Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

10974

15.12.2015, 17:27

Киноархив-1975: Невероятные извращения итальянских фашистов в Республике Сало

40 лет назад вышел скандальный фильм Пьера Паоло Пазолини «Сало, или 120 дней Содома». Эта осовремененная экранизация порнографических произведений известного маркиза де Сада вызвала настоящий шок во всех пуританских кругах и приличных домах.

«Содом» запретили везде, где только можно было, но тем только придали ему незаслуженную славу едва ли не самого запретного плода, вошедшего в историю кино. Сегодняшний опытный зритель от «Сала» нипочем не шарахнется. Тем не менее остаться равнодушным к этому фильму можно только после просмотра, а никак не до.

1944 год, Республика Сало (итальянская, фашистская, просуществовала в течение последних полутора лет Второй мировой). Четверо фашистских бонз – омерзительных и обрюзглых во всех отношениях мужичонок – набирают в окрестностях виктимных юношей и девушек, чтобы удовлетворить с их помощью самые сволочные свои страстишки и невольно инсценировать этим знаменитый роман де Сада.

Известная сцена с издевательской свадьбой двух жертв, послужившей садистам поводом для разнузданной оргии

Последний фильм Пазолини (главного итальянского киношника наряду с Феллини, Антониони и Висконти) оброс столькими легендами и наговорами, что человек, раз услышавший о нем, пожалуй, не успокоится, пока его таки не посмотрит. Надо, однако, иметь в виду, что «Сало» – определенно не то, чем кажется. Обилие пристрастных и однотипных интерпретаций только усугубляется допремьерной гибелью режиссера, не успевшего ничего объяснить.

Над «Салом» трудились лучшие силы итальянской кинематографии – на тот момент одной из самых великих в мире. Оператором фильма выступил могучий Тонино Делли Колли, которому мы обязаны за визуальные красоты десятков шедевров – от «Однажды на Диком Западе» до «Однажды в Америке». Музыку к «Салу» написал столь же именитый Эннио Морриконе – его вообще следует признать главным кинокомпозитором в истории.

Сам режиссер Пазолини в предшествующую «Салу» пятилетку поставил образцовые, до сих пор не превзойденные экранизации средневековой классики – «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Тысяча и одна ночь». Экранизировав напоследок опус магнум одиозного маркиза, Пазолини словно бы приравнял главного анфан террибля эпохи Просвещения ко всем предшествующим ему писателям-колоссам.

«Сало» – редкий фильм, не имеющий прямого отношения ни к порнографии, ни к эротике, в котором большинство персонажей полностью раздеты во всех сценах

Те, кто когда-нибудь хоть одним глазком заглядывал в богопротивные сочинения садистического маркиза, не дадут соврать: отвязный француз (вопреки мнению тех, кто его не читал), ответственен за появление этого фильма не меньше, чем за появление лучших произведений Сорокина. Антифашистская натуралистическая драма на деле оборачивается гиперболизированным абсурдистским фарсом. Внимательный зритель заметит, что Пазолини берет здесь на вооружение пестрый набор приемов эксцентрической комедии (взять хотя бы эпизод с последовательным стукачеством пленников друг на друга – цирковая реприза, да и только).

Притчей во языцех стали несколько финальных минут с пытками. Пытки эти показаны очень издалека – мы наблюдаем их через подзорные трубы заправил-извращенцев. Почему эти окуляры перескакивают с одних подопытных на других в самые ключевые моменты? Зачем развратникам вообще приспичило устраниться от заключительного воплощения своих фантазий? Ответ один: всеми этими марионетками (и пытающими, и пытаемыми) правит режиссер: как ему удобно, так и будет. Пазолини демонстрирует гротеск на всех уровнях: словно бы никчемный создатель эксплуатационных ужастиков, он плюет не только на хороший вкус, но и на элементарные логику и профессионализм. Это величайшая победа мастера: на возможность того, что «Сало» – кинокомедия (пусть и самая чернушная и бескомпромиссная из возможных), до сих пор почти никто не обращает внимания.

«Сало, или 120 дней Содома» (Salo o le 120 giornate di Sodoma). Режиссер: Пьер Паоло Пазолини. Италия, 1975

Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

10974

15.12.2015, 17:27

URL: https://babr24.com/?IDE=141175

bytes: 4118 / 3973

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Кирсан Цианов.

Другие статьи в рубрике "Культура"

За логику и равноправие! QR‑кодированный бунт кинотеатров

Москва и Московская область, Ставропольский край и Ярославская область, Сахалин, Алтай и Ингушетия – зоны свободного кино. Во всех остальных регионах России, то есть в подавляющем большинстве, для посещения кинозалов необходимо предъявить QR‑код о вакцинации.

