Артур Скальский

© http://www.gazeta.ru/

КультураМир

4788

11.01.2001, 21:45

Хорватский Сталинград за три динара

Если бы последнего Балканского кризиса не было, режиссеру Боро Драшковичу стоило бы его придумать. Снятая им военная драма "Вуковар" может стать хорошим пособием для российских изготовителей "чеченского" псевдоголливуда.

Подземный переход, видеоларек, броская коробка на витрине, лаконичное название – "Вуковар" (Vukovar poste restante), страдальческое девичье лицо и дымящиеся руины на обложке. Берем кассету в руки, читаем: "Эта пронзительная жестокая и бескомпромиссная драма, получившая 11 международных кинопремий, рассказывает о совсем недавних событиях, которые оставили незаживающие раны в сердцах тех, кто участвовал в них. Снятый на еще дымящейся после войны земле, этот фильм поведает нам правдивую историю о судьбах, исковерканных бессмысленной жестокостью…" и т. д.

Покупаем!

В 90-е годы югославское туземное кино довольно активно эксплуатировало последнюю балканскую трагедию. И довольно удачно. Вспомнить хоть "Подполье", "Бочку пороха" или "Раны". "Вуковар", между прочим, был одним из первых. Он испечен настолько оперативно, что вышел (1994–95 гг.) раньше, чем война закончилась, так что финальная геополитическая ситуация картины не соответствует окончательному раскладу.

Хорватский город Вуковар в середине 90-х стал одним из символов балканской войны вместе с Дубровником, Сребреницей и Сараево. Его осада в 1991 году длилась три месяца, погибли десятки тысяч человек. Город называли "хорватским Сталинградом". В момент съемок Вуковар был сербским. В 1995 году хорваты его отбили. На пленке зафиксировано, во что превратилось некогда красивейшее место после знаменитой осады.

Собственно, только эти кадры и впечатляют по-настоящему. Прочие обещания, напечатанные на обложке,– вранье. "Вуковар" – типичнейший образец спекулятивного китча, сделанного кое-как – и всего за три динара. Номинации (в частности на "Оскар") и премии объясняются элементарно: очевидный непрофессионализм в 1995 году никого не волновал, поскольку уж больно горяченькой была сама тема. К тому же в тот момент фильм, снятый белградским режиссером, еще мог бы вызвать у мирового сообщества аллергию, а Боро Драшкович, как уроженец Сараево, заранее был обречен на симпатию. Причем и производство – Италия – Кипр, а не Югославия.

Не особенно беспокоясь по поводу обвинений в банальности, ходульности и очевидной пошлости, чета Драшковичей (соавтор сценария – жена режиссера) напихали в свой фильм всех стереотипов надрывной военной трагедии. Они сработали историю про хорватскую девушку и сербского парня из Вуковара, которые поженились и зачали ребенка накануне войны. Понятное дело, только что отстроенный дом к финалу фильма превратится в руины, влюбленные сердца в конце концов будут разлучены, а до того перенесут все мыслимые испытания.

Родителей девушки убьет сербская бомба, как раз в тот момент, когда она пойдет обменивать золотую цепочку на батон хлеба. Героиню, беременную на девятом месяце, изнасилуют мародеры. Дом разграбят. Она будет скитаться по руинам и подвалам, а родит в брошенной квартире без всякой медицинской помощи. Ее суженый станет снайпером югославской армии (душераздирающий кадр – два снайпера целятся друг в друга) и будет стрелять в своих бывших друзей.

Самое же гадкое, что степень авторской сентиментальности не поддается никаким измерениям. Большую часть картины особых ужасов, вообще-то, не демонстрируется (кроме ударной сцены насилия), никакой эпической войны нет и в помине, а вместо них – вялая "зарница" на фоне вуковарских руин и феноменально фальшивое словоблудие (подруги по несчастью вопрошают героиню: "Ты подумай, кого ты родишь – серба, хорвата или югослава"; периодически то один, то другой персонаж восклицает, заламывая руки: "Кто же мог представить, что брат пойдет на брата, а сосед на соседа"). В отличие от удачных югославских страшилок, замешанных на эксплуатации местного колорита, "Вуковар" сделан по голливудскому военному канону, только вот то ли бюджет, то ли личные свойства режиссера не позволили камере развернуться на всю катушку.

Предназначенный для Запада фильм пропагандирует интернациональные ценности и в суть национальной драмы особенно не углубляется. Идея сводится к тому, что и те и другие – хорошие, а какое-то злое недоразумение (конкретно Милошевич не обвиняется) взяло и все испортило (можно посмотреть "Бочку пороха", чтобы понять, что же это было на самом деле). Однако, несмотря на примирительную интонацию и лояльность ко всем (Евросоюзу, Югославии, Хорватии), все-таки читается робкий намек, что первыми начали хорватские сепаратисты.

