Тайные струны. Психологический портрет Ксении Собчак

Рубрика «Тайные струны», существующая благодаря сотрудничеству Бабра и компании HR adviser, достигла той степени популярности, когда мы можем выбирать персонажей для психологического анализа не самостоятельно, а исходя из пожеланий читателей, активно предлагающих нам новых героев.

Одна из лидеров рейтинга интересов, чьё имя наиболее часто встречается в приходящих в редакцию письмах, – небезызвестная телеведущая, журналистка, политик и бизнесмен Ксения Собчак.

Как мы уже отмечали, психодиагносты HR adviser не очень охотно берутся за психологические портреты представительниц прекрасной половины человечества, ссылаясь на слова ведущего специалиста в области мировой психодиагностики и судьбоанализа Михаила Вигдорчика:

Если у вас есть возможность не анализировать поведение женщины – воспользуйтесь ею.

Дело в том, что по строению психики женщина несравненно сложнее мужчины, и чтобы сделать верные выводы о её внутренних течениях, необходимы более глубокие знания психологии, тщательный подход и незаурядный опыт.

Однако эксперты HR adviser не привыкли пасовать перед трудностями и блестяще справляются с любыми задачами, о чём свидетельствуют психологические портреты председателя Законодательной думы Томской области Оксаны Козловской и директора Иркутского музыкального театра Татьяны Мезенцевой.

По просьбам читателей Бабра третьим женским персонажем в славной истории «Тайных струн» стала именно Ксения Собчак.

Собчак Ксения Анатольевна

Родилась 5 ноября 1981 года в Ленинграде, 40 лет.

Окончила факультет международных отношений МГИМО. Известна как ведущая реалити-шоу «Дом‑2» и других теле- и радиопрограмм и собственного YouTube-шоу, бывший генеральный продюсер телеканала «Супер» и бывший главный редактор журнала Max, совладелица крабодобывающих компаний и кандидат в президенты России на выборах 2018 года, набравший 1,68 % голосов.

Член политсовета партии «Гражданская инициатива».

В 2012 году вошла в десятку самых влиятельных женщин России по версии радиостанции «Эхо Москвы».

Занимает второе место в рейтинге инфлюенсеров-блогеров Romir Influence Ranking.

Часть 1. Учитесь не жить, как я (Ксения Собчак)

Вы просили – мы сделали!

Ксения Собчак крайне неоднозначный персонаж, однако мы постарались быть максимально беспристрастными и объективными.

Личностные особенности: истероид, экстраверт, эгонцентрист

Объект исследования – истероид с эпилептоидным оттенком. Ксении Собчак важно быть в центре событий, она демонстративна и эпатажна, умеет логично и последовательно формулировать мысли. При этом для неё характерны слабо контролируемые приступы гнева.

Ксения Анатольевна получает энергию для жизнедеятельности извне путём получения эмоций от окружающих, причём природа этих эмоций не важна, важен сам факт внимания.

Истероидностью продиктована и частая смена деятельности нашей героини: то она летает под куполом цирка, то расследует преступления, то ведёт развлекательное шоу.

Быстро увлекается разными идеями, но может столь же быстро потерять интерес.

Ксения Собчак – логико-интуитивный экстраверт: предприимчивый человек, который умеет загореться делом. Она склонна к инновациям, подмечает новые теории и разработки и стремится найти им практическое применение. Не боится идти на риск, полагаясь на свою интуицию. Старается работать на опережение, так как знает, что завтра уже может быть поздно. Любые предложения или идеи рассматривает с точки зрения их полезности и применимости, стремится во что бы то ни стало получить практическую отдачу с материальной выгодой. Любит во всем разобраться, всё проверить. Предпочитает не действовать вслепую, без подготовки, но может пойти на деловой риск.

Собчак – эгоцентрист. Она демонстрирует всем, что сосредоточена на своём Я, на своей персоне, которая для неё важнее, чем всё окружение.

Обладает тонким, но поверхностным умом. Эрудиция обширная, но не глубокая.

