Илья Карпюк, Алексей Муравьев

© ПОЛИТ.РУ

РелигияМир

2249

20.11.2012, 14:30

«Высокая культура» и массовая церковь

Русская православная церковь предъявила требования к Нижегородской государственной консерватории. По мнению РПЦ, здание консерватории, которое находится в нескольких минутах ходьбы от нижегородского кремля, должно быть возвращено, так как до революции являлось архиерейским домом, т. е. домом, в котором могли проживать священнослужители.

В самой же консерватории уверены, что право собственности на здание никак не может быть возвращено РПЦ. За последние сто лет бывший архиерейский дом был сильно перестроен, увеличен в несколько раз, а домовая церковь в нем была фактически разрушена. Таким образом, здание консерватории уже не может быть возвращено РПЦ, так как, согласно закону о реституции церковной собственности, возвращаются только здания, которые относились к имуществу религиозного назначения.

Кроме того в консерватории уверены, что переезд плачевно скажется как на вузе, так и на культурной среде города — в консерватории действует единственный в городе концертный зал, который открыт для свободного посещения. Переезд на новое место будет крайне дорог, так как придется перевозить орган, который всегда строится специально под конкретное помещение. Стоимость установки нового органа может обойтись бюджету в сотни миллионов рублей.

Нижегородская консерватория — вещь, нужная не только в Нижнем. Это часть общей культурной сети. Она организует преемство и пропаганду классической музыкальный культуры, солидаризирует интеллигенцию, формирует вкусы. Однако, консерватории, как и музеи, находятся в социально слабой позиции. Они возникли как часть системы пропаганды и сохранения высокой культуры в XIX в., но сейчас необходимость такой пропаганды и сохранения уже не очевидны.

В советской системе музеи и консерватории хранили маловостребованную старину по заданию государства. Государство даже могло не объяснять, зачем оно все это хранит — это была его история и его глубинное обоснование. В постсоветское же время началась диференциация культуры, и внятно объяснить обществу, зачем нужны консерватории, на языке политической прагматики стало сложно. Люди просто верили Аверинцеву и Лихачеву. Сейчас высокая культура в значительной части виртуализировалась, а в «реале» воцарилась культура массовая. Сакральное пространство культуры в результате этого оказывается в положении перехода от слабой позиции к сильной. Но такой переход требует статусного оформления, а вот его как раз и нет. Музеи не могут отдать иконы, консерватория не может уступить здания.

Христианская культура на Востоке и в Византии сложилась как двухэтажная конструкция: высокая и низкая. И православная вера, и оформляющая ее культура слишком сложны, многоплановы и не поддаются легкой вульгаризации. В прежние домассовые времена эта проблема решалась через несколько культурных фильтров-мембран: христианскую литературу, народную религиозность, уклад церковной жизни. Сейчас все эти мембраны потеряны и высокая христианская культура превращается в нечто вроде классической музыки — элитарный предмет, с трудом объяснимый широко. Раньше всегда были проповедники и объяснители, проводники, проницавшие такие мембраны, вводящие высокую культуру христианства в общественное пространство. Сейчас вместо таких проводников существует сложно организованный механизм упрощения.

К сожалению, церковь начинает говорить преимущественно на языке массовой культуры и даже отчасти заменять высокую христианскую культуру на «православную попсу». Естественно, что переход сакрального пространства должен, по идее, происходить в социально сильную позицию. Так, например, большевики забрали мощи в музеи, но бабушки, например во Владимире, все равно приходили в музеи на Пасху разговляться - там находились мощи святых! Сакральность там оставалась, ибо музей имел такой статус. В церкви таким статусом обладает высокая, «сложная» церковь, хранилище древних преданий и древней харизмы. Но в условиях, когда церковь начинает говорить и осознавать себя в категориях массовой культуры, сакральное пространство не переходит к ней. Это статусная слабость при сильной социальной позиции. Пример такого сложного статусного коллажа — Соловки. С одной стороны — церковный, с другой — общественный памятник. И в силу слабости церковного статуса сакральное пространство не может до конца перейти к монастырю.

Однако у руководителей, как церковных, так и светских, возникает порой желание укрепить статус за счет тех социальных привилегий, которые полагаются для оформления сакрального пространства. Впрочем, осознавая, что массовая "одноэтажность" отдаляет церковь от древней традиции ("второго этажа"), вышеуказанным идеологам хочется подкрепить слабую связь с традицией разными предметами старины. Они хотят вернуть церкви былое сакральное пространство и монополию на культурную традицию, на роль особо доверенного и практически самого достойного хранителя культурного достояния.

Этот разговор о доверенных хранителях и передаче ценностей возник и в Петербурге, где роль ходатая за права церкви взял на себя министр культуры Владимир Мединский. Радея о возвращщении ей авторитета, он потребовал вернуть гробницу Александра Невского из Эрмитажа в Александро-Невскую лавру. Однако, если с Нижегородской консерваторией дело может и получится (ведь мало кому всерьез понятно, зачем она нужна), то с Эрмитажем — не получилось. Слишком многим понятно, зачем он нужен. Поэтому директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и отказал в передаче жестко. Эрмитаж — не нижегородская консерватория.

Напомним, что министр культуры Владимир Мединский, выступая в конце октября на фестивале православных СМИ, заявил, что серебряная гробница должна вернуться в Александро-Невскую лавру. Эрмитажу, где она сейчас находится, Мединский предложил изготовить точную копию. Тогда министр жестко заявил, что «вопрос решен». Конечно, как только гробница будет передана, она перестанет быть предметом экспонируемой старины. Она станет еще одним легитимирующим предметом.

