Екатерина Вырупаева

© АИФ в Восточной Сибири

КультураИркутск

3157

15.08.2007, 17:14

Под крылом шаманских богов

«Разговоры о сохранении национального достояния — что может быть скучнее?», — скажет читатель, и будет не прав. Есть люди, для которых это — не демагогия, не «общее место», а боль души.

«Нельзя допустить, чтобы бурятская национальная культура превратилась в пыль времён. 70 лет её гнули к земле, не давали развиваться. Настало время возрождения», — говорит художница, дизайнер Анжелика Алсаткина.

Для того чтобы вернуть утраченные ценности своего народа, она делает больше, чем все чиновники и политики вместе взятые. «Когда мне в руки попадаются какие-то интересные этнографические материалы, стараюсь с другими поделиться, распространить это знание, — рассказывает художница. — Где бы я их ни выкопала, с какими слезами бы ни добыла, какие деньги бы ни заплатила музеям (потому что доступ к материалам — не бесплатный), никогда добытое не держу в секрете. Потому что каждый художник увидит в этом материале что-то своё. И мне от этого радость. У нас же есть учёные, которые, как скупой рыцарь, прячут находки ото всех. Как так можно? Ведь это наследие всему народу принадлежит».

Основа творчества художницы Алсаткиной — бурятская национальная традиция. Но то, что выпускают в мир её руки — совершенно уникально. Сюжеты, навеянные древними сказаниями, космическими мифами степного народа, на её полотнах обретают плоть и кровь. Графические рисунки, панно, онгоны, обереги, элементы интерьера, в которых обыденное перетекает в фантасмагорическое. Анжелика верит в шаманских богов, в то, что духи предков — соавторы её работ. Она знает то, что раньше причислялось к великим тайнам её народа. И она готова этими тайнами поделиться.

«Чтобы стоять, я должен держаться корней»

— Я хоть и городской житель, иркутянка, как-никак, а тянет меня к нашей земле. После 35 лет особенно это чувствую, — говорит художница. — Мастерская, где я работаю, в Усть-Орде, и я оттуда даже выходить не хочу, не то что куда-то переехать насовсем.

Когда работаешь, родные лица, родная речь, мир природы, который тебя окружает, — всё это помогает. Читаешь Гэсэриаду, и понимаешь: Илиада и Одиссея с нашим бурятским эпосом ни в какое сравнение не идут. Космическое мышление, масштабность — всё это так поражает в мифологии бурятского народа. В детстве снились сны: огромный, с пятиэтажный дом, бык, который меня губами прихватывает за пальтишко, языком руки облизывает, но не зло, а играючи (а бык у бурят — одно из главных тотемных животных). Потом, по прошествии многих лет, спросила у знакомой шаманки, какой она видит человеческую душу. «Огромной, как дом», — сказала она. В сказании о Гэсэре все герои — великаны: в одно мигание они могут облететь весь земной шар.

— Неслучайно во всём мире распространилась мода на шаманизм. Но в этом есть и минусы — там, где мода, там и торговля. Хорошо ли это, если речь идёт о святынях?

— Несколько лет назад я бы оценила моду на шаманизм очень критично, и даже отнеслась бы к этому, как к трагедии. Но сейчас я спокойно смотрю на эти вещи — пройдёт пять-десять лет, и всё встанет на свои места. Шелуха уйдёт. Истинное, самородное золото останется. Одно могу сказать: вещами духовного плана спекулировать нельзя — ведь за всё приходится платить. Ну, заработал ты сегодня много, пустившись в «коммерческий» шаманизм… Но ведь каждому из нас в судьбе отведено какое-то количество богатства и благополучия. И когда человек хапает много, не чураясь никаких средств, он захватывает долю будущих поколений — отнимает у своих детей, внуков, правнуков.

Но в том, что людей интересует наша вера, нет ничего плохого. Если рассуждать прагматически, это большой плюс для развития экологического туризма в прибайкальском крае. Этническое искусство, шаманизм — за всем этим стоит экологическое мировоззрение: бережное отношение к природе, уважение к предкам, пестование своего родового дерева. На этом всё человечество стоит.

