Михаил Ситников

© Портал-Credo.RU

РелигияМир

2761

07.04.2009, 19:43

«Совет сектоведов» в Минюсте РФ: абсурд или диверсия?

Формирование оскорбительного для россиян «филькиного органа» – один из множества признаков, указывающих на широкомасштабные деструктивные процессы в стране.

"Но, кажется, не прав и тот,
Кто поручил Ослу стеречь свой огород"
И.А.Крылов. "Осел и Мужик"

Если у кого-то и остаются еще сомнения в том, что спираль истории возвращает нас к сталинской модели тоталитаризма, то Министерство юстиции РФ должно было их заметно поколебать своим "творческим" актом от 18 февраля 2009 года. Именно тогда им был издан приказ № 13430 "О государственной религиоведческой экспертизе", зарегистрированный 25 февраля. Этим документом, подписанным министром юстиции Коноваловым, были утверждены "Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы" и "Положение об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации" с приличествующими тому бланками. Постановление же Правительства РФ от 03.06.1998 № 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" было, как ясно из текста приказа, отменено. Что, надо сказать, странно уже само по себе, так как постановление целого Правительства РФ отменяется, отчего-то, приказом всего лишь одного из министров.

В необходимости проведения религиоведческой экспертизы в процессе регистрации религиозных организаций в условиях современной России нет никаких сомнений. Во-первых, и без того великое множество таких организаций в стране продолжает ветвиться, переходить из одной юрисдикций в другие или откалываться от более крупных. Во-вторых, появляются совершенно новые религиозные организации. В-третьих же, пусть и не так часто, но под видом религиозных бывают попытки формирования организаций, преследующих исключительно корыстный интерес в политическом или финансовом плане. Поэтому сама по себе тенденция к объединению специалистов – ученых религиоведов, историков и социологов - в такие советы, чтобы заниматься исследовательской и консультативной работой, на результаты которой могли бы опираться при принятии определенных решений административные органы, достаточно здрава.

Тем не менее, клерикальное наступление на светские институты в России – не иллюзия, а коррупция вездесуща. Поэтому, при создании такого рода экспертных советов следовало заранее ожидать определенных "накладок". Однако того, чтобы показательный опыт именно Министерства юстиции в столь полезном начинании и стал, одновременно, показательной "накладкой", предполагать было трудно. Хотя очень многое, в том числе принятие откровенно недоработанных документов, указывало на такую вероятность.

В "Порядок проведения экспертизы" не было внесено почти никаких изменений. "Почти", потому что одно из внесенных "незначительных изменений" выглядит чрезвычайно скандально. Это небольшое антиконституционное нововведение представляет собой затесавшуюся каким-то образом среди задач экспертизы функцию "контроля за деятельностью религиозной организации" (II, 4-б), что, согласно всему корпусу российского законодательства, уж никак не может входить в полномочия каких-либо экспертов. По логике, это аналогично тому, как эксперт в суде выступал бы в роли председательствующего при вынесении судом решения или приговора.

Понятно, что такие "упущения", бросающиеся в глаза любому обывателю, в документах, утвержденных минюстом, появляются неслучайно, что за наделением экспертного общественного органа функциями контроля за деятельностью религиозной организации скрывается вполне читаемая при нынешних условиях административная инициатива. Состоит она в том, чтобы изыскать способ оказания давления на религиозные организации, что прямо противоречит конституционным принципам отделения религии от государства и невмешательства государственной власти во внутренние дела религиозных организаций.

Если бы в нашей стране не шел совершенно откровенный процесс клерикализации всех светских институтов в интересах единственной организации – РПЦ МП, то можно было бы говорить, что посредством создания совета "по проведению религиоведческой экспертизы" при государственном ведомстве создается что-то, вроде былого совминовского "Совета по делам религий". Можно было бы предполагать, что право решения религиозных вопросов вновь передано светской власти очередного тоталитарного режима, и начинается новая "эпоха торговли" этого режима с религиозными организациями, чья лояльность требуется власти. Возникновение подобной ситуации означало бы только то, что на немногих достижениях российской "младенческой демократии" большевизмом снова поставлен крест, и для религиозных людей в стране началась новая эпоха преследований за веру.

