Валерий Владимиров

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

2321

18.03.2008, 14:05

Плачьте, скрипки! Пой, цыган!

Премьера оперетты Имре Кальмана «Марица» в Иркутском музыкальном театре.

На обширной ферме графини Марицы (свиньи, коровы, овцы, куры и т.д.) управляющий Тассило констатирует факт заболевания животных чем-то вроде птичье-копытного гриппа (или хуже)… Радиоактивное облучение, генетическая мутация? Но хозяйка и разбираться в этом не желает! Она управляющего увольняет (гонит в шею), он идёт изливать своё горе цыганам, однако подоплёка крутой расправы – та, корень которой разгадал в своё время доктор Фрейд. Марица влюблена в Тассило, в том себе пока не признаваясь, ей сдаётся: убери объект страсти (libido), то и «с глаз долой – из сердца вон!». Извечное заблуждение!

Впрочем, любителю оперетты «Марица», конечно, не в новость, в нашем театре она ставилась много раз, с 40-х годов, а «интрига» этой постановки, на мой всегдашний взгляд, – как артисты двух составов, вступая в вольно-невольное состязание, интерпретируют замысел режиссёра В. Вавилова, заслуженного артиста РФ из Красноярска. А что, замысел был? Пожалуй, хотя бы в рефлекторных выплесках «из-под текста»…

Начну с показательного В. Варлашова в роли князя Эстергази, представляющего знатнейший старинный род венгерских магнатов (среди которых в 18 веке был Миклош Эстергази – покровитель великого Иозефа Гайдна). Он огромен, кажется в полсцены, ослепителен – в ярчайше-красном мундире, голосом весёлым, хлёстким, «выстреливающим», как бич укротителя хищников, остроумно-глупые реплики («От зависти не лопну я – взорвусь!»). А приглядеться: конечно, «терминатор» он безопасный, опереточный, однако настоящая бомба секс-рыцарства (Фальстаф, но ещё молодой, лет 40): «Вытащу вас из горящего дома (это – Марице), но нет нигде пожаров; брошусь под колёса вашего экипажа, но лошади шарахаются от меня (ещё бы!); спасу из волн Дуная, только попробуйте утонуть!..»

Я, презентует он себя, кавалерист, и представляется под стать ему конь, что-то из богатырской сказки, прыгающий через пропасти, летающий через хребты… И такой взбрыкивающий трюк – тик бедра у него, будто каждую минуту готов прыгнуть в седло или оседлать что-то, кого-то…

Вот такой князь – Варлашовский – не даму повезёт в кабаре, а кабаре привезёт к ней в поместье. А канкан уж такой оторвут, когда девочки, визжа, юбочки задрав, попки в зал – а публика овацию им в благодарность!

Эту чрезмерность комедийной палитры Варлашов как мастер оправдать, конечно, может, но ведь знаем же и ту его сценическую манеру, где он, если позволите, оперетный «реалист». А посему, полагаю, он играет установку красноярского режиссёра (тот сам был актёром-комиком, за что – и звание ему), на «всё сверх позволено», жми на полный газ, никаких тормозов, смеши изо всех сил!

Но актёры наши могут и тоньше, не тоньше «талии» княгини-колобка Божены (Е. Бондаренко), как острит её секретарь – актёр по найму (А. Баязитов, В. Лесовой), но похитрее. И жаль, что не показал роль Эстергази В. Яковлев (по болезни). Он, комедиант «демонизирующий» (даже порой инфернальный), с гениальными, случается, трюковыми откровениями, зрителей ещё порадует. Воображаю его сардонический «выверт» интонаций, когда иная глупая реплика так вдруг блеснёт, что видишь, слышишь: а актёр-то умнее либреттиста!

Не в обиду двум нашим Марицам начал я с Варлашова, ибо он, по моей догадке, игровая «планка» желаемого постановщиком.

Графиня, между тем, сама берётся хозяйствовать в своём имении. С помощью гостей, которые, выйдя в поле, дискутируют: которая плантация вермишелевая, а где макаронные участки, где манные грядки, где гречневые, со шкварками, кусты и каким пальцем лучше на сыроварне протыкать сыры?..

А бедный Тассило, дипломированный сельхозспец, тем временем рыдает знаменитое: «Все её улыбки – лишь один обман! Плачьте, скрипки! Пой, цыган!».

