Светлана Жартун

© Областная газета

КультураИркутск

5541

04.06.2007, 12:28

Геннадий Шапошников: «Нет монополии на истины, но есть монополия на вопросы»

В 2003 году заметным событием в театральной жизни Иркутска стала премьера спектакля по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», поставленного столичным режиссером Геннадием Шапошниковым.

Спустя год он стал художественным руководителем Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. Вызывало удивление, почему успешный режиссер, много и интересно работающий в Москве, согласился приехать в наш провинциальный город.

– Провинция – это то, что расположено в ста километрах от Москвы, – говорит Геннадий Шапошников. – Остальные крупные города относятся к единому культурному пространству России. В моей творческой биографии наступил момент, когда захотелось работать «стационарно».

Истоки

С первого взгляда Геннадий Шапошников кажется человеком закрытым, он охотно говорит об искусстве и не очень любит рассказывать о себе. Однако режиссер согласился определить истоки своего выбора профессии.

– В шахтерском городке Горловка, расположенном возле Донецка, где жила моя семья, театра не было. Впервые спектакль я увидел во Дворце пионеров. Не знаю, был ли то профессиональный коллектив или любительский, но хорошо помню, что одним из главных героев постановки был актер-крыжовник, одетый в зеленый костюмчик с нашитыми на нем бумажными колючками. Был в этом спектакле и другой персонаж – паренек, роль которого исполняла девушка. Игрушечной шпагой она «срубила» у крыжовника его бумажную колючку…

Тот спектакль, скорее всего, был глупостью, но эта глупость перевернула мое сознание. Все лето я ходил по саду с палкой, которая изображала шпагу, и сражался с кустами крыжовника. А потом, уже в более взрослом возрасте, меня потряс Пушкин. Сестра подарила мне роскошное по тем временам издание «Маленьких трагедий». Я ходил все по тому же саду, представляя себя и Моцартом, и Сальери. Текст не надо было учить, строка за строкой он рождался во мне, преобразовывался в живые образы.

В старших классах я начал заниматься в молодежном любительском театре Дворца пионеров, из которого можно было поступать учиться в Москву.

Вслед за товарищами поехал в Щепкинское училище. Меня брали тогда сразу на третий курс, но учебе я предпочел армию, не очень представляя себя в актерской профессии. Позднее стал мечтать о режиссуре. Поступил в Московский институт культуры, потом – в Щукинское театральное училище и его ассистентуру. Так через сомнения, поиск своего места в театре я и стал режиссером.

В свободном плавании

Диплом режиссера Геннадий Шапошников получил в конце 1980-х годов. Это было время, когда рухнул СССР и под воздействием всеобщей демократической эйфории многие театры были переведены на самоокупаемость. Могли ли они искусством зарабатывать деньги в период сплошных невыплат зарплаты? Конечно, большинство «почило в бозе», утонув в мутном потоке социальных проблем.

«Начинать надо было раньше, не тратить годы на рефлексию и сомнения» – думал Геннадий Шапошников, не зная, где и как применить свои способности. Но судьба благоволила молодому режиссеру, его пригласили преподавать в Московский институт культуры, где он получил свое первое высшее образование.

Он преподавал и одновременно начал ставить спектакли с актерами, решившими заняться свободным, не зависящим от театральной политики творчеством. Товариществу, в которое входили артисты Ленкома, Маяковки, Ермоловского, был нужен профессиональный режиссер, и они пригласили Геннадия Шапошникова. Звали его и на антрепризные спектакли. Некоторые из постановок тех лет и сегодня разъезжают по городам и весям нашей необъятной России.

Работая с хорошими актерами, занимаясь настоящим творчеством, Геннадий Шапошников стал вырабатывать свой почерк режиссуры, свой метод постановки спектаклей. Часто ему казалось, что он пытается изобрести велосипед, быстрые колеса которого давно несутся по театральному пространству страны. Самым авторитетным режиссером для Геннадия Шапошникова был тогда Роман Виктюк. Однажды, встретившись с ним случайно, он попросился на стажировку. Знаменитый режиссер обещал подумать. Думал около года, потом позвонил и пригласил на работу.

