Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоИркутск

6826

07.07.2012, 00:41

Иван Купала

Иван Марью
Звал на купальню.
Где Иван купался -
Берег колыхался.
Где Марья купалась -
Трава расстилалась.
Ой, Купала на Ивана!
Накупался Иван,
Да в воду упал.
(купальская песня)

Иван Купала, Иванов (Янов) день – один из самых больших праздников года у всех славян, посвященный летнему солнцестоянию. Этот древний праздник огня и воды при христианстве оказался связан с днем Рождества Иоанна Крестителя (24 июня по старому стилю и 7 июля – по новому), но во многом сохранил свою языческую сущность.

Приготовления к празднику начинались еще накануне, в день Аграфены-Купальницы, а главное торжество связывалось с Ивановской ночью, когда все плясали и веселились у костров, плескались в реках, а также совершали различные обряды с растительностью. Собственно, как раз эти игрища и ритуалы в ночь на Иванов день у восточных славян называли Купалою, в Литве – праздником Росы, а в Польше – Соботками. Свое название праздник Купалы предположительно получил от обычая купаться и обливаться водой, а также от ритуального «купания», совершаемого при крещении (эпитет св.Иоанна – греч. βαπτιστής – дословно переводится как «купатель, погружатель»). Непременное омовение на Купалу служило не только для очищения перед великим праздником; оно соотносилось и с летним «купанием солнца», соединением влаги и тепла, необходимым для урожая.

По народным поверьям, на Купалу растворяются небо и земля, «играет» солнце, обретают особую силу растения и зацветают колдовские цветы, вода превращается в вино, животные разговаривают, звезды спускаются с небес, клады выходят из земли, а все сверхъестественные существа (лешие, водяные, ведьмы и пр.) становятся чрезвычайно активными. Это время полного расцвета природы и апогея ее творческих сил. Некоторые исследователи считают, что в древности Купала посвящался Яриле – богу «ярой» весенней силы, любовной страсти и плодородия. Часто предполагают также, что Купала – это торжество в честь «свадьбы солнца», когда сочетаются и совокупляются небесный бог-громовержец и богиня-Земля: небо оплодотворяет землю дождем и порождает урожай. Символом этого магического союза считается двухцветный «купальский» цветок Иван-да-Марья, чье происхождение связывают с инцестом, запретной любовью брата и сестры.

Есть много старинных свидетельств об «Ивановском празднике», проходившем в разное время и в разных местах – у поляков, чехов, русских и др. Судя по этим описаниям, Купала еще долгие годы после принятия христианства оставался разгульным и бурным: поселяне опоясывались травами и всю ночь плясали, пели и веселились у костров, «воздавая честь и мольбы демону», собирали всевозможные растения, умывались росой и предавались любовным играм. Столь неподобающее поведение очень возмущало Церковь; например, русские священники с горечью отмечали, что «против праздника Рождества великого Иоанна Предтечи, и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи, мужи и жены и дети в домех и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми, и всякими скомрашествы, и песни сатанинскими и плясками... и егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою», «ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление».

Конечно, большинство старинных обрядов со временем исчезло, но даже в начале XXв. по деревням все еще сохранялись остатки языческих купальских традиций – очищение водой и огнем, а также сбор трав и принесение своеобразных жертв стихиям.

Так, например, у восточных славян праздник Купалы обычно начинался с омовения: в день Аграфены-Купальницы, нередко прямо с утра, все «от мала до велика» отправлялись в бани – мыться и париться, дабы «запастись здоровьем и красотой» на весь год. Парились обычно с травами, причем веники заготавливали в этот же день, добавляя в них целебные растения. Во многих местах обязательно вкладывали в банный веник цветок купальницу, приговаривая: «Приехала Купаленка на семидесяти тележеньках, привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почести» и т.п. Купальские веники потом сохраняли в течение года и использовали не только для мытья, но и для гаданий и защиты от порчи.

Помимо собственно мытья, поселяне начинали плескаться в реках и озерах, «закупывались», так как купаться до этого срока запрещалось из-за слишком холодной воды. У украинцев, белорусов и поляков говорили, что до Иванова дня не купаются, потому что «водяной утопит» или «чаровницы живут в воде», «ведьма утянет в воду» и т.п. А на Купалу все воды освящаются солнцем, так что вода дарует здоровье, красоту и защиту от злых сил; поэтому перед самым праздником и во время него купались, обливали друг друга, а утром Иванова дня ходили «на росу» - катались по влажной траве на лугах и межах. Ивановская роса считалась в народе чудодейственной, исцеляющей болезни и дарующей плодородие, поэтому женщины даже собирали ее впрок, таская по траве чистую скатерть.

