главного художника Иркутского ТЮЗа, советы которого пришлись как нельзя кстати.

Отметим, что подобный грант, дающий право на общение с известными деятелями искусства, кроме нашего Театра Пилигримов получили всего девять провинциальных театров страны.

Ещё одним специалистом, привлечённым Пилигримами из другого региона, стала балетмейстер-постановщик из Волгограда Светлана Яковлева, ведущая солистка балета и хореограф театра «Царицынская опера».

Результат этой масштабной и слаженной работы превзошёл многие ожидания, наши уж точно.

«Милосердие под запретом» из той категории постановок, которые берут призы фестивалей и конкурсов от регионального «Сибирского транзита» до федеральной «Золотой маски». Спектакль самобытный, убедительный, грамотно выстроенный, с продуманным и стилистически точным музыкальным сопровождением, нестандартной режиссурой, оригинальным использованием видеопроекции и яркими актёрскими работами.

Несмотря на сложную для восприятия военно-лагерную тему и отсутствие единого сюжета как такового, полтора часа действия пролетают на одном дыхании. И очень хорошо, что спектакль не прерывается антрактом, который был бы крайне неуместен.

Создатели спектакля проявили внутренний вкус и такт не только перед прошлым, но и перед своим зрителем, устояв на тонкой грани между передачей немилосердного духа времени и откровенной чернухой. Признаем, удержаться от соблазна «шокировать публику» сегодня удаётся далеко не всем режиссёрам.

Ну и, конечно, название, удачнее и точнее которого придумать было невозможно.

Выделять кого-либо из исполнителей бессмысленно. «Милосердие под запретом» от Пилигримов – это спектакль одной команды, вычленить из которой кого‑то одного невозможно.

Конечно, бросается в глаза малочисленность труппы для данного материала. Режиссёру пришлось думать не только о воплощении авторского замысла, но и выстраивать действие таким образом, чтобы актёры успели переодеться и выйти в следующей сцене. Однако и эта проблема была решена успешно.

Среди зрителей, пришедших на премьеру, мы встретили дирижёра Иркутского музыкального театра Михаила Тарасова и не упустили случая поинтересоваться его профессиональным мнением. В разговоре после спектакля маэстро отметил, что Театр Пилигримов в хороших руках и результат работы художественного руководителя налицо.

«Как автор постановки Константин успешно реализовал множество идей. В спектакле, безусловно, присутствуют сильные моменты, способные воздействовать на зрителя и слушателя. Проделана огромная работа, и данный материал должен послужить дальнейшему развитию труппы и её позитивному росту. Разумеется, при условии поддержки коллектива и его руководителя», – сказал дирижёр, не доверять мнению которого оснований нет.

Со своей стороны добавим, что Михаил Владимирович не одинок в своих оценках. После премьеры мы услышали ещё массу восторженных отзывов.

Теперь небольшая ложка дёгтя в огромной бочке мёда, если можно так назвать спектакль о концентрационных лагерях.

По ходу действия слух и автора данного текста, и, наверняка, других зрителей постоянно коробили многочисленные канцеляризмы в тексте либретто. «Медицинские работники», «музейные экспонаты», «местное население» и прочие далёкие от речи простых людей обороты. Порой создавалось ощущение, что со сцены зачитываются протоколы допросов, а не рассказываются живые истории словами их участников.

Литературная основа, вернее её язык, – то, на что непременно следует обратить внимание театру при следующих постановках, раз уж он идёт по пути самостоятельного создания не только музыки и стихов, но и драматургической составляющей произведений.

В заключение отметим, что премьера спектакля «Милосердие под запретом» должна стать тем Рубиконом, после перехода через который все досужие разговоры о том, нужен ли области Театр Пилигримов, не зря ли эти люди едят бюджетный хлеб и достойные ли руководители пришли на смену Владимиру Соколову, должны прекратиться.

На все эти вопросы команда «Пилигримов» 4 сентября 2020 года дала яркий, мощный и исчерпывающий ответ.

Фото предоставлены пресс-службой Театра Пилигримов

Новости Прибайкалья - теперь в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Телеграме!

URL: http://babr24.com/irk/?IDE=204746

bytes: 7202 / 6452

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 2467 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

En+ Group: Курбатовские бани откроют свои двери в 2022 году

Объект культурного наследия – бани Курбатова и Русанова – это банный комплекс и пятизвездочный отель, которые находятся сейчас в самом разгаре строительства. 16 июня En+ Group сообщила, что планирует ввести объект в эксплуатацию в 2022 году.