Но каким бы паршивым ни был "Вуковар", кассету-то мы уже купили. Прокатчик рассчитал все правильно: хоть это уже не самая актуальная тема, но благодаря Кустурице и Паскалевичу сложился стереотип: югославское военное кино – это либо очень хорошо, либо, по крайней мере, любопытно. И под это дело можно ловко спихнуть любую тухлую клюкву, ничем не отличающуюся от нашего вымученного "чеченского" кино.

Артур Скальский

© http://www.gazeta.ru/

КультураМир

4788

11.01.2001, 21:45

URL: https://babr24.com/?ADE=57033

bytes: 4927 / 4927

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура"

Фантастический уикенд. «Сто лет тому вперёд» сорвал банк, «Город тайн», «По Фрейду» и «Паутина страха» – в топ‑10

Фаворит уикенда в российских кинотеатрах за четыре стартовых прокатных дня заработал больше, чем все фильмы проката неделей ранее. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

6204

26.04.2024

Бурятия — кузница кадров для российского кинематографа

Продюсеры и актеры кино из Бурятии все чаще участвуют в федеральных проектах. Если изощренный зритель привык плеваться от российских новинок, то вышедшие работы при участии уроженцев республики собирают отличные отзывы, а будущие входят в «лист ожидания».

Виктор Кулагин

КультураПолитикаБурятия Россия

4199

26.04.2024

Бабродвиж в Красноярске: мастер-класс «Граффити. Стрит-арт», спектакль «Мне осталась одна забава» и арт-вечер «Контекст»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 27 апреля по 3 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы и лекции. Арт-вечер «Контекст» 27 апреля Правобережный дворец культуры приглашает всех желающих на арт-вечер «Контекст».

Бармалей Рыбин

КультураСобытияКрасноярск

3790

26.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

12669

25.04.2024

Бабродвиж в Томске: концерт «Светлое и тёмное», спектакль «Женитьба» и мастер-класс «Роспись пряников»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 26 апреля по 2 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

5408

25.04.2024

Викторины на Бабре. Какие значения имеют слова «гайно», «буробить» и «подследыши»

ТГ-канал «Томск. Бабр. Дальше некуда» проводит филологические викторины – подписчикам предлагается указать значение того или иного диалектного слова. На данный момент проведено 60 викторин. Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями одной местности.

Андрей Игнатьев

КультураОбществоТомск

4096

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5985

24.04.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: концерт «Музыка композиторов Бурятии», спектакль «Похищение на Диком Западе» и программа «Дизайн и винил»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 25 апреля по 1 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы, концерты и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

6582

24.04.2024

Наталия Шамина: «Академгородок – шедевр ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства»

Журналист Бабра поговорил с доктором биологических наук, председателем новосибирского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Наталией Шаминой. – Наталия Владимировна, когда и почему возникло желание заниматься общественной деятельностью?

Андрей Игнатьев

КультураЭкологияНовосибирск

5465

24.04.2024

Эксклюзив Бабра. Михаил Башкатов о работе в кино, актерской профессии, Томске, Москве и вдохновении

Капитана команды «Максимум» Михаила Башкатова томичам представлять не нужно. Кто-то помнит его как КВНщика, который вместе с командой в «нулевые» прославил Томск на всю страну еще раз, продолжив дело, начатое «Детьми лейтенанта Шмидта».

Анна Леро

КультураОбществоТомск

5716

24.04.2024

Монгольский павильон в Венеции: символизируя настоящее из будущего

20 апреля в Венеции стартовала 60-я биеннале современного искусства. Юбилейное мероприятие проходит под заголовком «Чужестранцы повсюду». В числе 88 стран, представленных на этой платформе, особенное внимание привлекает к себе монгольский павильон.

Эрнест Баатырев

КультураОбществоМонголия

11926

24.04.2024

Возвращение в прокат: «Бриллиантовая рука» в 4К вновь на больших экранах

25 апреля в прокат на больших экранах выходит... «Бриллиантовая рука». Нет, речь, к счастью, не об очередном безвкусном ремейке, а об оригинальной культовой комедии Леонида Гайдая, которой в этом году исполняется 55 лет.

Филипп Марков

КультураРоссия

14440

23.04.2024

Лица Сибири

Кляйн Иван

Кокорин Александр

Боровиков Алексей

Сечин Игорь

Душутин Николай

Доржиев Бальжинима

Пискун Евгений

Никаноров Олег

Екимовский Олег

Сафронов Александр