Кино-2016: Сатанинские оргии в американской провинции
В прокате – «Затмение», детективный триллер с уклоном в мистику, в котором бывшую Гермиону Грейнджер растлевает тайная дьявольская секта.
Как страшно жить в Америке с ее омерзительной религиозностью! И если в больших городах как-то еще можно избежать столкновения с этой пагубой, то в глубинке о таком и мечтать не приходится. Там уж будь добр выбирать: либо в церковь, либо в тоталитарную секту. Ведь не то что атеистов, а даже и агностиков вроде детектива Кеннера (Итан Хоук) в таких местах за людей не считают. А вот каких-нибудь сатанистов считают, пусть и побаиваются, – сатанисты ведь верят в Бога, коему противостоят.
И надо ж такому случиться, что именно Кеннеру, этому Фоме Сомневающемуся, выпало распутывать чрезвычайно мутное дело насчет тайной организации дьяволопоклонников. Даже ФБР в свое время отказалось выискивать следы этих злодеев, списав все сатанинские дела в архив. Но Кеннер верит в свой единоличный успех – у следователя есть бесценная свидетельница: 17-летняя Анджела Грей (Эмма Уотсон), которая чего только от люциферистов не натерпелась, однако спряталась от них в местной церкви – и теперь намерена помочь властям переловить их всех к чертовой (простите за каламбур) матери.
«Затмение» – фильма до боли одскульная, но это-то и чудесно
«Затмение» есть шестой фильм преталантливого испанского режиссера Алехандро Аменабара, редко снимающего, но всякий раз выныривающего из ниоткуда с новой неожиданной темой. Впрочем, «Затмение» как раз – определенное возвращение постановщика к своим истокам. Первые, еще прошлого века, аменабарские работы разрабатывали похожие околомистические сюжеты и тоже принадлежали к жанру «мрачный триллер с уклоном в детектив».
После фильма «Другие» (2001) – лучшей работы Аменабара – его несправедливо стали считать кем-то вроде европейского Шьямалана. Но испанец всегда работал тоньше и точнее индоголливудского режиссера-жулика. И если в целом «Затмение» может показаться самым слабым фильмом Аменабара (что, наверное, и справедливо), то его неожиданный финал по-прежнему свидетельствует, насколько все-таки светлая голова у нашего Алехандро. Шарлатанам-шьямаланам и не снилась такая трезвость ума, такое отчетливое видение проблемы, способность делать столь глобальные обобщения на пустяковом, казалось бы, материале.
От Аменабара достается не только сатанизму, но и такому шарлатанству, как регрессивный гипноз
Весьма подкупает, что Аменабар – убежденный атеист: прямо скажем, редкое качество для режиссера, особенно в сегменте авторского кино. Испанец, конечно, стопроцентный «автор»: сам пишет, сам снимает, обладает собственным почерком, на идиотов, как говорится, не рассчитывает. Однако нередко и расплачивается за это: так, его предыдущая постановка – антихристианский пеплум «Агора» (2009) – провалилась в прокате похлеще всякой «Клеопатры». «Затмение» – фильм малобюджетный, но и его мировые сборы неутешительны. Ну не дозрела еще публика до аменабарских разоблачений: что с дуры взять?
В «Агоре» Аменабар разбирался с верой – и одновременно снимал добротный исторический фильм. В «Затмении» он проделывает схожую операцию, но за куда меньшие деньги: развенчивает суеверия – и вместе с этим производит недурственную стилизацию под мистические триллеры девяностых. Само действие фильма отнесено автором к 1990 году – этим «Затмение» напоминает замечательную позапрошлогоднюю «Прогулку среди могил». Там, правда, про обычных педофилов, а не про педофилов-сатанистов, но атмосфера такая же.
Бедная Гермиона… И куда только смотрел твой Гарри?
Главное же достоинство картины – ее ключевой кунштюк, финальный фабульный твист. Он срабатывает на полную мощность, хоть это и не является какой-то новой фишкой для детективного жанра: похожую сюжетную схему можно увидеть, например, в советском фильме «Ночное происшествие» (1980). Кстати, появись лента вроде «Затмения» лет сорок назад, ее обязательно купили бы для совпроката. Для деятелей искусства, которые катили бочку на Америку, у нас всегда были распахнуты ворота. И антибуржуа Алехандро мы бы пущали в них, не глядя.
«Затмение» (Regression) (18+). Режиссер: Алехандро Аменабар. Испания, Канада, 2015