У Ксении Анатольевны хорошая образность мышления, развитое воображение. Она деловая, практичная, расчётливая, но увлекающаяся и энергичная, эмоционально-эгоистичная. Умеет, когда надо, взять себя в руки.

Знает, чего хочет, и как этого добиться.

Ксения Собчак любит всё и всех контролировать. У неё есть собственное понимание правильного развития событий, и она прикладывает максимум усилий для его удержания. Любит руководить, даёт много конкретных указаний, что и за чем делать. Однако при этом Собчак

падка на лесть, внимание и заботу.

Особенно легко она поддаётся стороннему влиянию, когда ей внушают уверенность в её правоте, непогрешимости и правильности её поведения и решений.

Философия жизни: в центре общества небожителей

Объект исследования сильна своей философией жизни. Эта система ценностей и правил помогает ей оправдать практически всё, что она делает, и остаться правой в своих глазах.

Собчак стремится брать всё, что жизнь может ей дать, не особо задумываясь над моральными аспектами своего поведения. К чужим проблемам она практически равнодушна, невосприимчива, расчётливо их использует для достижения своих целей, при этом

беспощадна и жестока с врагами.

Ксения Анатольевна жаждет быть в центре внимания и естественно стремится к лидерству. Она достаточно общительная, умело притягивает к себе других людей свободной беседой. Для неё важно не столько содержание поступков, сколько смогут ли они привлечь максимум внимания. Она старается производить впечатление и упивается своими эмоциями от достигнутого эффекта.

Собчак не боится работы, использует свой имидж для достижения целей, особенно связанных с материальной стороной жизни. Она умело подаёт себя, свой интеллект, живость мысли и темперамент. Ей

важно быть причастной к обществу небожителей, обладать определёнными статусными благами.

Ксения Собчак любит быть в компании смелых и сильных, как она сама, людей, слабость вызывает у неё чувство презрения. В ней постоянно работает сканер: она подсознательно выделяет сильных людей, определяет слабости в человеке и умеет эту информацию использовать себе во благо.

К успеху она готова идти по трупам, по головам, по судьбам и чувствам окружающих. Её манит победа, материальное благополучие и власть, она умеет этого добиваться и делает это страстно, безоглядно и порой жестоко. Но побеждать она любит сильных. Соперничество со слабыми и уязвимыми, как и лёгкая победа над ними, не доставляют Собчак никакого удовольствия.

Общение с людьми: потребительская верность

Ксения Собчак не умеет дружить, ей сложно завести верных и истинных друзей, она их просто походя жалит и быстро теряет, не успев по‑настоящему подружиться и привязаться. Вследствие этого у объекта исследования мало подруг, но те, кто сумел выстоять и пережить её язвительные и ядовитые уколы, получают иммунитет и становятся её соратницами, которым Собчак верна и преданна. Правда, эта

преданность Ксении Анатольевны скорее потребительская, позволяющая иметь под рукой ручные мишени для своих острот.

Однако всё это не касается людей из высшего света: эти знакомства Собчак хранит более бережно, как память о покорённых вершинах.

С детьми Собчак достаточно строга, потому что считает, что мир вокруг жесток, и дети должны уметь постоять за себя, бороться и побеждать. Дом и семья воспринимаются ею как крепость и убежище.

В связи со слаборазвитой эмпатией Ксения Собчак не испытывает любви к людям и без особых раздумий и терзаний совести применяет все свои развитые манипулятивные способности в общении с окружающими. Она

плохо чувствует другого человека, его состояние, эмоции и вообще малочувствительна к чужому горю.

Обидчива и ранима Ксения Анатольевна только в вопросах, которые напрямую затрагивают её саму. Уровень боли, который она способна причинить другому, её не трогает. Она легко доводит до слёз или состояния бешенства оппонента, но это вызывает у неё улыбку, с которой она достаточно неловко начинает успокаивать собеседника.

Собчак мстительна, но в меру, скорее злопамятна. Она, вероятно, не станет специально подготавливать отмщение, но припомнит зло и при возможности отплатит обидчику по максимуму.

