Артур Скальский

© Русский журнал

ОбществоМир

5546

21.01.2003, 12:08

Солженицын против евреев?

Выдержки из второго тома труда Солженицына "Двести лет вместе" появились в Интернете. Текст производит странное, двойственное впечатление. Во-первых, Александр Исаевич всегда резал правду-матку в глаза, рубя сплеча, а тут вдруг уклончивость, недоговоренность, срывы, спотыканья, пунктуация нервная, чтобы не сказать истеричная, - но кто же посмеет Солженицына править! Изобретаемые на свой лад, коверкающие русский язык словечки: что-то, напоминающее маловнятную речь инсультника. Неожиданная ассоциация: Ленин в Горках, "Телец" Сокурова. Видимо, не случайно, чутье подсказало, и после "Тельца" Сокуров сделал фильм-интервью с Александром Исаевичем.

Читаешь и думаешь: до чего доведен старый, исстрадавшийся, одинокий человек. Добровольное, своевольное отшельничество в Вермонте обернулось изоляцией при возвращении на родину. Его жалко, что никак не вяжется с всемирно известным образом аскета, лагерника, бесстрашного борца с режимом. И конечно, при теперешней публикации он сам жалость вызвать не рассчитывал. Между тем она возникает невольно, вместе с растерянностью, при знакомстве с новой работой классика.

Видимо, он, отменный стрелок, на сей раз промахнулся, хотя прежде всегда отличался зоркостью, меткостью, а иными словами - безупречной правдивостью. И вдруг осечка. Чувство неловкости у читателя. Но и сам Солженицын, пожалуй, некую неуверенность ощущал. А поскольку такое случилось впервые, напирал, наступал по привычке, вместе с тем петляя, след оставляя не волка - вожака стаи, а зайца, которому погоня мерещится.

Впрочем, всем, кто касался когда-либо национальных вопросов, приходилось держать, что называется, ухо востро, если не обнаруживая, то изображая деликатность. Даже большевикам, при их обычном-то хамстве, грубости. И Ленин тут юлил, и Троцкий, и все ихние идеологи "интернационализма". И, верно, чтобы вконец не запутаться, национальное решено было упразднить, заменить классовым.

Как ни крути, общежитейское правило существует: свои могут ругать своих, и это не будет воспринято ни отступничеством, ни предательством, а так, внутрисемейной ссорой. Но в чужое не лезь, не тронь. Муж, высказав все сполна жене, услышав то же самое в ее адрес от соседа, развернется и вмажет ему по физиономии, если он нормальный муж. А на голошение соседское, что-де такое мнение объективно, подтверждено фактами, - нагонит и еще добавит.

Ошибка Солженицына, может быть, в том, что к истории еврейства, роли евреев в период революции, а так же при строительстве социализма "в отдельно взятой стране" он решил подойти с позиции якобы не эмоциональной, а рассудочной, взвешенной, научной, о чем должна была свидетельствовать лавина цитат. И сам себя перехитрил.

Русские люди, не секрет, осерчав, обиды свои выплескивают на евреев, кроя их матом. Ну, традиция что ли, с которой обе стороны если не примирились, то обвыклись. А вот когда демонстрируется иной подход, когда к наболевшему, сплетенному в узел, приближаются со скальпелем, с прищуром естествоиспытателя к подопытным, возникает протест. Тебя звали, тебя принуждали? Так зачем ты суешься!

Солженицын, подчеркнуто трезво, опираясь на документы, берет на себя смелость составить список - отнюдь не Шиндлера из фильма Спилберга - "плохих" и "хороших" евреев, полагая, видимо, что без таких вот его подсказок сами евреи не разберутся, кого из своих соплеменников им уважать, а кого презирать. С дотошностью аптекаря взвешивает процентное содержание той или иной крови в знаковых, исторических личностях, и сам же ставит диагноз: этот-де русский, хотя в предках калмыки, татары, немцы, а этот, пусть и полукровка, все-таки еврей. Не предполагает, а констатирует. Судит. Хотя все же не ясно - кого?

