Артур Скальский

© Радио Свобода

КультураМир

3237

08.05.2009, 14:06

Моды на российское кино пока нет

7 мая объявлена программа ХХ Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр" - главного смотра национальной кинематографической продукции.

В главной конкурсной программе - 12 фильмов, в том числе новые работы режиссеров Ивана Дыховичного, Ивана Вырыпаева, Андрея Прошкина, Николая Хомерики, Бориса Хлебникова, Ларисы Садиловой. На конкурс было прислано 62 фильма, однако в программной дирекции фестиваля отмечают, что многие из картин традиционно "мейнстримны". Это, например, фильмы о Великой Отечественной войне или русской истории.

Нынешнее состояние и перспективы развития российского кино оценивает московский кинокритик и историк кино Ян Левченко.

- Советское кино не было озабочено ни получением денег от проката, ни договорами с продюсерами. Оно оказывалось в свободном плавании и вступало в странные паритетные отношения с властью, и это, собственно, были единственные рестрикции, с которыми приходилось сталкиваться. Поэтому можно было заниматься искусством, можно было творить, можно было снимать фильмы годами. Но эти времена закончились. Андрей Тарковский умер 20 лет назад. В 1990-е годы, которые были по факту объявлены годами поиска, происходили всякие эксперименты, которые были, скорее, следствием утопических надежд.

Что касается 2000-х годов, то в кинематографе появились деньги, появилось то, что принято называть исполняющим обязанности национальной идеи. Это разные цементирующие коллективные представления, различные рефлексы коллективного бессознательного, как то силовой патриотизм, ксенофобия, представление о том, что Россия окружена врагами. Все эти вещи находят живой отклик в душе так называемых "простых" людей. Правда, не очень понятно, чем они характеризуются, но, тем не менее, на них ориентируется нынешний кинематограф.

Можно говорить о том, что в год снимаются два-три-четыре приличных фильма. Все остальное - это некий шлак, облой, потому что это фильмы, которые получают финансирование на начальном этапе и затем уже не важно, как они "отбиваются" в прокате. Так устроена система отечественного проката, что фильмы отечественного производства за редкими исключениями не приносят дохода. Поэтому мне представляется, что в основном фильмы снимаются просто для того, чтобы "попилить" деньги на начальном этапе, и не важно на самом деле, чему этот фильм посвящен. Есть тенденция к распылению и разрушению поля. Профессиональное поле разрушено. Я сейчас не говорю ничего сюрпризного, ничего скандального. Это совершенно обычная ситуация, которую все констатирует и к которой все привыкли.

- Фестиваль "Кинотавр", который, очевидно, покажет какие-то новые тенденции кинопроцесса в России, открывается 7 июня. Российские фильмы периодически получают призы на некоторых крупных международных кинофестивалях, а на другие - например, в Берлин или Сан-Себастьян - российских режиссеров вообще не приглашают. Стоит ли ожидать международной моды на российское кино? Как выглядит Россия на международной кинокарте?

- Я думаю, Россия находится глубоко в прошлом. Она соотносима исключительно с Советским Союзом, как с огромным замкнутым островом, который дрейфовал неизвестно куда. Это сопоставимо исключительно с Советским Союзом, который производил приблизительно 150-200 позиций в год. Для страны с такой территорией, если мы будем исходить из количественного признака, это ничтожное количество. Если мы будем исходить из количества фильмов на душу населения, это тоже очень мало. Большая часть кинематографических держав, такие, как в первую очередь Соединенные Штаты и потом уже Индия или, наверное, совокупный латиноамериканский рынок, занимают первые три позиции. Россия следует приблизительно на 5-6 месте. Франция ее превосходит, потому что во Франции производится просто очень много фильмов.

Моды на российское кино до сих пор так и не было, потому что была мода на позднесоветскую культуру, что было связано с крушением империи. Здесь кинематограф играл приблизительно ту же роль, что и литература, театр и другие виды искусства, которые отражают политический момент. Я думаю, что эта мода еще впереди - если она вообще когда-нибудь наступит, тут сложно прогнозировать. Ставить на Россию сейчас в известном смысле странно, поскольку это страна с очевидно изоляционистскими тенденциями, которая всячески демонстрирует свою независимость от всех. Если у России нет открытости, если нет готовности к диалогу и нет готовности по-человечески открыто презентировать свою продукцию, то в мире к ней и не возникнет интереса.

Сейчас общемировые тенденции таковы, что мода на национальное кино постепенно уступает место моде на кино, приуроченное к определенным событиям, неважно какого масштаба. Это следствие общей "старизации", что ли, внедрения психологии звезд в массовое сознание. Мы идем не на фильм, а на персону, мы посещаем фестиваль не потому что там показывают интересное кино, а потому что там прекрасная дорожка.