После очищения водой наступал черед очищения огнем: вечером накануне Иванова дня в рощах, на берегах рек и возвышенных местах разводили большие и высокие купальские костры, у которых и начиналось всенародное гулянье. Для этих костров во многих местах «вытирали живой огонь» (т.е. добывали огонь трением, «по старинке») и говорили, что купальский костер «сам Господь раскладывает». К священному огню выходили все, приносили даже больных и маленьких детей, прыгали через пламя и прогоняли скот, окуривали дымом вещи, так как считалось, что живительный огонь – символ солнца – дарует здоровье и удачу, защищает от злых сил и вообще «обновляет», освящает пространство и всех присутствующих. Чтобы распространить эту живительную силу, поселяне даже бегали вокруг полей с горящими факелами, пускали с гор горящие колеса и т.п., полагая, что жар купальского костра прогоняет порчу, град, змей и хищников, а также способствует урожаю и достатку. Парни и девушки прыгали через огонь вместе, держась за руки, и считалось, что если во время прыжка их руки не разойдутся, эта пара вскоре вступит в счастливый брак. Тех, кто не пришел к костру на Купалу, обычно дразнили, упрекали и подозревали в колдовстве, так как повсеместно считалось, что купальский огонь жжет и прогоняет ведьм и нечистых духов.

Особым почетом на Купалу окружалась всякая растительность; недаром и сам праздник называли иногда Иваном Зеленым или Травным. В эту пору зеленью украшали дома и дворы, носили на себе пышные венки из трав и цветов, опоясывались полынью-чернобыльником (для защиты от злых чар), готовили большие пучки зелени для ритуальных костров. Жгучие и пахучие травы (в первую очередь крапиву и полынь) развешивали на окнах, в хлевах и т.д., чтобы отогнать особо активных в эту пору ведьм и русалок. Знахарки и вообще женщины ходили собирать лекарственные растения, которые, как считалось, в эту пору «в самом соку бывают»; нередко собранные травы выкладывали потом «под иванову росу», чтобы еще усилить их целебные свойства. А самые смелые люди в полночь или на рассвете Иванова дня отправлялись искать волшебные, «потаенные» травы – цветок папоротника, плакун, разрыв-траву и т.п., так как считалось, что именно на Купалу они распускаются огненными цветами и даются в руки, если только человек не испугается охраняющей их нечистой силы. Обладатель волшебной травы, как считали в народе, наделяется удивительной колдовской силой: может становиться невидимым, одолевает любые преграды, видит спрятанные в земле клады, начинает предвидеть будущее и т.д.

Купальские растения нередко использовали для гаданий и некоторых особых обрядов. Например, девицы пускали по воде свои венки (выплывет – к скорому замужеству, потонет – к безбрачию или смерти) или тайком собирали 12 видов трав и клали себе под подушку (чтобы приснился суженый). Через букеты цветов или кусты крапивы прыгали, как через костер. В некоторых местах молодежь под Иванов день наряжала срубленное деревце «купалой» и устраивала вокруг него игры, песни и гадания; в конце же праздника его обычно бросали в воду или в костер. Местами в зелень рядили девушку-«Купальницу», «невесту солнца», руководившую играми, гаданиями и обрядами. Лучше всего эта традиция сохранилась у болгар: там «Еньова буля» («невеста св. Иоанна») – русоволосая перворожденная девочка, украшенная травами и красным «свадебным» покрывалом – участвовала в обходе села и полей, в разных обрядах плодородия и гаданиях о судьбе. У восточных славян ряженье людей встречалось редко, чаще использовали соломенных кукол, которых чествовали, а после праздника уничтожали – разрывали, сжигали, топили или хоронили. Объясняли этот обряд по-разному в разных случаях: чучело могло изображать и ритуальную жертву богам, и изгоняемую нечистую силу (ведьм, русалок), и умирающее и воскресающее божество (ср. «похороны Ярилы», символизирующие полное отмирание брошенного в землю семени и его «перерождение», т.е. вызревание новых зерен на колосьях).

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоИркутск

6826

07.07.2012, 00:41

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=106971

bytes: 8965 / 8929

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Иркутск)

Полезная занятость для подростков с аутизмом в Иркутске вышла на новый уровень

Еще совсем недавно на диагнозе «аутизм» висело клеймо – «необучаемый», но на сегодняшний день мы видим, что дети могут находиться в обществе сверстников и занимать себя полезной деятельностью при грамотной педагогической поддержке.

Лилия Войнич

ОбществоИркутск

1520

30.04.2024

Сенатор Андрей Чернышев высоко оценил итоги работы администрации Братского района в 2023 году

27 марта мэр Братского района Александр Дубровин представил депутатам и общественности отчёт о работе администрации в 2023 году. Событие посетили председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев, депутаты Законодательного собрания региона Елена Крыжановская и Тимур Сагдеев.