То, что в его списке "плохих" евреев значительно больше, чем "хороших", понятно. Нет, не потому, что Солженицын - антисемит. Но он всегда раскрывал нам глаза на то, чего мы не знали. "Хорошие" евреи - эка невидаль! Куда ни глянь, в искусстве, литературе, науке, технике, медицине - вона их сколько, прославивших свои имена. А "плохие" оказались в забвении, что неправильно, несправедливо, с его, Солженицына, точки зрения. Уж что-что, а логика ему не изменяет, знает, куда ведет. Евреи, притворившись нацией жертв, на самом-то деле были и палачами, один их Троцкий чего стоит. Цитирую: "Забылись. Голова закружилась." И, мимоходом, что немцы в грехах гитлеризма покаялись, а евреи своих, лютующих в статусе комиссаров, чекистов, в рядах собственных скрывают или же, что не лучше, отрекаются от таких".

Солженицын приводит высказывания крупных авторитетов, историков, философов, религиозных деятелей, но и у них, по крайней мере в том, что он цитирует, разброд царит. Прежде всего, неясно, кто они - евреи? То бишь как, по каким критериям их распознавать. Пастернак, к примеру, чистопородный еврей, а чувствовал себя, как сам говорил, русским - как так?! Религия? Но я знаю выкрестов, исправных прихожан православных церквей, между тем они себя соотносят не с русскими, а с евреями. Язык? Тут вообще концов не найти. Так за что зацепиться?

Остается предположить, что осознание принадлежности к еврейской нации возникает при гонениях, преследованиях. А уж тут, по невзгодам обрушивающимся, судьба этого народа с другими несопоставима. Да, избранничество. Завидуете?

Солженицын, с присущей ему прямотой, считает: с евреев надо спрашивать, как и со всех прочих. Грешили - покайтесь. Но к покаянию разве возможно принуждать? Покаяние - личностная потребность, укорененная в памятливости. А память всегда избирательна - и у народа, и у индивидуума. Евреи не хотят, не могут забыть Холокост. Их право, они за него сполна заплатили. Так может быть, лицо нации именно в этом? В способности не прощать, но не мстить, горевать, но не плакаться, рассчитывать только на себя, стараясь выжить в любых обстоятельствах, любых условиях.

Но другой вопрос всплывает: с чего вдруг Александру Исаевичу Солженицыну евреи дались? Ради них что ли он из Вермонта на родину вернулся? Так в Штатах их куда больше, чем в России осталось, к тому же в классических образцах, с пейсами, бородами, посещающих по субботам синагоги. Там бы, на конкретном, так сказать, материале и изучать их привычки, традиции, психологию, менталитет, если уж так наболело, задело - чужое, другое, не ваше ведь, Александр Исаевич.

А если догадка? Евреи-то ни при чем. Солженицын в труде своем не о них размышлял, не их вовсе имел в виду. Иносказание, уловка. Старый лагерник-конспиратор нам, читателям, шифровку подкинул, продолжая на самом-то деле то, о чем думал и писал всегда, и в шараге, и в эмиграции. О своей стране, о своем народе, его судьбе, его характере, беде, вине - ну о том, короче, чему отдал жизнь. И в чем по накалу ему равен еврей, выхлебнувший с клекотом в горле бессмертное: Россия, Лета, Лорелея.

Нет, Солженицын себе не изменил, не отклонился, не отвлекся. И не утратил зоркости. Не прошлое, а то, что сейчас, в данный момент происходит, сжало изношенное сердце, пресекло дыхание. Свои снова уничтожают своих. Как когда-то в семнадцатом расколота нация на потерпевших и победивших, не иноземцев отнюдь, а той же крови, с рабским замесом. Раб, получивший господские привилегии, беспощаден, алчен особенно. А толпа, озверевшая от безнаказанности погромов, с помраченным рассудком, скопом кидается за любым, лишь бы ее вели куда-то, хоть в бездну.

Лепет - покайтесь - к ним, вот к таким обращен. Как последний завет. Возвращаясь на родину из изгнания, Солженицын, может быть, и имел амбиции если не лидера нации, то духовного ее пастыря. А места ему не нашлось, никакого. Не нужен. Ссылка, отшельничество. Вокруг только сосны от ветра гудят, вековые, мачтовые. Там Сокуров его навестил, снял фильм. Показал кабинет писателя, его самого за работой, над рукописью согбенного. Что он там выводит, мелким почерком, приученный в тюрьмах, ссылках экономить бумагу? Знакомо: мой дед, при царе в Сибирь сосланный, всю оставшуюся жизнь писал на клочках, салфетках, газетных полях. Не проходит, не уходит, вонзается намертво в мозг, в душу.