Речь и жесты: активная битва

Объект исследования хорошо структурирует свои высказывания, разлагая их на простые фразы. Не злоупотребляет вводными предложениями и деепричастными оборотами. Логика её последовательна и проста, поэтому достаточно убедительна.

Беседа с Собчак – это всегда битва. Ксения Анатольевна склонна высмеивать взгляды своего оппонента, иногда даже открыто издеваться над ним. Её интервью логически выверенные, она поворачивает высказывания оппонента в максимально невыгодную, неудобную для него сторону. И давит на него, пока не получит желаемого признания. Если же ответ всё еще не устраивает Собчак, то она сама его формулирует, и при этом согласие собеседника абсолютно её не интересует.

Зачастую в интервью Ксения Собчак не преследует цели раскрыть собеседника, это скорее возможность для высказывания её умозаключений и для выдвижения её идей.

У Ксении Анатольевны очень активная жестикуляция. В её арсенале полный набор жестов, которые характерны для человека, любящего власть и стремящегося к ней:

  • указательный палец – «указующий перст»: готовность агрессивно отстаивать свою точку зрения;

  • шпилеобразная пирамидка: желание показать уверенность в себе и осведомлённость в вопросе, убедить оппонента в своей правоте и превосходстве;

  • сжатые кулаки – жест, редкий даже для мужчин: проявление открытой агрессии и непримиримости с чужим мнением;

  • рука «углом»: желание увеличить занимаемую площадь для усиления давления на оппонента;

  • демонстрация больших пальцев рук при сжатой ладони: выдаёт авторитарного лидера, который не терпит критики, не любит сопротивления, редко учитывает мнение окружающих и ставит интересы дела выше людей.

Помимо «властных» есть ещё пара жестов, красноречиво свидетельствующих о характере Ксении Собчак.

  • Счёт на пальцах. Всю поступающую информацию Собчак анализирует, систематизирует и расставляет по приоритетности, создавая вокруг себя управляемое информационное поле. Данное качество позволяет эффективно и оперативно прорабатывать большие массивы данных, но имеет неприятный побочный эффект в виде неприятия спонтанности, внезапности и незапланированности. Всё, что идет не по плану Ксении Анатольевны, жутко её нервирует.

  • Верхний замок. Самый закрытый из всех жестов‑замков. С Собчак трудно, практически невозможно договориться. К тому же данный жест свидетельствует об определённом разочаровании и желании человека скрыть отрицательное отношение к окружающему миру.

  • Присутствует среди жестов Собчак и средний замок. Особенно примечательно, что сцепляя руки, она перебирает большими пальцами. Это закрытый жест с сигналом общей нервозности.

Чётко сформулированная внутренняя философия прослеживается и в манере Собчак говорить обобщённо правилами, постулатами что плохо, а что хорошо, давать свою оценку всему и вся даже без запроса от собеседника. В своей речи она часто использует обороты «я считаю», «на самом деле», которые выдают в ней претензию на знание истины.

Часто используемый оборот «скажем так» говорит о том, что Собчак любит манипулировать людьми и мнениями. Этот оборот как бы снимает с человека ответственность за слова и препятствует пониманию окончательной точки зрения. Это сочетание-паразит оставляет определённую недосказанность и возможность перефразировать мысль чуть позже, если это будет выгодно.

Среди всех интервью Собчак стоит особо отметить беседу с Константином Богомоловым от 13 июня 2019 года. При просмотре складывается ощущение, что Богомолов решил отыграться за всех, кого унизила и оскорбила Собчак. Он говорит прямо в лицо, что у Ксении нет вкуса, нет знаний и понимания искусства, что она просто серая масса. И в итоге Богомолов заявляет, что Собчак не достаточно умна, чтобы реагировать на мысль, что она просто ловит окончания предложений или интонацию, чтобы ответить ему. В ответ на все эти нелицеприятные отзывы о себе Ксения просто улыбается, а ближе к концу беседы даже подаётся всем телом навстречу высокомерному Богомолову.