Анна Амгейзер

КультураОбществоНедвижимостьИркутск Россия

8383

17.06.2021

О боге для белых и слезах над гробом от Гарриет Бичер‑Стоу

По неподтверждённой документально версии, Авраам Линкольн был убеждён, что именно из‑за её книги началась гражданская война Севера и Юга в США.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

9053

15.06.2021

Дизайн-код Томска запустят в 2022 году

Мэрия продолжает работу над проектом дизайн-кода Томска. Он определит внешний облик города – от характеристик рекламных вывесок до вида адресации на фасадах. На публичные слушания проект вынесут во второй половине года. Ввести дизайн-код власти намерены в 2022 году. Фото: Г.

Пепел

КультураОбществоПолитикаМир

9211

11.06.2021

Опубликована программа фестиваля "Благодать"-2021 с участием Дмитрия Ревякина

Стала известна программа фестиваля "Благодать"-2021, который пройдет в поселке Большая Речка с 11 по 14 июня. В рамках фестиваля выступит известный Дмитрий Ревякин, лидер группы "Калинов мост". Напоминаем, что 11 июня он даст концерт в Иркутске, в "Рок-н-Ролл Пабе", начало в 20.00.

Ника Песчинская

КультураОбществоСобытияИркутск Россия

8271

06.06.2021

Польская ирония советской судьбы. Барбаре Брыльской – 80!

Благодаря роли учительницы русского языка и литературы Нади Шевелёвой в культовой новогодней комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» она вот уже 45 лет остаётся любимой иностранной актрисой для миллионов россиян.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

14415

05.06.2021

«Декабристы» в ИМТ: Премьера с большой буквы

22 и 23 мая Иркутский музыкальный театр заставил вспомнить свои лучшие времена.

Филипп Марков

КультураИркутск

26434

04.06.2021

Блогнот. К вопросу о топонимической реставрации в Иркутске

Методологические проблемы реноминации иркутских исторических объектов. К вопросу о топонимической реставрации в Иркутске. Говоря об Иркутске, как об историческом поселении, чаще всего делается акцент на богатстве дошедших до нас архитектурно-исторических памятников.

Александр Снарский

КультураИсторияНедвижимостьИркутск

9318

02.06.2021

Недооценённый секс-символ. К 95‑летию Мэрилин Монро

Всю жизнь я принадлежала только зрителю. Не потому, что великая, а потому, что никому другому я была не нужна. Мэрилин Монро Она прожила невероятно яркую, но очень короткую жизнь, и вошла в историю как прекрасная, трогательная и недооценённая актриса и символ женского обаяния и красоты.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

14361

01.06.2021

Стиль и красота итальянского экрана. К 100‑летию Алиды Валли

Впервые на киноэкранах она появилась в 14‑летнем возрасте и успешно снималась до 80 лет, украсив своим талантом более 110 итальянских, французских и американских фильмов и войдя в историю как одна из красивейших и стильных актрис европейского кино.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11917

31.05.2021

Секс-символ Европы из Голливуда. «Куколке» Кэрролл Бейкер – 90!

В далёком 1957 году она получила «Золотой глобус» в категории «Лучший дебют» и была номинирована на премии «Оскар» и BAFTA в категории «Лучшая женская роль». Это были первые и последние награды секс‑символа 1960‑х, на пике карьеры покинувшей Голливуд и уехавшей в Европу.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

15054

29.05.2021

Спорные пьесы расиста Шекспира

Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира? Гендерно-расовое сумасшествие добралось до великого Шекспира. Как сообщил Daily Telegraph, в лондонском театре «Глобус» начался цикл семинаров под общим названием «Антирасистский Шекспир».

Филипп Марков

КультураМаразмМир

12706

24.05.2021

Источник: директор Жамбалова увольняет двух заместителей и режиссера после скандала в бурятском оперном

В Бурятском театре оперы и балета грядут масштабные кадровые перестановки после скандала с творческим вечером ко Дню Победы.

Андрей Светлов

КультураСкандалыПолитикаБурятия Иркутск

26135

22.05.2021

Лица Сибири

Веселкова Елена

Полуэктов Михаил

Мордвинов Игорь

Власов Виктор

Шишкин Сергей

Барданов Александр

Кириллов Юрий

Барлуков Михаил

Оськина Вера

Овсянникова Елена