Филипп Марков

КультураРоссия

4280

01.12.2021

Подарок к юбилею. Николай Лебедев – президент Гильдии кинорежиссёров России

16 ноября кинорежиссёр Николай Лебедев, известный по фильмам «Экипаж» и «Легенда № 17», отметил 55‑летний юбилей. Спустя две недели его ждал ещё один неожиданный подарок.

Филипп Марков

КультураРоссия

3204

01.12.2021

Конкурс на создание национального балета: один гонорар – четыре победителя

Минкульт Бурятии совместно с Бурятским театром оперы и балета провели конкурс на создание национального балета. Они попытались избежать ошибок конкурса на создание национальной оперы – получилось так себе. Победителями в нём признали всех четырёх финалистов.

Виктор Кулагин

КультураСобытияБурятия

1988

01.12.2021

Бархатный сезон Казановы. Александру Лыкову – 60!

Он относится к той категории актёров, про которых говорят, что им подвластны любые амплуа и жанры: от последнего злодея и отморозка до священника и глубочайшего интеллигента, от военного боевика и мелодрамы до уморительной комедии.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

9044

30.11.2021

Опять эти ваши гендеры жить мешают

Само того не замечая, общество страдает от огромного количества гендерных стереотипов. Гендерные стереотипы – это сложившиеся в обществе, плотно укоренившиеся в сознании людей, наборы представлений и ожиданий, связанных с поведением мужчины и женщины.

Соня Совушкина

КультураМолодежьОбществоРоссия

4406

30.11.2021

Достоевский нашего экрана. Евгению Миронову – 55!

Я не понимаю, за что Бог так меня любит... Евгений Миронов Он мастерски создал на экране образ князя Мышкина в сериале Владимира Бортко «Идиот» по роману Достоевского, а спустя восемь лет не менее блестяще сыграл и самого великого писателя в фильме Владимира Хотиненко.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

9865

29.11.2021

Смысл жизни, память сердца и право умереть. Лучшее от Стефана Цвейга к юбилею автора

В романе «Нетерпение сердца» он утверждал, что человек не имеет права умирать лишь потому, что это кажется ему наилучшим выходом. Однако спустя четыре года после выхода романа в свет он нарушил собственный завет.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

9408

28.11.2021

Депутат Певцов: чуждые ценности и невакцинированные ведьмы

Новоявленный депутат Государственной думы, по совместительству народный артист России Дмитрий Певцов развил бурную политическую деятельность, оставляющую пока крайне неоднозначное впечатление. Запрещать, закрывать, сажать.

Филипп Марков

КультураПолитикаСпортРоссия

24212

27.11.2021

Постлокдаунный уикенд: шесть премьер в топе

Празднично-локдаунные выходные в честь Дня народного единства закончились, и афиши кинотеатров вновь запестрели названиями новых релизов, шесть из которых по итогам минувшего уикенда вошли в десятку лидеров российского проката, причём четыре заняли места в топ‑5.

Филипп Марков

КультураРоссия

9849

26.11.2021

Толерантное Рождество без расистского «Щелкунчика»

Берлин встретит Рождество без традиционного «Щелкунчика» в исполнении Государственного балета Берлина – главного и самого большого танцевального коллектива Германии. Проблема в том, что великий балет П. И.

Филипп Марков

КультураМаразмМир

16648

25.11.2021

«18+» не катит: «сексуальные отклонения» ВЦИОМ

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) весьма оперативно отреагировал на предложения Общественного совета при Роскомнадзоре и Общественной палаты РФ по регулированию деятельности онлайн-кинотеатров под видом защиты детей от нецензурной лексики и просмотра сцен с нетрадиционными ...

Филипп Марков

КультураОбществоРоссия

13291

25.11.2021

Критикуешь – предлагай. Есть ли альтернатива «Дому за рубль»?

Житель Томска, некто Андрей Семёнов, предложил властям упразднить программу «Дом за рубль». Его инициативу озвучили на слушаниях по бюджету города на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов.

Андрей Игнатьев

КультураИсторияТомск

4368

24.11.2021

Лица Сибири

Капитонов (Козлов) Андрей

Шишкин Сергей

Веселкова Елена

Бажанов Юрий

Дорохин Юрий

Юрасова Татьяна

Пур Григорий

Беляев Александр

Калищук Андрей

Гришкевич Евгений