В лице Богомолова Собчак нашла достойного соперника. И готова покориться его силе.

Часть 2. Меня мало где любят (Ксения Собчак)

Перед нами стояла задача составить психологический портрет на основе доступных видеоматериалов, но мы решили немного углубиться во внутренние психологические течения Ксении Анатольевны и попробовать отыскать ответ на вопрос: что же кроется за брендом «Ксения Собчак»?

Несмотря на всю благополучность и интеллигентность семьи, Ксения выросла с достаточно ущербной самооценкой. И первый «удар» она получила от самого близкого человека – своей мамы.

«Когда ты страшненькая, нельзя быть глупой. Ты должна быть умной».

Этот совет Ксения получила от Людмилы Нарусовой в детстве. Можно только представить тот шквал эмоций, который накрыл маленькую Ксюшу в этот момент. Ведь вместо «ты самая лучшая девочка на всём белом свете» она получила урок: «я некрасивая, я недостойна безусловной любви. Чтобы меня любили, мне надо прилагать усилия».

На этой почве отлично выросли и окрепли: ненависть к людям (ведь они не могут любить её просто так), желание нарушать правила и морали общества, которое видело в ней только дочку Собчака, а не самодостаточную личность, и стремление нанести удар первой, увидеть поражение и боль оппонента, ведь и в жизни самой Собчак было столько боли.

Вся чувственная эмоциональность, игривость и смешливость Ксении Собчак защитно-организованная, сконструированная и искусственная. Она как бы окружает себя стеной и делает вид, что ей по большому счету всё равно. Ксения сама себя называет и лошадью, и различными непечатными словами.

Это протест: «вы не сможете сделать мне больно, я всё про себя сама знаю!»

Ксения любит организовывать пространство вокруг себя. Всё – и вещи, и люди – проходит тщательный отбор. Это невротическое желание создать управляемое, безопасное пространство.

«Я осознаю себя некрасивой женщиной и стараюсь компенсировать это внешними атрибутами». Желание нравиться людям, комплекс недолюбленной дочери требует бесконечного внимания окружающих, всеобщего признания и поклонения. Это чёрная дыра, которую никогда не заполнить.

«Я ощущаю собственную никчёмность по сравнению с отцом». Фигура отца для Собчак – это что‑то огромное и недостижимое. Она вынуждена делить его со всей страной. Ксения всё еще продолжает жить в тени Анатолия Собчака, ведя внутри себя битву за свою уникальность с желанием быть продолжением отца. Это не добавляет психологического здоровья Ксении, порождая новые витки проявления неврозов и комплексов.

Для оправдания своего не всегда адекватного поведения Ксения придумала образ «Ксения Собчак – скандальная и эпатажная». Вернее, она придумала так говорить. Это удобно. Если она скандалит, значит, она в образе. Это у неё такая роль, а не то, что вы там себе подумали. Ведь на самом деле она очень дружелюбная и интеллигентная.

Но даже если такая защитная маска и была, то она уже давно срослась с Ксенией Собчак и стала её неотъемлемой частью. Если же наша героиня действительно может существовать в двух ипостасях, то следующий психологический портрет Ксении Анатольевны от HR adviser будет уже с психиатрическим уклоном, и мы поговорим о биполярном расстройстве личности Собчак.

С интересом будем следить за развитием событий.

Фото: Александр Корольков / РГ

URL: https://babr24.com/msk/?IDE=225822

bytes: 17330 / 15346

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Соня Нореман, обозреватель.

На сайте опубликовано 407 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Приключенческий уикенд. Серебро пса Артура и бронза «Золота Умальты»

Как и неделей ранее, сразу три новинки минувшего уикенда вошли в топовую пятёрку кинопроката. Однако лидер остался неизменным. По данным портала Kinobusiness.соm, «Летучий корабль» Ильи Учителя за свой третий уикенд в прокате собрал в кассах кинотеатров 139,8 миллиона рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

19925

12.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

3808

10.04.2024

Видео дня. Миа Гот в слэшере MaXXXine

Кинокомпания А24 опубликовала трейлер хоррора «Максин XXX» (MaXXXine) – третьей части кинотрилогии ужасов и сиквела слэшера «X». Версию с русскими субтитрами предложил YouTube‑канал FRESH Trailers. В центре сюжета – единственная выжившая героиня первой части Максин Минкс.