В действительности же, дело обстоит совсем иначе. Хотя абсолютно все болезненные факторы, перечисленные выше – большевизм, антиконституционная попытка установления контроля над религией, начало поры гонений для верующих – присутствуют и в той модели, которая по форме мало похожа на опыт советского времени. Потому что в качестве представителей стороны, заинтересованной в жестком контролировании религиозной жизни, в созданном при Министерстве юстиции РФ органе в подавляющем большинстве выступают явные сторонники клерикализма. Это лидеры "антикультистского" (по ряду признаков, и вполне антирелигиозного) движения, сеть которого создана на территории России группой активистов Московской патриархии при попустительстве коррумпированных властей и которая действует на базе епархий РПЦ МП. Это номенклатурные госчиновники, деятельность которых до того была связана с контролем над общественными и религиозными организациями. Это члены "базовых" конфессий и два сравнительно независимых светских ученых, один из которых достаточно пожилой, советской еще закалки религиовед-администратор. Впрочем, для того, чтобы не утонуть во множестве фактов, говорящих об абсурдности такого состава "экспертного органа", достаточно напомнить, что его председателем стал именующий себя "профессором сектоведения" Александр Дворкин – гражданин США, бежавший оттуда в Россию в связи с громким уголовным делом в отношении "антикультистской" организации CAN, деятельность которой была признана преступной. Заместителями этой одиозной личности назначены один из функционеров Всемирного русского народного собора (ВРНС) "православный исламовед" Роман Силантьев, неоднократно и в грубых формах оскорблявший религиозные чувства мусульман, за что был лишен поста секретаря Межрелигиозного совета России, и имам мечети, первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов.

Конечно же, остается надежда, что далеко не все государственные министерства и ведомства последуют странному примеру Министерства юстиции, фактически отдавшему религиоведческую экспертизу на растерзание весьма ангажированным личностям, наделив их еще и противозаконным правом "контролировать" религиозную жизнь россиян. Степень совпадения такой идеологической политики с интересами государства, конечно же, остается под большим вопросом. Но только в том случае, если власть ведала бы, что творит. Однако, административная тенденция, при которой нынешний политический режим будет всячески стремиться к профанированию научных представлений о религии в доктринальном, историческом и социальном аспектах, в ближайшее время, вероятнее всего, сохранится.

Причиной тому и спешный передел собственности, которым, не скрываясь, занимаются ключевые персонажи нынешнего, раскалывающегося в самом себе по вертикали режима. И объективные обстоятельства, вроде времени, которого совсем немного оставил стремительно развивающийся кризис для бегства с тонущего корабля "главных крыс". Это и историческая, и религиозная безграмотность большинства принимающих решения администраторов, которые просто не отдают себе отчета в том, какие социально-психологические механизмы затрагивают они всего лишь двумя, имеющимися у них инструментами – "кнутом и пряником". Ну и, конечно, многое зависит от сепаратистов в самой религиозной среде.

Среди религиозного многообразия современной России находятся религиозные организации, где понятия Бога и Божественного с проистекающими из них категориями веры, духовности, нравственности и морали оказались искусственно девальвированы, уступив место основной ценности "временным благам мира сего" - богатству, сопричастности к власти, комфорту, телесным удовольствиям. Для такого рода организаций любая объективная научная или нравственная экспертиза их деятельности на предмет отсутствия признаков религиозной организации, разумеется, представляет серьезную опасность. Не меньшей опасностью таким организациям грозит и реализация религиозной свободы, в условиях осуществления которой они заведомо "проигрывают" нравственно и социально в глазах и широкой общественности, и своих собственных рядовых последователей. При единственно достойном для любой религии выходе из такой ситуации – покаянии, в случае принципиального отказа от него и даже непонимания его целей, подобным организациям остается лишь профанировать религиоведческие методы "экспертизы" деятельности своих "конкурентов". Глубоко поразившая все наше общество и, в первую очередь, государственно-административные структуры коррупция открывает для того широкие возможности. Вот и создается при министерстве, призванном олицетворять торжество Закона, орган, состав и назначение которого могли бы в условиях здорового общества стать причиной немедленного ухода в отставку министра, случайно подписавшего абсурдный документ. Но то в здоровом обществе. Потому что с нашим нынешним населением министр будет свободно подписывать подобное и далее. Вероятно, до тех пор, пока те же клерикалы не доберутся и до него, поставив, к примеру, перед жизненной необходимостью, раз уж он такой "благочестивый", немедленно "принять схиму".

Эпизод с формированием оскорбительного для религиозных россиян "филькиного органа" представляет собой лишь один из множества признаков, указывающих на гораздо более широкомасштабные деструктивные процессы в нынешней России. В связи с подобными оплеухами, наносимыми все чаще по гражданскому достоинству тех, кто способен в принципе его осознавать, в обществе все более отчетливо обозначается разделение на сторонников двух кардинальных позиций. Первые, это "михалковы", "дворкины" и иже с ними, пытающиеся снимать последние сливки с самоубийственного в условиях глобализирующегося мира ксенофобского, изоляционистского режима. Вторые – те, кто не принимает участия в очередном раздирании России, ограничиваясь выражением гражданского протеста и ожиданием очередного закономерного результата. Впрочем, история мало чему научила и тех, и других. Потому что, если для одних очередная попытка обмануть время разворотом страны к сталинизму не имеет в своей основе неимоверного размера награбленных большевиками в 1918 – 1940 годах богатств и ведет к очевидному и скорому краху, то вторые снова запаздывают со своим осознанным конструктивом. В результате чего громадная территория со всеми ее ресурсами вскоре и в самом деле окажется готовым лакомым куском для очередных "варягов".

