Сергей Шмидт, февраль 2005 г.

© Babr24.com

КультураИркутск

6458

05.03.2006, 10:23

Сероватов сделал Равеля одной левой, или призрак "желтой угрозы" в храме Иркутской культуры

Непросто человеку, не имеющему музыкального образования и не являющемуся завсегдатаем филармонии, писать о филармоническом концерте. Однако же пора подтачивать монополию остепененных искусствоведов на темы такого рода.

Ниже сумбурные впечатления о концерте в Иркутской филармонии, который состоялся 18 февраля сего года, принадлежащие человеку, который, что называется, «из другой тусовки».

Прошлая неделя была неделей перекорма иркутских музыкальных ценителей фортепьянными концертами. Один за другим – целых четыре штуки. В этом ряду именитых гастролеров выделялся Константин Сероватов, исполнивший партию фортепьяно в концерте ре мажор для левой руки Мориса Равеля.

У К. Сероватова есть свой «послужной список». Коренной иркутянин. Выпускник музыкальной школы во втором Иркутске, которая по количеству знаменитых выпускников может претендовать на место «первой» музыкальной школы города. Учился в аспирантуре Санкт-Петербургской консерватории. Лауреат международного конкурса. Бесспорно, самый популярный в нынешнем Иркутске пианист. Очень сдержанный и немногословный человек, играющий без какого-либо декоративного артистизма. Но играющий так, что слушатель забывает обо всем. В первую очередь о том, что филармония хороша для удовлетворения эстетических потребностей, а также удобна для публичной демонстрации своего интеллигентского статуса. Сероватов выталкивает музыку за пределы какого-либо эстетства, оказывающегося в моменты его игры всего лишь одной из систем социальных условностей. То практически «животное» растворение в музыке, который современный слушатель привык искать в джазе, в роке, в электронном дансинге, можно обрести на Сероватовском исполнении классики. На гораздо более трезвую голову и за гораздо меньшую цену.

Так и 18 февраля Сероватов выступил гениально. «Вот и все об этом человеке», как говорила Шахерезада.

Однако нет. Добавлю еще немного. О том, что кулуарном шепоте, как обычно на его концертах, можно почувствовать беспокойство публики по поводу кумира. Как долго еще ему суждено выступать в Иркутске? Публику можно понять. Не хочется о грустном, но вспомним, какое количество талантливых людей в последние годы не смогли найти себе места в Иркутске. То есть в городе, жители которого вот уже столько десятилетий из-за дурацкой фразы умнейшего из русских литературных классиков пребывают в благостной уверенности, что живут в исключительно «культурном» населенном пункте.

Между тем «культурный город» спокойненько растранжирил все свое театральное своеобразие – одаренность Вячеслава Кокорина, Ивана Вырыпаева, Валерия Шевченко оказалась востребована в других городах и весях. Эти люди не требовали премий, дач, решения квартирного вопроса. Они просто не умели проявлять необходимую гибкость в отношениях с власть предержащими. Просто хотели жить и работать в Иркутске. Не получилось.

Поневоле задумаешься, не угрожает ли сей преследующий иркутские таланты и постыдный для нашего города рок выдающемуся иркутскому пианисту? Ведь у местных чиновников от культуры может просто не хватить времени для того, чтобы обратить внимание на очередной иркутский «феномен». Она заняты очень серьезными делами – в лучшем случае устройством помпезного фестиваля «Сияние России», в худшем – поддержкой гастролирующего колдуна Грабового. Не прирастет ли Сибирью в очередной раз богатство и величие России без всякого обратного эффекта?

К тому же сам симфонический оркестр раздираем интригами и противоречиями. И хотя даже такому дилетанту как я совершенно очевиден тот парадоксальный факт, что под руководством второго дирижера наш оркестр звучит во сто крат раз лучше, чем под руководством дирижера главного, разумного окончания «симфонической войнушке» нет и не предвидится. Оркестр наш называется Губернаторским. К сожалению, рассчитывать на музыкальность, отпечатанную на лицах наших губернаторов, не приходится. Быть может музыканты поучатся у своих великих предшественников?

Например у Мориса Равеля, чью музыку они так мастерски исполнили в субботний вечер. Равель написал второй концерт ре мажор для австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего в Первую мировую войну правую руку. Поясняю намек. Равель – француз, Витгенштейн – австриец. В войну их отечества воевали друг против друга. Парадокс – француз Равель служил шофером в медицинской бригаде, а австриец Витгенштейн потерял руку. И это не помешало французу написать гениальное музыкальное произведение, а австрийцу гениально его исполнить в 1931 году.

75 лет спустя Константин Сероватов продолжил традицию великих исполнений этого Равелевского концерта.

Теперь давайте о веселом.

