Елена Орлова

© Областная газета

КультураБайкал

5105

02.11.2009, 16:45

Плюс один Гришковец

Драматург представил в Иркутске новый спектакль.

«Меня никто не знает…» – доверительно сообщил актер и драматург Евгений Гришковец зрителям, пришедшим в Иркутский ТЮЗ в минувшую пятницу. Именно с этих слов начинается его новый спектакль «+1». Как обычно, переход от обязательного общения с залом к театральному действу был незаметен. В этом и заключается, наверное, один из феноменов творчества Евгения Гришковца. И при этом речь он ведет о таких тонких вещах, о которых вряд ли решишься поговорить даже с самым близким другом, только с самим собой.

– Я счастлив, что я вновь в Иркутске. Надеюсь, что в начале весны приеду еще раз и мы представим картину, которую снимали в вашем городе летом и где я снимался в главной роли – играл иркутянина, – сказал Евгений Гришковец, и зал взорвался аплодисментами. – Так что можете считать меня своим, я себя вашим уже считаю. Это были важные дни и недели, я теперь очень хорошо знаю город. Если помните, в июле перекрывали на два дня улицу Байкальскую, были страшные пробки – это все из-за нас! Но все ради искусства. В фильме вы увидите свой город очень красивым, современным, живым, и если у фильма будет счастливая судьба, то таким Иркутск увидит вся страна.

Напомним, речь идет о полнометражном художественном фильме «Сатисфакция» иркутского режиссера Анны Матисон. Кстати, в спектакле «+1» звучит фортепьянная музыка, которую сыграл Денис Мацуев.

– Спектакль, который вы сейчас увидите, называется «+1» – это совсем свежая работа. Его можно назвать премьерой, ведь он был исполнен на сцене всего 30 раз, – сообщил Евгений Гришковец. – Для примера, «Как я съел собаку» был сыгран более 530 раз. Последний же мой моноспектакль «Дредноуты» был показан в декабре 2001 года. Над «+1» я работал четыре года, и получился огромный текст, из которого нужно было убрать все лишнее и оставить то, что вы сегодня увидите. Спектакль длится около двух часов, спасибо вам за то, что вы пришли, купили билеты. Тем самым вы оплачиваете мою жизнь и работу.

От столь откровенных слов благодарности зал вновь зааплодировал.

– Давайте выключим мобильные телефоны, потому что Денис Мацуев все равно играет лучше вас, – попросил Евгений Гришковец и улыбнулся. – С мобильными телефонами у меня связано много забавных историй. Однажды во время спектакля одной красивой даме все время приходили сообщения. Я ей сказал: перестаньте, кто вам пишет? А она: это мне машина пишет, что ее угоняют. А в Казани в первом ряду сидела дама лет 75, сразу видно – театралка, с биноклем. И вдруг у нее срабатывает мобильный телефон, она его выключает, он включается снова и снова. И у нас уже получается какая-то клоунада. Потом она так царственно встает, поворачивается к залу и говорит: извините, дети подложили! Итак, мы начинаем. Перед вами спектакль «+1», и я надеюсь, что для вас эти два часа пройдут существенно, содержательно и достойно.

Судя по реакции публики, надежда Евгения Гришковца была оправданной. В зале произошло то, что обычно бывает на его спектаклях. Автор не просто вошел в контакт со зрителями, а сумел построить настоящий диалог, ему отвечали смехом, молчанием, а иногда и предательским блеском в глазах. При этом он совсем не заигрывал и говорил без пафоса и позерства о действительно важных вещах. На сцене Евгений Гришковец умеет быть искренним, трогательным, забавным, ироничным, прагматичным, а его спектакли неуловимо похожи на психотерапевтический сеанс. Образы, которые при этом возникают, заставляют зрителя забыть о том, что он просто смотрит постановку. Они настолько многослойны, универсальны и похожи на внутренний диалог, что большинство независимо от возраста и пола неосознанно ассоциируют себя с героем Евгения Гришковца.

И это происходит без лишних декораций, хотя «+1» довольно хорошо оснащен. Большой письменный стол, три стула, осветительные приборы. Два окна – плазменные панели за занавеской на заднике декорации. В одном – вид на улицу, обочина которой заставлена машинами, другое зритель видит только в финале. Вокруг всего этого пространства широкая полоска буквой «П», заполненная шариками пенопласта. Справа – Марс, слева – рай, а посередине – Северный полюс.

В спектакле «+1» Евгений Гришковец рассуждает о той форме одиночества, которая из всех живых существ присуща только человеку. Ведь «меня никто не знает» – не потому что не хочет знать, и не потому что я не хочу, чтобы кто-то понял, а потому что у меня слов таких нет – рассказать, что со мной происходит. Что заставляет меня порой корчиться на диване от боли и беспомощности, не зная как жить дальше? Поэтому герой, как и каждый из его собеседников, всегда плюс один к человечеству. Всегда одинок, и его одиночество даже обязательно.