Ученик мастера

В театре Романа Виктюка Геннадий Шапошников был ассистентом режиссера. Он помогал ему ставить спектакли не только в Москве, но и в театрах России и странах ближнего зарубежья. Мастер объяснял ассистенту свой замысел и уезжал, если работа велась в другом городе, в столицу – заниматься своими многочисленными делами. Шапошников разбирал с актерами пьесу в «застольный» период репетиций, потом выводил их на сцену для пространственного решения спектакля. Дней за пять-шесть до премьеры появлялся Виктюк и вдохновенной рукой мастера доводил работу до конца.

Наблюдая за Виктюком, Шапошников понял, что именитый режиссер часто сам не знает, как рождается рисунок спектакля, его прозрачный воздух, атмосфера.

– Виктюк – режиссер потрясающей интуиции, – рассказывает Геннадий Шапошников. – Свои спектакли он ставит по вдохновению, свободному полету творческого воображения. Те формы, которые у Виктюка рождались по наитию, я в своей дальнейшей работе начал использовать продуманно, точно зная, чего хочу добиться от актеров.

Во время репетиций в театре им. Вахтангова пути мастера и его ассистента разошлись. Шапошников понял, что в профессиональном плане взял все, что мог у Романа Виктюка. Даже научился записывать (специально придуманной скорописью) спонтанно рождающиеся мизансцены. Как-то Виктюк обвинил ассистента в том, что тот не записал придуманный им рисунок репетируемого эпизода. Геннадий Шапошников показал запись. «Когда успел?» – удивился мастер. Он успел, пока режиссер шел со сцены в зрительный зал…

Уход Геннадия Шапошникова из театра Виктюк счел предательством, обиделся на него смертельно, даже запретил пускать на спектакли. Помирились они во время премьеры спектакля Ирины Мирошниченко, который Шапошников поставил в театре эстрады. На премьеру актриса позвала Виктюка – после работы во МХАТе над пьесой Уильямса «Татуированная роза» она считала режиссера своим учителем. После спектакля Виктюк, не говоря лишних слов, обнял режиссера, пригласил приходить в театр. Теплые, дружественные отношения возобновились.

Театр Геннадия Шапошникова

Работать в Иркутск Геннадия Шапошникова пригласил директор драмтеатра Анатолий Стрельцов. Он предложил ему стать художественным руководителем театра и набрать специальный курс в Иркутском театральном училище, поскольку коллективу драмы требуется «молодая кровь». Не верится, что с той поры минуло четыре года, студенты вот-вот защитят дипломы и станут актерами.

Геннадий Шапошников познакомился с иркутским драмтеатром во время постановки спектакля «Прошлым летом в Чулимске». Постоянная работа в одном из старейших театров Сибири ему показалась заманчивой, он принял предложение, правда, первый сезон постоянно летал в Москву – завершал неоконченные дела. Одной из первых постановок на иркутской сцене был «Король Лир» Шекспира.

– Конечно, современный театр должен разговаривать со своим зрителем языком современной драматургии, – считает Геннадий Шапошников. – Но пьес, достойных внимания, сегодня мало. Если же режиссер берет к постановке пьесу, у которой видно «дно», он обречен на штампы. Настоящая новая драматургия сегодня бежит в стороне от основного направления репертуарной политики театра. Если вспомнить судьбу Вампилова, то можно сказать, что этот автор тоже бежал в стороне.

На протяжении всего ХХ века российский театр говорил о времени, в котором жил, языком классики. Особой выразительности этот эзопов язык достиг в спектаклях Георгия Товстоногова, Юрия Любимова, Анатолия Эфроса.