Вижу, как серьёзно переживает драму любви своего героя А. Айдаров. Ценю благородные усилия дать страсть крупно, с дрожью, кипя нутром и тоже с готовностью – в пожар! «Под экипаж, в Дунай!» – однако не в шутку, а «на деле»… Можно и так. Иначе у Е. Алёшина. У его Тассило балетная фигура (артист в этом сезоне несколько похудел), он органически аристократичен, всегда элегантен (такие, естественно, изнанку не выворачивают), изящен, как принц… И об этих качествах артиста, делающего любую роль легкокрылой (не легковесной), поэтичной, писалось не раз. Как и о пении его – баритонально-полётном, с виртуозным интонированием динамических оттенков, красочным и тёплым по тембру… Короче: рождён для оперетты и счастливо с ней повенчан!

Шутейный его соперник – молодой помещик Зупан. Смешон? – но «мама говорит – красив»; глуп? – но «папа говорит – умён», а как богат, и говорить нечего, знают все: 18 тысяч свиней. У Марицы, правда, 30 тысяч; значит, надо пожениться и слить поголовья, и получится… «величайшее свинство в Европе!»

Два молодых мастера представляют Зупана – И. Ладейщиков и И. Переверзев. Они играют жанровое «свинство» простака в общем без вульгарности (хотя либретто к этому провоцирует, похоже, и режиссёр). Каждый актёр, разумеется, индивидуален, но если помимо этого говорить «о чуть-чуть» различии в подаче образа дурачка, то первый им как бы стал, а второй – был. Как это понимать? Ладейщиков слегка над ролью, или – со стороны (отстранён, по Брехту), Переверзев – весь «вживил» себя в роль (по Станиславскому). Но оба очень техничны, артистически умны, личностно обаятельны, и это тот случай, когда прав будет любой зритель, симпатизирующий (о вкусах не спорят) тому или другому актёру.

А что сказать о Лизочке, избраннице, в итоге всех путаниц, Зупана, которая сестра Тессило, и родственные их объятья повергают Марицу, об этом родстве не знающую, в чёрную ревность, такую, что цыган поёт и плачут скрипки, как бы соболезнуя уже её горю?...

Могут ли две женщины быть одинаково проказливо-игривыми, шаловливо-кокетливыми, чуть сентиментальными и бесконечно прелестными?.. А две актрисы – хоть роль одна? Тут, на бумаге, и не передать, как расцвечивают своих Лиз Светлана Лунюшкина и Александра Гаращук – и приёмами профессионального ремесла, за которым опыт многих подобных ролей, и тем шармом, помимо профессии, который от бога у всех красивых женщин. У первой актрисы роль, быть может, «акварельнее», у второй рисунок, похоже, острее. Публика же давно ценит и любит обеих…

Вообще этой «Марице» женского очарования не занимать! Она и открывается, после увертюры, сценой Азы, цыганки, где две превосходные вокалистки, Людмила Борисова и Вера Шепеткина, сразу завораживают зал предсказаниями об исповедимости любовных судеб… А балет, поставленный Людмилой Цветковой, где, не говоря уж о наших неизменных примах-чаровницах Марии Стрельченко и Татьяне Садовой (особенно в танго), пленили пластикой «новенькие» – Д. Ясницкая и Е. Волошина…

И, однако, как без контраста?.. В III акте на сцену выкатывается – ещё и на велосипеде! – «колобок» Божена, и начинается нормативное опереточное действо в «манере Варлашова – Вавилова»… Будто пытаются подавить мои воспоминания, какой лирической героиней бывала Елена Бондаренко (и Сильва, и Магдалина, и др.). Сопротивляюсь я также восприятию В. Лесового в качестве секретаря-скомороха, ибо неизгладим облик его романтического певца, нежного трубадура любви… А вот А. Баязитов в этой роли, словно она – рубашка, в которой он родился и, не снимая, так всё и купается, импровизирует на темы Шекспира: «О нимфа, помяни в своих молитвах!..»; «Дуй, ветер, дуй!..»; «На свете нет печальней небылицы, чем повесть о Тассило и Марице!..»

Почему о Ней – в самом конце? Потому что я, как на раздаче призов, самый драгоценный подношу последним.