Когда, при Хрущеве, литература, условно, лагерная, зэковская вышла из подполья, явились два полюса, две их олицетворяющие фигуры: Солженицын и Шаламов. Братья по выстраданному, пережитому, оппоненты в его осмыслении, трактовании. Солженицын, продолжая исконно русскую традицию, утверждал, что страдания очищают, возвышают. А по Шаламову - никаких иллюзий. Знал, испил. В его рассказах разница между человеком и животным не бетонированной стеной оказывалась, а пленкой, которую рушить не надо, достаточно проткнуть. Не специальным каким-то орудием, а просто пальцами, вонзаемым в глазные яблоки пытаемому, или в глотку, или еще куда. Изобретения инквизиции - приверженность правоверных католиков к пышным ритуалам. "Испанский сапог", дыба - надуманность. Средства после нашлись и проще, и радикальней. Их испробовали вовсю. Двадцатый век, рационализация.

Если даже физические муки прекращаются, душа продолжает содрогаться. Не ширясь, а съеживаясь. Ком неизжитой боли: не троньте, не подходите - закричу. Так думал, с этим умер Шаламов. Солженицын его пережил. И познал горечь изгойства, одиночества. В ГУЛАГе, с сокамерниками было о чем поговорить. На нарах тогда с ним соседствовала элита, не только отечественная, но и всемирная. Какие фигуры, какие яркие личности! - о них он нам и поведал. Фронтовик, в капитанском чине, к изыскам культуры до того не приобщенный, проходил университетский курс у лекторов, знатоков, специалистов высочайшего класса. Вот от кого он, видимо, получил колоссальный заряд: спасти, донести, на волю сообщить, передать ценности, им впитываемыми изустно от погибающих от голода, цинги. И те, кто еле дышал, выбор свой сделали безошибочно. Солженицын свою миссию досконально, по военному четко исполнил.

Творец? Фиксатор? Гений? Летописец? Но уж бесспорно - титанический труженик. Без природного обаяния, артистическим натурам свойственного, но и без присущего им же притворства, лукавства, по-офицерски, а, точнее - по-солдатски, тачку, груженую непосильно для других каторжников-доходяг, он, Исаич, таки доволок.

Ожесточился? Держался, терпел и прорвало: евреи!

И вы правы, Александр Исаевич. Пусть вслепую, но точно нащупали: евреи - ваша тема. Страдания, отщепенство, гордыня, неумолчная боль от потерь - эта Песнь, начатая в унисон и разросшаяся в хор. Так встанем рядом, сплотимся? Или - нет?

Н.Кожевникова

Артур Скальский

© Русский журнал

ОбществоМир

5546

21.01.2003, 12:08

URL: https://babr24.com/?ADE=5606

bytes: 10387 / 10364

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Последние новости

03.05 19:54
В Улан-Баторе проведут международную конференцию по возобновляемым источникам энергии

03.05 19:21
Улан-Удэ начали украшать ко Дню Победы

03.05 18:59
В Улан-Удэ 21-летний водитель въехал в толпу людей и задавил приятеля. Возбуждено дело об убийстве

03.05 18:39
Информацию о закрытии роддома в Бодайбо опроверг мэр Евгений Юмашев

03.05 16:44
На берегу Енисея строят новую канализационно-насосную станцию для ЖК «Орбита». У старой выявили недочеты

03.05 16:41
Отопление в Иркутске отключат 13 мая

03.05 16:30
В Красноярском крае спрос на вахтовую работу вырос на 39%, но желающих стать вахтовиками немного

03.05 16:25
Минусинские чиновники незаконно сдали в аренду квартиру, предназначенную для сироты

03.05 16:22
Житель Томской области добыл осетра, чем заслужил уголовное дело

03.05 16:21
Красноярск стал аутсайдером по росту доходов жителей среди городов-миллионников

Другие статьи в рубрике "Общество"

Нужны ли красноярцам зелёные облигации? Итоги опроса Бабра

В конце апреля красноярские депутаты в который раз удивили общественность. На очередной сессии горсовета, во время первой в этом году корректировки бюджета, рассказали о нововведении, коим должен стать выпуск облигаций для горожан.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесКрасноярск

1957

03.05.2024

Блогнот. Депутат Госдумы Юрий Афонин о бредовом предложении Екатерины Собканюк

Депутат от «Единой России» предложила отправлять безработных в «трудовые лагеря». Остался один шаг до инициативы вернуть крепостное право. Есть в Законодательной думе Томской области депутат Екатерина Собканюк.