– Если хочешь со сцены рассказать что-то серьезное о человеке, приходится обращаться к классике, – объясняет это Геннадий Шапошников.

Из классического репертуара на сцене охлопковского театра он поставил Мольера, Чехова, Островского, Лорку, Гоголя – спектакли, отличающиеся режиссерскими решениями, но соблюдающие авторскую драматургическую стилистику. В то же время Геннадий Шапошников заставил монологи и диалоги звучать современно.

К каждой постановке Геннадий Шапошников подходит индивидуально. В «Дяде Ване» Чехова он тонкий психолог, умеющий подробно, учитывая все нюансы движения человеческой души, работать с актерами над образами. А в спектакле по Островскому «Не так? Живем, как хочется!» использует приемы условного театра.

Шапошников относится к поколению режиссеров, знакомых не только с системой Станиславского, но и развитием этой методики в работах его учеников: в поиске импровизационных и гротесковых форм Евгения Вахтангова, невербальном театре Михаила Чехова, «биомеханике» Всеволода Мейерхольда. Изучая разнообразные направления режиссуры, он выкристаллизовывает свой мир театра, позволяющий ставить пьесы авторов любого времени.

В спектаклях Геннадия Шапошникова отчетливо проявляется гражданская позиция режиссера. Он хорошо понимает достоинства и болезни нашего общества. И говорит: «Придумать лекарство от этих болезней я не могу, но знать симптомы обязан. Нет монополии на истины, но есть монополия на вопросы…»

Светлана Жартун

© Областная газета

КультураИркутск

5541

04.06.2007, 12:28

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=38226

bytes: 9042 / 9014

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Последние новости

04.05 08:49
В «Южных воротах» 4 мая пройдёт акция по раздельному сбору вторсырья

04.05 08:32
Томич привёз из Таиланда запрещённые сувениры – кастеты и выкидной нож

03.05 19:54
В Улан-Баторе проведут международную конференцию по возобновляемым источникам энергии

03.05 19:21
Улан-Удэ начали украшать ко Дню Победы

03.05 18:59
В Улан-Удэ 21-летний водитель въехал в толпу людей и задавил приятеля. Возбуждено дело об убийстве

03.05 18:39
Информацию о закрытии роддома в Бодайбо опроверг мэр Евгений Юмашев

03.05 16:44
На берегу Енисея строят новую канализационно-насосную станцию для ЖК «Орбита». У старой выявили недочеты

03.05 16:41
Отопление в Иркутске отключат 13 мая

03.05 16:30
В Красноярском крае спрос на вахтовую работу вырос на 39%, но желающих стать вахтовиками немного

03.05 16:25
Минусинские чиновники незаконно сдали в аренду квартиру, предназначенную для сироты

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

2837

03.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

5766

02.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

5628

01.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 30 апреля по 5 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10636

29.04.2024

Премьера, которой не было. Очередная «удача» Музыкального театра

Далеко не первый, но весьма оригинальный казус случился с Отделом работы со зрителями Иркутского музыкального театра, в котором, напомним, не покладая рук трудятся дочь директора театра Татьяны Мезенцевой Анна Коротущенко под неусыпным руководством сестры директора театра Евгении Шагиной.

Филипп Марков

КультураИркутск

8968

29.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7936

28.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

21371

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6679

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

6323

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Беседы королей», спектакль «Последний срок» и литературный час «Васюткино озеро»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 23 по 28 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12908

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Рождественские грёзы», концерт «Весенняя рапсодия» и игра «Это просто космос»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 16 по 21 апреля в Иркутске пройдут мастер-классы, игры, спектакли и концерты. Литературно-фольклорный утренник «Не боимся мы Ягу!

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14949

15.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

5283

10.04.2024

Лица Сибири

Батищев Сергей

Екимовский Олег

Кез Элеонора

Иванец Вячеслав

Шарапов Юрий

Кнорр Андрей

Воронов Сергей

Матюха Виталий

Носенко Ольга

Зайцев Илья