Уже в ноябре наместник Александро-Невской лавры Назарий сказал, что готов не настаивать на оригинале гробницы, а принять копию. После этого директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что памятник ювелирного искусства должен непременно остаться в музее. Деньги на создание копии Пиотровский предложил заложить в бюджет празднования 250-летия Эрмитажа, которое будет отмечаться в 2014 году. «В юбилейный год мы могли бы не только получать подарки, но делать их сами», — сказал директор музея. При этом Пиотровский признал, что государство пока отказало в такой статье.

Что в итоге? Чиновники пытаются укрепить авторитет церкви за счет музеев и консерваторий, те не согласны отдавать сакральное пространство. А между тяжущимися сторонами - люди, которых то ли лишают живой музыки, то ли возможности любоваться экспонатами в музеях.

Илья Карпюк, Алексей Муравьев

© ПОЛИТ.РУ

РелигияМир

2249

20.11.2012, 14:30

URL: https://babr24.com/?ADE=110075

bytes: 6766 / 6766

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Илья Карпюк, Алексей Муравьев.

Другие статьи в рубрике "Религия"

Строительство храма в Приморском – попытка депутата Романова реабилитироваться?

Депутат Заксобрания Прибайкалья Антон Романов встал на сторону жителей города и направил мэру запрос по поводу строительства храма в Приморском.

Роман Русских

РелигияПолитикаОбществоИркутск

11370

24.09.2021

Злоключения попа Романа. Борца с коррупцией в РПЦ сослали в монастырь

В воскресенье, 5 сентября, настоятель храма блаженной Ксении Петербургской города Новочебоксарска иерей Роман Степанов взбудоражил общественность видеообращением, которое он разместил на своём YouTube‑канале «pope Roman». Видео дня.

Филипп Марков

РелигияСкандалыРоссия

7099

08.09.2021

Кому нужна церковь вместо парка в Иркутском микрорайоне Приморский

Строительство храма Александра Невского в микрорайоне Приморский Иркутска курирует депутат думы по 34 избирательному округу Михаил Корнев. Кстати, именно он с тогдашним главой Свердловского округа Иркутска Олегом Шандруком добились появления на Якоби действующего Александро-Невского храма.

Алина Саратова

РелигияСкандалыОбществоИркутск

3569

06.09.2021

Видео дня. Манифест попа Романа

Настоятель храма блаженной Ксении Петербургской города Новочебоксарска иерей Роман Степанов на своём YouTube‑канале «pope Roman» опубликовал видеообращение, в котором призвал священноначалие РПЦ в лице патриарха Кирилла, митрополитов, архиепископов, епископов и священников, а также их близких ...

Филипп Марков

РелигияСкандалыРоссия

8380

06.09.2021

В Иволгинском дацане объяснили, зачем нужны паломнические билеты

На днях в Instagram-паблике crimburyatia опубликовали пост жителя Бурятии, который возмущался тем, что для посещения дворца Хамбо Ламы Этигэлова необходимо приобрести соответствующий билет. «Хочу поднять важную тему: без этих розовых бумажек в храм к Этигэлову не зайти! Почему так?

Марк Яковлев

РелигияБурятия

2098

26.08.2021

Бумеранг для Дикунова

Как бизнес иркутского любителя старины по иронии судьбы запнулся о памятник. Вопль отчаяния Эдуарда Дикунова вчера, 11 августа, оглушил околополитическую общественность Иркутской области: - Дорогие друзья! Работа фонда «В поле зрения» вызывает огромное противодействие.

Максим Бакулев

РелигияНедвижимостьЭкономика и бизнесИркутск

15906

12.08.2021

Молебное пение на камеру одинокого патриарха

Проповеди тет-а-тет видеокамере становятся традицией для патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Почти такой же крепкой, как онлайн-наставления губернаторам и членам правительства от его приятеля из кремлёвского бункера.

Филипп Марков

РелигияРоссия

7210

02.08.2021

Фото дня. Архиерейский совет, или Отлезь подале, я – привитый

8 июля в Тронном зале Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре прошло заседание Архиерейского совета Московской митрополии под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Филипп Марков

РелигияРоссия

10302

10.07.2021

Благословенная профилактика от Кирилла, или Маски против злых языков

Патриарха Московского и всея Руси Кирилла швыряет из огня да в полымя. Причина – нестабильное поведение коронавируса, будь он неладен со всеми своими штаммами.

Филипп Марков

РелигияОбществоРоссия

7642

01.07.2021

На покой за «против батьки», или Политические гонения от РПЦ

Сравнительно молодой по церковным меркам 69‑летний епископ Белорусского экзархата Русской православной церкви, архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий (в миру Александр Кищенко) отправлен на покой.

Филипп Марков

РелигияПолитикаМир

21693

19.06.2021

Фото дня. Награда нашла героя Кирилла

12 июня в честь Дня России президент Татарстана Рустам Минниханов вручил «наиболее отличившимся татарстанцам» награды Российской Федерации и Республики Татарстан. Об этом сообщили пресс‑службы главы Республики и Казанской епархии. Последняя обратила внимание на новость не просто так.

Филипп Марков

РелигияМаразмРоссия

8947

14.06.2021

Храмовый комплекс вместо «Парка времени». Жители Ново-Ленино негодуют

В ЖК «Эволюция» будут строить церковь, воскресную школу и приходской дом. Хотя местным жителям обещали «Парк времени». Новость о строительстве очередного храма взбудоражила общественность.

Анна Амгейзер

РелигияОбществоСкандалыИркутск

7486

04.06.2021

Лица Сибири

Дикусарова Наталья

Панченко Сергей

Качушкин Сергей

Амагыров Валерий

Янчуковская Анна

Бадмацыренов Жаргал

Аргучинцев Валерий

Бредихин Сергей

Евтюхов Николай

Маслодудов Димитрий