Андрей Игнатьев

ОбществоСкандалыТомск

1078

03.05.2024

Инсайд. Щепотка Томска. Бедный Махиня

Наш дорогой градоначальник находится в незавидном положении: как выяснилось, пост мэра в «научно-образовательном центре Сибири» имеет массу недостатков. Начиная от невысокой заработной платы, о чем внезапно узнали все, до осознания собственной беспомощности даже в муниципальных вопросах.

Ярослава Грин

ОбществоПолитикаТомск

3673

02.05.2024

Подготовка к выборам в Монголии: 26 партий и две коалиции

Монголия готовится к важному этапу своего политического развития – парламентским выборам 2024 года. На данный момент внимание общественности приковано к процессу регистрации участников избирательной гонки.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

4248

30.04.2024

Полезная занятость для подростков с аутизмом в Иркутске вышла на новый уровень

Еще совсем недавно на диагнозе «аутизм» висело клеймо – «необучаемый», но на сегодняшний день мы видим, что дети могут находиться в обществе сверстников и занимать себя полезной деятельностью при грамотной педагогической поддержке.

Лилия Войнич

ОбществоИркутск

1686

30.04.2024

Монголия и Кыргызстан: преемственность и перспективы

Встреча президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха со спикером парламента Кыргызстана Нурланбеком Шакиевым не только отметила текущий этап в отношениях между двумя странами, но и открыла новую страницу в их истории.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

5446

26.04.2024

Дэвид Кэмерон посетит Монголию: о новом этапе сотрудничества

Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон призывает к расширению взаимодействия со странами Центральной Азии, в том числе и Монголией. По словам министра, его текущий визит является ключевым моментом в стремлении к продвижению британских ценностей и укреплению геополитических отношений.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

6449

23.04.2024

Национальная комиссия по правам человека в Монголии: «Каждый четвертый брак заканчивается разводом»

В Улан-Баторе 16 апреля на заседании Национальной комиссии по правам человека был представлен доклад на тему «Гендерное равенство в семейных отношениях и другие вопросы прав человека».

Денис Большаков

ОбществоПолитикаМонголия

8488

18.04.2024

Переработка отходов в Монголии: шаг к зеленой экономике

В Монголии, как и во многих других странах, стоит серьезная проблема переработки пластиковых отходов. Недавно принятый Национальный стандарт по переработке пластика, гигиене и качеству стал первым шагом на пути к решению этой проблемы.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияЭкономика и бизнесМонголия

8894

17.04.2024

Электронная демократия: реальный прогресс или банальный популизм?

В Монголии не упускают возможности всячески подчеркнуть приверженность местного общества демократическим ценностям. Особенно эти попытки участились на фоне приближающихся парламентских выборов. Так, в стране создан прецедент прямого влияния граждан страны на изменение в законодательстве.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаОфициозМонголия

8580

16.04.2024

Телеграм Новосибирска за неделю: одобрение «Спортивной», закрытие «Универсама» и паводок

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в новосибирском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 8 по 14 апреля 2024 года включительно. Одобрение «Спортивной» Новосибирская станция метро «Спортивная» получила положительное заключение от Главгосэпертизы.

Андрей Игнатьев

ОбществоПроисшествияЭкономика и бизнесНовосибирск

8629

16.04.2024

Телеграм Красноярска за неделю. Афера со школьным питанием и переселение николаевцев в ветхие хрущёвки и бараки

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 9 по 15 апреля включительно. Реформа школьного питания На прошлой неделе в Горсовете наконец-то раскрыли тайну реформы по организации школьного питания.

Анна Роменская

ОбществоСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

9157

15.04.2024

Лица Сибири

Гимельштейн Александр

Кулехов Михаил

Белеев Сергей

Гребенщиков Сергей

Зуева Анна

Оланов Андрей

Кошечкина Валерия

Иванов Анатолий

Осадчий Алексей

Чуловский Сергей