Михаил Ситников

© Портал-Credo.RU

РелигияМир

2761

07.04.2009, 19:43

URL: https://babr24.com/?ADE=76703

bytes: 10996 / 10973

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Михаил Ситников.

Другие статьи в рубрике "Религия"

Голое образование рождает подлецов. Цитаты дня от батюшки Ткачёва

Отношения Церкви и науки всегда были, мягко говоря, сложными, а заслуги священников в торможении развития человечества невозможно переоценить.

Филипп Марков

РелигияОбразованиеРоссия

2644

25.01.2023

Блогнот. Хамбо лама Аюшеев о боге смерти

Чтобы не быть голословным по поводу помощников ангела смерти, которых на монгольском языке называют Эрлэг ханай элч, хочу рассказать уникальную историю. Эта история произошла в Монголии в 1870 годах, во время наивысшего развития буддизма.

Пётр Нокс

РелигияМонголия Бурятия

1455

17.01.2023

Опрос: поддерживаете ли вы приезд Папы Римского в Монголию?

Папа Римский Франциск извинился перед бурятами, но открыло ли это ему дорогу в Улан-Батор? Бабр проводит опрос среди читателей.

Бабрдай Шударга

РелигияПолитикаМонголия Бурятия

9541

19.12.2022

Инсайд. Хамбо лама Аюшеев паразитирует на бурятском языке?

Мы привыкли идеализировать Хамбо ламу. Мы несколько десятилетий пытаемся понять нашего буддийского иерарха и разгадать, как нам казалось, его тонкие и важные посылы, призванные развивать и укреплять бурятское общество.

Пётр Нокс

РелигияКультураПолитикаБурятия Монголия

12028

16.12.2022

Инсайд. Монголия в будущем - христианская страна?

Мысли по поводу визита Папы Римского в Монголию. Папа Франциск по приглашению президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха в ближайшее время посетит Монголию.

Пётр Нокс

РелигияПолитикаМонголия Корея

13966

03.10.2022

Ад пуст, все бесы здесь: РПЦ урегулирует экзорцизм

Русская православная церковь разработала проект документа для регулирования и приведения к единому порядку практик экзорцизма. Изгнание бесов — достаточно больная тема по всей России и, в частности, в Бурятии, поэтому Бабр решил разобраться в этой инициативе. Фото: patriarchia.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаПроисшествияРоссия Бурятия

18235

07.09.2022

Инсайд. О "кардинальском вопросе" в Монголии

Алексей Викторович высказался по «кардинальскому вопросу». Некоторые замечания: приходов 10, а не 4; в сан кардинала епископа Джорджо возведут 27 августа, а не 22; территория современной Монголии с 2002 г.

Андрей Светлов

РелигияПолитикаМонголия

19869

29.06.2022

Видео дня. Падение патриарха по милости Божией

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время освящения храма благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в Новороссийске поскользнулся на святой воде и благочестивой пятой точкой пересчитал ступеньки амвона.

Филипп Марков

РелигияПроисшествияРоссия

16683

27.06.2022

Инсайд. Про "игру Ватикана" в Монголии

Если захотеть, то в этой новости можно увидеть и некую «игру Ватикана» в Центральной Азии.

Андрей Светлов

РелигияПолитикаМонголия

16911

14.06.2022

Кирилл vs Франциск: оправдания патриарха перед «некорректным» понтификом

Русская православная церковь на пустом месте разжигает совершенно необоснованный конфликт между своим патриархом и его коллегой из Римско-Католической Церкви.

Филипп Марков

РелигияРоссия

15875

05.05.2022

Иркутская епархия: есть вопросы

Весна 2022 года стала временем вызовов для России, а роль ключевых государственных институтов существенно повысилась. Не исключение – и Русская православная церковь, приходы которой в свете недавних событий стали опорой и прибежищем для многих людей.

Екатерина Степанидзе

РелигияСкандалыРасследованияИркутск

27826

29.04.2022

Будда с нами, а не с ними: почему Хамбо лама молчит о сносе дацана на Урале?

Бурятские буддисты шокированы сносом единственного на Урале буддийского храма. Хамбо лама Дамба Аюшеев никак не прокомментировал произошедшее. Он готов высказываться только тогда, когда нужно поддержать действующую власть, а “незарегистрированные” буддисты для него не являются истинно верующими.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Россия

24266

31.03.2022

Лица Сибири

Коренев Юрий

Иванов Алексей

Цыренова Екатерина

Южаков Андрей

Полонин Андрей

Матханов Владимир

Зезуля Алексей

Иванов Вячеслав

Шукевич Валерий

Савин Александр