Артур Скальский

© Радио Свобода

КультураМир

3237

08.05.2009, 14:06

URL: https://babr24.com/?ADE=77478

bytes: 4879 / 4865

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Другие статьи в рубрике "Культура"

Тупик страсти и праха, или Как кончится мир. К юбилею Уильяма Фолкнера

Но в мире много есть того, что нашей правде и не снилось. Уильям Фолкнер Нобелевская премия по литературе, две Пулитцеровские премии, две Национальные книжные премии США и множество других престижных наград...

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

2348

25.09.2022

Ужасный уикенд. Возрождённый «Джиперс Криперс» и «Проклятие мачехи» – в топе проката

Хоррор «Джиперс Криперс: Возрождённый», вышедший на экраны 15 сентября и уже признанный худшим в серии, побил годовой рекорд среди фильмов ужасов в российском прокате, заработав за стартовый уикенд 33 миллиона рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

6126

23.09.2022

Дом открытых сердец. Томская театральная КвАРТира Ларисы Отмаховой и Сергея Иванникова отмечает годовщину

Что случится, если человек захочет поговорить с вами о любви, верности и дружбе? Если это могучий, но очень романтичный волшебник – то получится чудесная сказка. Но сказкам, как и людям, нужен дом. И он существует – в Томске.

Анна Леро

КультураОбществоСобытияТомск

3292

23.09.2022

О крысе с сифилисом и цене мужских игрушек. Лучшее от Кинга к юбилею автора

В любом безумии таится своё ужасное веселье. Стивен Кинг Армия его поклонников не имеет аналогов в литературном мире, как и его работоспособность.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

4425

22.09.2022

«Новосибирск научил меня самому главному», или Где на самом деле родился Алексей Маклаков?

Улыбка и смех — непременные атрибуты комедийного персонажа. И неважно, плохое у тебя настроение или нет. Это никого не волнует. Ты актёр — будь добр, доказывай это постоянно. Стараюсь быть хорошим актёром в любой ситуации.

Адриан Орлов

КультураНовосибирск

4601

21.09.2022

Видео дня. «Восставший из ада»: новая версия

Стриминговый сервис Hulu опубликовал трейлер фильма Дэвида Бракнера «Восставший из ада». Русская версия опубликована на YouTube-канале «В рейтинге».

Филипп Марков

КультураМир

3625

21.09.2022

«Декабристка» Пугачёва: в иноагенты вслед за мужем

18 сентября в России произошло уникальное событие. Впервые в истории страны гражданин добровольно попросил о присвоении статуса иностранного агента.

Филипп Марков

КультураПолитикаРоссия

8108

21.09.2022

Бабродвиж в Иркутске: выставка «Тала», органный хит-парад и квартирник «Настроение Питер»

Бабр вновь подготовил список интересных мероприятий на текущую неделю. С 20 по 25 сентября в Иркутске пройдут выставки, концерты и фестивали. Выставка «Тала» На этот раз мы начнём путешествие в мир развлечений с выставки «Тала», про которую Бабр уже рассказывал ранее.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

8644

19.09.2022

«Завтра уже не будет»: как прошел последний томский фестиваль Street Vision

«Только сегодня, ведь завтра уже не будет», – под таким девизом в минувшие выходные в бывшем цехе томского завода «Манотомь» прошел фестиваль уличной культуры и современного искусства Street Vision. Рассказываем, как это было. История Street Vision началась в 2012 году.

Пепел

КультураМолодежьОбществоТомск

3966

19.09.2022

Видео дня. «Пришелец» от Кураж‑Бамбей, или Комедия о невесёлом

Независимая дистрибьюторская компания Arna Media на своём YouTube-канале опубликовала трейлер фильма «Пришелец из будущего», озвученный студией «Кураж‑Бомбей».

Филипп Марков

КультураРоссия

5934

19.09.2022

Легенда «Современника» и МХТ. К юбилею Аллы Покровской

45 лет на сцене театра «Современник» и 15 лет на сцене Московского Художественного театра... 18 сентября исполняется 85 лет со дня рождения великой русской актрисы, лауреата премий имени Станиславского, «Чайка» и «Золотая маска», народной артистки РСФСР Аллы Покровской.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

6977

18.09.2022

Фэнтезийный уикенд: «Три тысячи лет желаний» против «Календаря ма(й)я» и «Иронии судьбы»

Всё-таки катастрофическая ситуация, сложившаяся в российском прокате после ухода из него фильмов ведущих американских киностудий, не испортила окончательно вкус отечественного зрителя.

Филипп Марков

КультураРоссия

6371

18.09.2022

Лица Сибири

Рукша Геннадий

Петрук Светлана

Воробьев Евгений

Айдаев Геннадий

Негодайло Алексей

Латынина Светлана

Амагыров Валерий

Сенин Владимир

Мамаджанов Константин

Болотов Руслан