Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОльхонМир

3701

24.05.2012, 11:58

Вознесеньев день

С Вознесением – одним из самых значительных праздников года – в народе связывалось множество поверий.

Например, русские крестьяне полагали, что во время праздничной обедни над каждой церковью разверзается небесная твердь, и особо благочестивые люди (особенно доживающие последний свой год) могут видеть, как с небес к церковному куполу опускается лестница, по ней сходят все небесные силы и встают по бокам лестницы, ожидая Христа. Когда в церкви ударит колокол, Христос с ангельской свитой вознесется на небеса; ну, а до той поры он вместе с апостолами бродит по земле, подходит к домам и смотрит, как люди живут и как соблюдают его заповеди. В северных губерниях от Пасхи до Вознесения запрещали даже выбрасывать что-либо из окон, так как верили, что при этом «в Христа попадешь», «Христа обольешь».

Вообще, сорокадневный пасхальный цикл в христианской традиции был временем «единения миров – божественного и человеческого», потому верующим предписывалось вести особо благочестивый образ жизни: не сквернословить, не грешить, раздавать милостыню нищим, прощать друг другу грехи и обиды. В некоторых местах существовало поверье, что когда Христос восходит на небеса, он забирает из мира обиды и горести, а потому на Вознесение отпускаются все сотворенные за год грехи и сама земля очищается от скверны. Во многих местах Вознесение справляли практически так же, как и Пасху: например, красили яйца и устраивали с ними разные забавы (катание, битье и пр.), а являясь в гости, приветствовали друг друга радостным известием: «Христос воскресе!».

По народному убеждению, весь священный пасхальный период небесные врата бывают распахнуты настежь. Людей, умерших в это время, называли счастливыми, считая, что их души отправляются прямиком в рай. В народе говорили: «С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье – и дедам, и внукам, и раю, и мукам», имея в виду, что в эту пору даже грешников в аду не мучают, давая им отдых и позволяя видеться с праведниками. Души умерших на Пасху слетают вниз, чтобы повидать живых родственников, а на Вознесение вместе с Христом поднимаются к Богу, после чего святой Петр замыкает врата рая. Из-за этого Вознесение во многих местах считали «родительским днем», когда поминали покойников, навещали их могилы, устраивали ритуальное угощение и т.п.

Работать на Вознесение запрещалось (чтобы не отвлекаться от «мыслей о горнем»), однако крестьяне после церковной службы ходили осматривать посевы и устраивали молебны на полях, у источников и колодцев. Обходы часто сопровождались ритуальной трапезой, для которой специально готовили яичницу, блины и пр. Делали также особые хлебцы-«лесенки» – символ духовного восхождения. По народному убеждению, эти «лесенки» помогают всякой душе подняться в рай, а в Вознесение служат самому Христу, идущему на небеса. В некоторых губерниях освященные «лесенки» и блины («христовы онучи») оставляли на ночь рядом с горящей свечой, полагая, что «по лествице Христос влезает на небо», а блины служат обувью – «чтоб ему не потереть ног». В Рязанской губ. женщины «Христа провожали», угощаясь в поле пирогами «с лесенкой» и распевая песни; а в Сибири вечером Вознесения все мужчины собирались на пригорках за селом и «провожали Христа на небо» холостыми выстрелами из ружей.

Народное сознание связывало восхождение Христа на небо с ростом хлебов и льна, так что обряды с «лесенками» и «проводами» должны были способствовать урожаю. Например, во время обхода полей «лесенки» подбрасывали вверх со словами: «Христос, иди на небеса, ржицу возьми за колосок!», а потом съедали или закапывали среди всходов, полагая, что от этого ускоряется рост и созревание нивы. Местами подобные же действия совершали и с другой ритуальной пищей: например, ребятишки или молодежь, придя на поле, подбрасывали вверх яйца, лакомились яичницей и блинами, а остатки угощения зарывали в посевы со словами: «Рожка, рожка, хватись за христосовы ножки», «Христос, полетишь на небеси, потяни нашу рожку за колоски!» и т.п.

Для хорошего роста колосьев на Вознесение нередко устраивали катание по ниве. Делали это обычно женщины и девушки, таким образом на время передававшие свою плодородную силу земле; но кое-где катали и священников после молебна – «чтоб снопы были такими же высокими и толстыми», «чтобы лен уродился высок и хорош», «чтоб уродился долог колос, как у нашего батюшки-попа волос» и т.п. Девушки с Вознесения «водили колос» – устраивали длинные «вьющиеся» хороводы вокруг села и полей, чтобы ускорить рост и колошение хлебов, а также защитить людей и поля от летних гроз.

С Вознесения начинались некоторые обряды троицкого цикла, такие, как «завивание березок», кумление, «крещение кукушки» и ритуалы, связанные с русалками. Исполняли их обычно девушки или молодые женщины, так как именно через них происходил обмен плодородной силой с землей и растительностью. Например, у восточных славян принято было в период от Вознесения до Троицы или Духова дня особым образом закручивать березовые ветки прямо на деревьях, переплетая их лентами и цветами; такие венки девушки «завивали» обычно в рощах, рядом с водоемами или полями. У «завитых» березок устраивали игры, водили хороводы, готовили яичницу и пировали, а также «кумились» - целовались через венки и обменивались крестиками. Нередко в это же время делали «кукушку» – чучелко из веточек и цветов, наряженное в сарафан и разные украшения; его сажали на «завитую» березку и кумились возле него, а потом «кукушку» символически хоронили.

Обряды с березкой и «кукушкой» не были простым развлечением: таким образом старались благотворно повлиять на будущий урожай. Заплетая венки, девушки пели: «Мы завьем веночки / На годы добрые, / На жито густое, / На ячмень колосистый, / На овес ресистый, / На гречиху черную, / На капусту белую». Во многих местах считалось также, что на «завитых» ветвях любят качаться русалки. По народным поверьям XIX-XX вв., русалки – это души девушек, погибших до вступления в брак, или умерших неокрещеными детей (ср. ритуал «крещения кукушки» и представления об этой птице как о неприкаянной душе); но по сути своей они – духи влаги и растительности, способствующие вегетации. Русалки появляются на земле перед Троицей, с Вознесения или Русальной недели, в период роста и цветения ржи; они охраняют поля и обеспечивают им необходимую влагу (росу). Чтобы умилостивить русалок, им приносили дары в виде венков, холстов и пищи; например, в Вознесение, совершая обходы полей, женщины оставляли «для русалочки» на полосе яйца или «лесенки».

Праздник Вознесения Господня заканчивал не только пасхальные торжества, но и саму весну. Крестьяне говорили: «Цвести весне до Вознесенья!», «Весна о Вознесении на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится», «Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется».

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОльхонМир

3701

24.05.2012, 11:58

URL: https://babr24.com/?ADE=105855

bytes: 6802 / 6802

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Лица Сибири

Седых Марина

Иванова Марина

Федорчук Анастасия

Сумароков Илья (младший)

Пуния Викрам

Смирнов Александр

Ильющенков Вячеслав

Зырянова Татьяна

Протопопова Наталья

Мазур Михаил