Кстати, раньше в мире была мода на Африку. Потом пошло увлечение буддизмом. Сейчас — язычеством. Это — глубинные верования, колыбель всех религий. Любая цивилизация, как бы высоко она ни поднялась в своём развитии, всё равно возвращается в землю: прекрасны и прочны были античные храмы, но и они разрушились. Потому что самый совершенный храм — это природа. И увлечение язычеством отражает то, что витает в воздухе: нужно возвращаться к корням и понять, наконец, что человечество — это единое целое, и Бог — един. В Монголии на Хубсугуле я слушала шаманку Аюн — она взывает к тем же богам, к которым обращаемся и мы. У индейца, приехавшего из Флориды, та же обрядовая процедура, что и у бурят.

— Поскольку в основе ваших работ (немалая часть которых идёт на продажу) тоже шаманизм, не боитесь, что боги разгневаются и перестанут помогать?

— Я стараюсь не разочаровать своих предков — то, что я получила, сразу отдаю, чтобы возрождение бурятской культуры шло дальше. Когда беру в руки детали настоящей шаманской атрибутики, обязательно исполняю обряд жертвоприношения, прошу богов о помощи, объясняю, что делаю не для себя. Но обряды обрядами, а человек должен рассчитывать прежде всего на себя. Потому что не бывает так, что ты помолился, «покапал» — и тебе всё на блюдечке с голубой каёмочкой с неба упадёт. Трудись — тогда и боги, и духи предков тебе помогут.

— В таком диапазоне, как вы, мало кто работает: от графики до дизайна интерьеров и культовых сооружений. А какая из ваших работ самая любимая? И какой материал ближе к сердцу?

— Любимая работа — та, которая ещё не сделана. Из материалов предпочитаю конский волос, дерево, ивняк, металл, а кожу вообще боготворю — это свой тёплый цвет, своя фактура. Техника, в которой работаю, может показаться кондовой, примитивной, но эта лаконичность мне по душе. Когда ты видишь волокнистую структуру дерева, перламутровый блеск и богатый цвет конского волоса, чувствуешь гибкость и прочность ивняка, и как он гнётся в твоих руках, каким мягким и пластичным становится раскалённый металл — боже мой, это же такое удовольствие! Если твоё вмешательство в природу материала минимально, образуется эмоциональная связь, материал начинает работать на тебя. И не нужно каких-то выкрутасов и изощрённости.

Бурятская женщина — это амазонка

— Вы ведь не только художник, но и этнограф — так? Восстанавливаете национальные костюмы, изучаете бурятский эпос. А были у вас неожиданные находки, настоящие открытия?

— Когда восстанавливала костюм бурятской невесты, обнаружила удивительные вещи: на самом деле в основе этого наряда — кольчуга. А вообще, это же была чуть ли не детективная история. В 1993 году в иркутском краеведческом музее я нашла фотографии венцов бурятской невесты, в музейной библиотеке — работу учёного Петри 1923 года с описанием наряда. В университетской библиотеке мне тоже повезло: попался сценарий, написанный Инкижиновым (это наш земляк, выходец из Боханского района, который снимался у Пудовкина в фильме «Потомок Чингисхана», стал голливудским актёром). На основе этих материалов наряд невесты предстал в виде оперения птички. Кстати, у хоринских бурятских родов тотемное животное — птица лебедь. И вот это созвучие заинтересовало меня. Потом в Улан-Удэ в музее истории Бурятии остальные «концы» обнаружились. И что интересно, все детали костюма невесты напоминали элементы кольчуги: яловая кожа, крупные пластинки осеребрённого металла, головной убор — как шлем.

— Это имеет какую-то историческую подоплёку?

— Конечно! Раньше на предбайкальской территории (место обитания северных бурят) был матриархат. И есть этнографические ссылки на то, что тут существовали воинские культы амазонок — женщин-наездниц, женщин-воительниц. Это можно пронаблюдать не только по свадебному наряду бурятской невесты, но и по украшениям, по пантеону божеств. Впрочем, не только война, но и любовь отражены в наших улигерах. У нас есть богиня чувственности — оборотень, она могла превратиться в хищную птицу. Считается, что она очень красива, но всегда прикрывает рот рукой — потому что прячет окровавленный клюв.