Филипп Марков

КультураРоссия

8154

08.04.2024

Видео дня. Кристина Асмус, Таисья Калинина и гусь Беляш в трагикомедии «Обе две»

Кинокомпания «Каропрокат» опубликовала трейлер лирической трагикомедии «Обе две» от создателей фильмов «Непослушник» и «Поехавшая». «Дерзкая 14-летняя девчонка по имени Глаша мечтает стать известным режиссёром, но пока живёт с бабушкой в небольшом провинциальном городке.

Филипп Марков

КультураРоссия

16032

06.04.2024

Ненормальный уикенд. Три новинки в топ‑5, но деньги у «Летучего корабля»

«Летучий корабль», как и ожидалось, без каких‑либо проблем сохранил лидерство в российском кинопрокате. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

11381

05.04.2024

Видео дня. Кровавые каникулы Хантер Шафер

Кинокомпания NEON опубликовала официальный трейлер германо-американского фильма ужасов «Кукушка», мировая премьера которого состоялась 16 февраля в рамках секции Berlinale Special Берлинского международного кинофестиваля.

Филипп Марков

КультураРоссия

10799

04.04.2024

Видео дня. «Спойлер» Матвеев и «Красные линии» Гагариной

Сразу два потенциально успешных российских сериала с одинаковым рейтингом ожидания получили трейлеры в конце минувшей недели.

Филипп Марков

КультураРоссия

11057

02.04.2024

Неизъяснимый закон судеб. Лучшее из пьес Гоголя к юбилею автора

Поэма «Мёртвые души», сборники повестей «Миргород», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Петербургские повести», пьесы «Женитьба» и «Ревизор»... 1 апреля литературный мир отмечает 215‑летие великого русского писателя и драматурга Николая Васильевича Гоголя. Николай Гоголь.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

9193

01.04.2024

Сказочно-непорочный уикенд. «Летучий корабль» возглавил прокат

Прежде чем приступать к анализу минувшего уикенда в российских кинотеатрах, отметим, что на посещаемость кинозалов и, соответственно, на сборы релизов существенно повлияли события в «Крокус Сити Холле» и объявленный затем общенациональный траур. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

12493

30.03.2024

Видео дня. Как незнакомцы стали незнакомцами (18+)

Кинокомпания Global Film представила локализованный трейлер нового американского хоррора «Незнакомцы: Начало» (The Strangers: Chapter 1) – первой части кровавой трилогии, основанной на триллере ужасов 2008 года «Незнакомцы» от Брайана Бертино.

Филипп Марков

КультураРоссия

9547

29.03.2024

Михаил Ульянов в бронзе. Теперь и в Москве

27 марта, в Международный день театра, в парке «Михайловский сад» столичного Замоскворечья был открыт памятник великому русскому актёру Михаилу Ульянову. Высота бронзовой скульптуры на гранитном постаменте – 3,6 метра.

Филипп Марков

КультураРоссия

12536

27.03.2024

Мастер кинокадра. К 80‑летию Юрия Клименко

Если картина была неинтересна – я за неё не брался. Юрий Клименко В его операторской фильмографии более 50 работ, среди которых культовые картины Киры Муратовой, Георгия Данелии, Сергея Соловьёва, Станислава Говорухина, Алексея Учителя, Алексея Германа.

Филипп Марков

КультураРоссия

21855

25.03.2024

Лица Сибири

Мазур Юлия

Шевченко Иван

Волков Аркадий

Грошева Надежда

Карасев Михаил

Будаев Зоригто

Никитин Анатолий

Алешина Надежда

Касьянова Ирина

Митрофанов Игорь