Любовь Полякова – «династическая» королева на престоле героинь иркутского музыкального «царства» (как Тюдоры, Валуа, Бурбоны, Габсбурги…). Всё в ней художественно легитимно, и каждая новая роль её (или повторение старой) – как свидетельство, что помазанница, в артистическом смысле, оказывается, как любая женщина (даже графиней не титулованная), может и от любви страдать, и даже делать глупости! (Так, Марица, заподозрив низменную корысть в кристально-искреннем Тассило, швыряет в него пачки купюр – чистая «Травиата» Верди, III акт, только наоборот!). Любови Ивановне я посвятил множество восторженных строк в своих статьях (в частности, о её недавнем бенефисе).

Юлия Пихтина дебютировала в прошлом сезоне в «Весёлой вдове» – и мало что успех в главной роли, но мгновенный взлёт в звёздность! – ну, если это для кого-то громко, скажу заземляя: все, все достоинства героини. Но «Марица» – продолжение звёздного полёта… А один строгий специалист в этом роде искусства обронил мне, не скупясь: «Наша Анна Нетребко» (правда, мировая оперная примадонна лет на 12 старше). Я согласился: и ещё всё впереди… Её Марица, помимо красоты облика, – это голос, главное из достоинств артистки, – чудесный, сочный, молодой, звенящий на стремительных взмываниях в верхний регистр! Это если скупо. А похвалы ещё будут, будут…

Марица как персонаж «реабилитирует» и взвинченный «градус опереточности» (форсаж от режиссёра, видать, опытного в том, «как тут надо»… А актёрам надо беспрерывно махать руками, кружиться, карнавалить, куролесить в ми-зансценах… и громко, громко острить!..), и смягчает впечатление, что в драматургии много кусков, надёрганных отовсюду, с избытком (Вавилов, видимо, опрастывает все свои пороховницы, чтобы победить). Но это большое-пребольшое «лоскутное одеяло», признаться, красочное. Выигрышны массовки, слаженные хоры (Н. Ладыгина, У. Чугуевская), балет. Вечный гарант успеха – Имре Кальман (дирижёр Н. Сильвестров).

И всё-таки, извините, старомодно. В ИМТ примеров новаторства на «классическом наследии» достаточно. Удивляюсь, что нынче волшебства видеопроекций А. Тарасова не было, а декорации (конструкция) почти лишь функциональны (А. Штепин).

Ведь не к архаике, а к инновации форм взывает сказка (оперетта – из её корней) – всякий раз реализуемая на сцене мечта о счастье, как в этой небылице о Тассило и Марице. И уже не только скрипки – оркестр ликует, не цыган, а все хором славят торжество любви!

Валерий Владимиров

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

2321

18.03.2008, 14:05

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=44186

bytes: 9961 / 9961

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Можно попросить Нину?», концерт «Родная стихия» и мастер-класс «Гусь-обнимусь»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 7 по 12 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и лекции.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

2280

06.05.2024

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

5746

03.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

8129

02.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

6548

01.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 30 апреля по 5 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11723

29.04.2024

Премьера, которой не было. Очередная «удача» Музыкального театра

Далеко не первый, но весьма оригинальный казус случился с Отделом работы со зрителями Иркутского музыкального театра, в котором, напомним, не покладая рук трудятся дочь директора театра Татьяны Мезенцевой Анна Коротущенко под неусыпным руководством сестры директора театра Евгении Шагиной.

Филипп Марков

КультураИркутск

10643

29.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

8253

28.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

22813

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6984

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

6467

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Беседы королей», спектакль «Последний срок» и литературный час «Васюткино озеро»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 23 по 28 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13960

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Рождественские грёзы», концерт «Весенняя рапсодия» и игра «Это просто космос»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 16 по 21 апреля в Иркутске пройдут мастер-классы, игры, спектакли и концерты. Литературно-фольклорный утренник «Не боимся мы Ягу!

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15884

15.04.2024

Лица Сибири

Рычкова Ирина

Калинин Алексей

Квашнин Анатолий

Башняк Екатерина

Читоркин Владимир

Геевский Олег

Митусов Валерий

Семенов Вадим

Белокобыльский Сергей

Шагдаров Баир