Тоска по родному языку

— Говорят, сохранишь язык — сбережёшь народ. О возрождении бурятского языка было много разговоров. А как на деле?

— Сложно сохранить свой язык, когда всё вокруг — и преподавание в школе, и телевидение, и книги — на русском. Когда видишь азиатское лицо по телевизору, радуешься: хоть один ведущий на нашу полуазиатскую Россию. По воспитанию мы — европейские люди, а обличьем, генетикой — азиаты. И это — одна из причин внутреннего конфликта, который присущ нашему народу. Сыновья сейчас журят меня, что в своё время не научила их бурятскому языку. Но я ведь и сама начала говорить только после 32 лет. Так что нужна государственная поддержка языков малых народов. А ещё известный факт: народ сохраняется, если обладает своими землями — привычным ландшафтом, в котором живут веками, родными выпасами, реками… Своя земля даёт самое главное — чувство безопасности, ощущение того, что есть пространство для жизни, а значит, есть будущее для наших детей. И только если каждый народ чувствует себя в безопасности, когда нет страха быть стёртым с лица земли, в стране мир. И конечно, есть мнение, что в связи с утратой автономии буряты потеряют больше, чем обретут. Но я — оптимистка, и верю, что этого не произойдёт. 11 хоринских родов 300 лет назад ходили к Петру Первому, чтобы закрепить за собой земли, на которых буряты живут до сих пор. И право такое они получили. Но все эти угрозы потерять свой эпос — ничто по сравнению с тем, что люди сами делают со своей жизнью. Больно смотреть, как спивается бурятский народ. Извините за признание, но я готова сделать всё, чтобы мои сыновья жили вне такой среды. Говорю как мать, пусть это и не патриотично. Пусть уж лучше за границу уедут.

— Быть гражданином мира — не позор. Тем более что вашему старшему сыну прочат будущее второго Даши Намдакова.

— Да. И, возможно, так он сможет рассказать миру гораздо больше о бурятском народе, о его традициях. Конечно, у него своя творческая судьба. Намдакова долго ещё никто не сможет перехлестнуть. Но и у сына моего есть свой дар видеть и воплощать красоту. Он учится в Санкт-Петербурге, в Высшей художественно-промышленной академии им. Мухиной. В основном занимается ювелиркой — работает с бриллиантами, драгоценными металлами.

Некоторые его работы имеют сертификат «Изделие, являющееся достоянием России и российского народа». Очень надеюсь, что его творческая судьба сложится удачно. Талант даётся человеку, когда в нём сублимировано, кристаллизовано желание, чаяние целого народа. Поэтому к своему дару нужно относиться бережно. Я это всегда повторяю.

***

Анжелика Алсаткина родилась 4 августа 1961 года в городе Иркутске, где окончила детскую художественную школу, архитектурный факультет Политеха. В 1983 году вместе с мужем по распределению уехала в город Краснокаменск Читинской области. В 1992 году с семьёй переехала в посёлок Усть-Ордынский. Организовала там первый в истории УОБАО окружной центр художественных народных промыслов с выставочным залом, дизайнерской, столярной, швейной, ювелирной мастерскими. Изучала и собирала в экспедициях материалы по декоративно-прикладному искусству предбайкальских бурят. С выставками своего центра побывала в Москве, Томске, Красноярске, Иркутске, других городах.

Екатерина Вырупаева

© АИФ в Восточной Сибири

КультураИркутск

3157

15.08.2007, 17:14

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=39347

bytes: 11188 / 11167

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

6345

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9135

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

8745

19.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «На рубеже веков», мастер-класс «Мятая чайная пара» и спектакль «Никита ищет море»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 19 по 24 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11184

18.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6084

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5849

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13033

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11639

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

7305

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

22197

06.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Ступени к мастерству», мастер-класс «Эльфийский салатник» и спектакль «Девочка из города»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 марта в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16113

04.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

24582

01.03.2024

Лица Сибири

Орноев Владимир

Сек Владимир

Баранов Юрий

Носков Петр

Шишмарёв Виталий

Бабкин Николай

Левченко Андрей

Заречный Валерий

Глисков Александр

Романов Максим