Алина Саратова

ОбществоИркутск

4614

28.03.2024

Баброконтроль. «Хлеб-Соль» на Лермонтова: когда вокруг нет конкурентов, можно и полы не мыть

Побывав в «Слате» на улице Лермонтова, 275/11, мы не могли пройти мимо магазина «дочки» сети, причём расположенного практически в соседнем доме (впрочем, как во всех других местах, «Слата» и «Хлеб-Соль» ходят парами).

Алина Саратова

ОбществоЭкономика и бизнесИркутск

8747

26.03.2024

«Марат» в Иркутске: воскрес и помер?

В январе в Иркутске в реконструированном здании бывшего кинотеатра «Марат» открыли одноименный культурно-досуговый центр. Ради такого события сюда приехало множество чиновников. Начиная с губернатора Игоря Кобзева и мэра Руслана Болотова.

Георгий Булычев

ОбществоКультураИркутск

10888

11.03.2024

Не стреляйте в Кондрашова – играет как умеет

Пропавший было с радаров экс-депутат Заксобрания Иркутской области Виктор Кондрашов в последнее время активизировался в информационном поле. В декабре участвовал, хоть и заняв четвертое место с конца, в передаче «Гость у порога» канала «Пятница».

Георгий Булычев

ОбществоИркутск

6900

07.03.2024

Баброконтроль: когда «Слата» — единственная «на районе»

Сегодня Баброконтроль решил обследовать магазин, который смело можно назвать единственным на весь район. Конечно, есть там пара павильонов типа «Фрукты-Овощи», есть «Хлеб-Соль» через дорогу в соседнем ЖК.

Алина Саратова

ОбществоИркутск

2971

09.02.2024

Шаурма по-братски и по-иркутски: где бациллы добропорядочнее?

В начале февраля Иркутская область попала в федеральную новостную повестку по горячему поводу: в областном центре граждане отравились шаурмой. Все покупали продукт в микрорайоне Ново-Ленино, на Баумана, 215а/2, в заведении «Шаурма на углях».

Георгий Булычев

ОбществоПроисшествияСкандалыИркутск

5155

05.02.2024

Была у братчан избушка лубяная, но у КУМИ Братска совесть ледяная...

Если в 2005-м, в год первого избрания Сергея Серебренникова мэром Братска, численность населения города составляла 255,7 тысячи человек, то в начале 2023 года здесь насчитали, по официальному отчету мэрии, 221,2 тысячи. Минус 34,5 тысячи жителей. Но Сергей Васильевич и не думает останавливаться.

Георгий Булычев

ОбществоРасследованияИркутск

11194

30.01.2024

«Кровавые варежки»: нижнеудинские чиновники подложили губернатору мертвую собаку

Если кто-то думал, что нижнеудинские чиновники не могут уже никого удивить и шокировать больше прежнего, то он ошибался. На днях они доказали, что их ресурсы неисчерпаемы. Но начнем с контекста.

Георгий Булычев

ОбществоПолитикаИркутск

25373

30.01.2024

Телеграм Иркутска за неделю: рандеву Левченко, звездный час Лобкова и словесное недержание Кобзева

Бабр представляет обзор ключевых событий в иркутском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 15 по 22 января включительно. Красное рандеву Политический чес по городам и весям Иркутской области в преддверии выборов президента РФ совершил председатель иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко.

Глеб Севостьянов

ОбществоПолитикаИркутск

15553

23.01.2024

Пожар в Усть-Куте: кому нужны погорельцы?

Вечером 19 и ночью 20 декабря в Усть-Куте произошел страшный пожар. Вначале от короткого замыкания вспыхнуло на первом этаже одного жилого здания, а позже разбушевавшийся огонь перекинулся и на второе. Эти два многоквартирных дома находились на улицах Щорса, 75 и Седова, 24.

Георгий Булычев

ОбществоПроисшествияИркутск

5089

30.12.2023

Бабр в Иркутске. Итоги года

На закате 2023 год. Для Иркутской области он прошел насыщенно, напряженно и ярко: состоялись выборы нового созыва Заксобрания, мэры региона устроили настоящий флешмоб уголовных дел, появился новый закон об охране Байкала.

Глеб Севостьянов

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесИркутск

19132

29.12.2023

Лица Сибири

Гайкова Ольга

Мельник Галина

Попов Максим

Миеэгомбын Энхболд

Гуранин Алексей

Книжник Денис

Корк Бертольд

Голков Александр

Цубсберг Виктор

Кнаус Олег