Сероватов выступил в первом отделении. В антракте наблюдалось любопытное явление. Поклонники Сероватова получали в гардеробе одежду и отправлялись домой, ибо во втором отделении им «угрожал» Шостакович. Я улыбнулся, вспомнив о том, как в одном из провинциальных оперных театров, в который на роль Ленского был приглашен Николинька Басков, перекроили оперу Чайковского. Ленского не стали убивать перед антрактом, как это обычно принято, а немного «продлили» его присутствие на сцене на следующее действие. Чтобы публика, потеряв из-за предательского выстрела своего кумира Баскова, не разбежалась. Будь я постановщиком, я бы обязательно изменил сюжет так, чтобы Ленский убивал Онегина и романировал с Татьяной Лариной до последнего. Вот это было бы настоящее современное, интерактивное (опера – публика) прочтение классики. Однако мне остается только бесплатно подарить эту постмодернистскую идею будущим постановщикам.

Итак, о Шостаковиче, столетие которого празднуется в этом году. Я поклонник всех его симфоний, ибо ни у какого другого композитора невозможно встретить столь впечатляюще воплощенную в музыке тревожность как таковую. Исполненная первая симфония Шостаковича была написана им в 19 лет. Здесь только чувствуются намеки на будущие отличительные черты творчества величайшего русского симфониста - плотный скрипичный саунд, душераздирающие духовые, в общем музыка, которая то создает ощущение бензинового пятна, расплывающегося по воде, то превращается в морской шторм. В одной совковой музлитовской книжке этой симфонии была посвящена потрясающая в своем идиотизме фраза: «идейно незрелое произведение, поражающее обилием новых идей». Замечу, что и в жизни интересно все идейно незрелое, но поражающее новыми идеями.

Первое триумфальное исполнение этой симфонии Шостаковича состоялось в 1926 году. Это просто удивительно. Подумать только – еще несколько лет назад Россия была залита кровью гражданской войны. А теперь не добежавшие до Врангелевских пароходов буржуи и хамоватые нэпманы вперемешку с простецкими пролетариями и молодцевато-боевитыми еврейскими комиссарами в кожанах и с наганами сидели и балдели от музыки, которую поймет не каждый выпускник консерватории.

Комиссаров я вспомнил не случайно. Ни для кого не секрет (это не только юмор от первого канала, но и правда жизни), что если устроить взрыв в любой провинциальной филармонии во время концерта, то мечта антисемита по окончательному решению еврейского вопроса в одном отдельно взятом городе будет реализована тут же. Я оглянулся окрест себя, рассчитывая рассмотреть солидную публику, на лицах отдельных представителей которой можно прочесть тексты последних писем от детей из "земли обетованной" и общую печаль – а доведется ли встретиться с детишками вновь? Оглянулся и чуть не упал. За мной сидело два ряда молодых, аккуратных китайцев с раскрытыми ртами. В это невозможно было поверить. «Истероидные патриоты» ищут следы желтой угрозы на рынках и стройках, а тут – в Иркутской филармонии – сидели живые китайцы и слушали Шостаковича.

Я забыл о музыке и почувствовал, как падает геополитический занавес. Можно не бояться глобальных прогнозов - XXI век не станет «веком Китая». Ибо «поднебесная» капитулировала. На земле наступил век Шостаковича.

Сергей Шмидт, февраль 2005 г.

© Babr24.com

КультураИркутск

6458

05.03.2006, 10:23

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=28282

bytes: 7836 / 7836

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Сергей Шмидт, февраль 2005 г..

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

4621

03.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

7401

02.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

6063

01.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 30 апреля по 5 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11201

29.04.2024

Премьера, которой не было. Очередная «удача» Музыкального театра

Далеко не первый, но весьма оригинальный казус случился с Отделом работы со зрителями Иркутского музыкального театра, в котором, напомним, не покладая рук трудятся дочь директора театра Татьяны Мезенцевой Анна Коротущенко под неусыпным руководством сестры директора театра Евгении Шагиной.

Филипп Марков

КультураИркутск

9895

29.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

8035

28.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

22014

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6791

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

6418

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Беседы королей», спектакль «Последний срок» и литературный час «Васюткино озеро»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 23 по 28 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13463

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Рождественские грёзы», концерт «Весенняя рапсодия» и игра «Это просто космос»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 16 по 21 апреля в Иркутске пройдут мастер-классы, игры, спектакли и концерты. Литературно-фольклорный утренник «Не боимся мы Ягу!

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15444

15.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

5395

10.04.2024

Лица Сибири

Мушникова Анастасия

Лукин Валерий

Морозова Маргарита

Клюев Максим (епископ Максимилиан)

Голышев Валентин

Агапитов Михаил

Ситников Анатолий

Шевченко Яна

Ермаков Иннокентий

Стрельцов Анатолий