В этом спектакле Евгений Гришковец исследует счастье и неумение человека быть счастливым. А вывод о том, что, вырастая, мы практически не меняемся, напрашивается сам собой. Ведь мы точно так же, как и в детстве, хотим, чтобы нас любили и нами гордились. И отсюда все страдания, слезы в подушку и попытки утопить горе в стакане. Ведь жизнь слишком сложная штука, чтобы каждый смог высадиться на Марс и стал тем человеком, которым может гордиться мама и Родина. Или полярником, замерзающим во льдах, на поиски которого брошены все силы страны.

Во все эти места Евгений Гришковец попадает, надевая поверх треников и майки то серебристый костюм космонавта, то меховую доху полярника, делая всего лишь шаг в пенопластовую песочницу. Среди этих образов внезапно возникает рай, который герой не может представить в силу своей человеческой природы. Но предполагает, что в библейском раю можно стать счастливым навсегда, только утратив ее. Ведь человек, случайно соприкоснувшийся с природой, превратившийся в слух и зрение, перестает быть человеком. Он превращается в жизнь в чистом виде.

В спектакле Евгений Гришковец даже измеряет нашу цифровую современность, портновским сантиметром, отмеряя ей 3 мм в истории человечества. Доказывая, что за всю историю человечества венец природы не сильно изменился. А еще – что все страдания человека от нелюбви. Вывод слишком простой, но автор приходит к нему не простым путем, делая эту сентенцию очень убедительной. Куда деться от этой нелюбви, когда в детстве нас так любили? А его мальчик на краю песочницы, изображающий акробата, вызывает одновременно улыбку и пронзительную тоску по детству как по утерянному раю.

В финале этого монолога-диалога со зрителями он говорит, что жизнь каждого человека состоит из лиц любимых, актеров, случайных знакомых и давно умерших людей. И если в глобальном мире после его смерти ничего не изменится, то локальный мир, который окружает его, наверняка станет неполноценным. Во втором плазменном окне мелькают лица, Евгений Гришковец надевает шлем космонавта и берет в руки российский флаг. А зритель остается один на один с мыслями о том, как хорошо и не просто быть человеком.

Наверное, феномен Евгения Гришковца заключается в том, что он один из немногих в современном театре догадался и осмелился заговорить со зрителем нормальным человеческим языком, вступить с ним в настоящий диалог. И за это ему хочется сказать спасибо.

Елена Орлова

© Областная газета

КультураБайкал

5105

02.11.2009, 16:45

URL: https://babr24.com/baik/?ADE=81932

bytes: 7177 / 7102

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Байкал)

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5891

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5736

22.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4773

10.04.2024

Искусство и инновации: уникальное лазерное шоу на Байкале

В начале весны Бабр опубликовал небольшой пост и видео в своем медийном канале. Пост в двух словах повествовал о том, что на видео содержатся вовсе не кадры северного сияния, а фрагменты некоего «Лазерного шоу из льда». Наши читатели были очень заинтересованы явлением.

BabrGPT

КультураСобытияИркутск Байкал

14715

01.04.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

8078

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

7606

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

13261

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

8464

06.03.2024

Премия «Сезар»: триумф «Анатомии падения»

Вечером 23 февраля в парижском концертном зале «Олимпия» состоялась 49‑я торжественная церемония вручения Национальной кинопремии Франции «Сезар». Своих счастливых обладателей нашли 24 статуэтки, не считая почётных премий.

Филипп Марков

КультураМир

8077

24.02.2024

Премия BAFTA: Эмма Стоун и забронзовевший «Оппенгеймер»

Семь из четырнадцати номинаций. Именно столько «Бронзовых масок» премии BAFTA забрал фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер». Среди них – главная статуэтка в категории «Лучший фильм».

Филипп Марков

КультураМир

14891

20.02.2024

Видео дня. Три минуты с Годзиллой и Конгом

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала второй трейлер фантастического боевика «Годзилла и Конг: Новая империя» продолжительностью более трёх минут. Пятый эпизод франшизы «Вселенная монстров» станет продолжением фильма 2021 года «Годзилла против Конга».

Филипп Марков

КультураМир

20652

15.02.2024

Видео дня. Новая «Планета обезьян» и сиквел «Смерча»

Сразу два трейлера громких зарубежных премьер вышли 12 февраля. Кинокомпания 20th Century Studios представила первый полноценный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство» (Kingdom of the Planet of the Apes).

Филипп Марков

КультураМир

7549

12.02.2024

Лица Сибири

Тюменев Олег

Шевченко Иван

Замарацкая Светлана

Варлашов Вячеслав

Бураев Федор

Григорьев Михаил

Чайковский Антон

Варфоломеев Александр Михайлович

Ананин Сергей

Гуранин Алексей