Артур Скальский

© Байкальские Вести

Гео Иркутск

2301

20.07.2005, 13:26

Монголия отмечает Надом

Пишу о том, чем живу, чем дышу, - о Монголии. Хочу о России также - не получается. Мачеха она для меня. Третий год я приезжаю к ней в гости из Монголии, убеждаясь в очередной раз, что мы, учителя, как были, так и остаемся существами, желающими выжить. Выжить здесь я не смог. 12 лет директорства в 71-й школе, несколько лет свободного плавания в журналистике - это было. Обретение себя как надобного в Монголии - это есть. Страна, где слово "учитель" звучит по-прежнему гордо.

Глагол "надох" в монгольском языке означает играть, веселиться. И вот уже кои веки летом играет и веселится вся страна. После победы Народной революции в 1921 году этот праздник отмечается со дня победы - 11 июля. Официально два дня - 11-12-го, неофициально - как бог на душу положит.

Надом - это не просто традиция. Это - характер нации, ее устои, не пропавшие, а, наоборот, крепнущие и добавляющиеся наложением современности, но не утратившие своей первозданной истинности, значимости и настоящности.

Сегодняшняя Монголия очень сильно отличается от той, какой ее видели многие тысячи советских солдат, офицеров, специалистов, рабочих. Она давно перестала быть "не птицей и не заграницей". Она не так проста, как кажется нам, великороссам, Она - в некоторых отношениях - уже впереди нас. Но она по-прежнему Монголия.

Мы живем в приобретении и отрицании. Боимся лишиться старых праздников, но приобретаем неожиданные новые, забывая их народно отмечать. День Российского флага - тому пример. Мы с упорной настойчивостью продолжаем по воскресеньям (начиная как минимум с четверга-пятницы) отмечать советские профессиональные праздники. Вот и в минувший выходной отметили День металлурга.

А Монголия в своей приверженности к истинно народным праздникам, берущим корни из далекого далека, даже в советские времена осталась им верна.

Сегодня (и вчера) вся Монголия от мала до велика гуляет Надом. А это значит, что во всех багах, сомонах, аймаках и, конечно же, в столице у всех на языке и в уме только Надом, и больше ничего.

У бурят есть Сур-Харбан. Объяснять им значимость "Надома" не надо. Нам, русским, такое народное явление требуется растолковать. Прежде всего потому, что такого искреннего всенародия, к сожалению, у нас нет. Даже великий День Победы наши вожди умеют заорганизовать так, что, например, - последнее 60-летие свидетельство тому - оно превращается в пир во время чумы. Выстреливая миллионы в воздух, перегораживая столицу для высокопоставленных гостей, меньше всего думают о народе.

Монголия другая. Потеряв в названии страны слово "народная", она остается таковою прежде всего в таких праздниках, как Надом.

Не юродствую, нет, но даже наши традиции празднования Нового года блекнут перед Цагаан-Саром - монгольским Новым годом по лунному календарю, когда не работает вся страна, когда, начиная с раннего утра, вся молодежь должна, обязана навестить своих стариков, когда вся семья должна быть в сборе.

Надом, в отличие от Цагаан-Сара, праздник общественный. И к тому и к другому готовятся задолго. Главное в "Надоме" - суметь отличиться. Причем это всегда было в увязке с доходами (ну какой бедняк сможет вырастить достойного коня), но одновременно и независимо от них - в той же борьбе или стрельбе из лука.

Надом - это национальное троеборье с многочисленными современными дополнениями. И все это перемешано всюду присутствующим мясом и несметным количеством водки.

О водке отдельно. Имея чуть меньше населения, чем наша область, Монголия обзавелась еще в 2002 году 109 водочными заводами и девятью пивными. При этом если будешь идти с банкой пива по улице, то тебя, несмотря на национальность, заберут в полицию.

Итак, Монголия празднует Надом. Центром праздника по традиции является Улан-Батор. Сегодня он сто очков вперед даст Иркутску по количеству ресторанов, кафе, баров, чайных, ломбардов, парикмахерских, химчисток, аптек, такси, мобильных телефонов, частных школ, детских садов.

На два с половиной миллиона населения Монголия имеет более 190 вузов, о водочных заводах уже сказано. Но более подробный разговор об этом попозже, ведь сегодня Монголия гуляет Надом.

Открывается он, как обычно, национальной борьбой - единственный вид спорта, где заслуженным мастером можно стать без мировых титулов. У монголов борьба не имеет ограничений, привычных для Европы. Наблюдать эти соревнования одновременно и сложно, и потрясающе интересно. Здесь нет таких понятий, как возраст, весовая категория, границы площадки, время.

Центральный стадион (пустующий весь год) в это время переполнен. Это то же самое, что финальный матч "Сибсканы" с "Водником", что коррида в Испании. Участников от полутысячи и за тысячу.

Проиграл - уходи. Выиграл - иди дальше. Одежда у борцов особенная - шуудаг и зодог (бандажные плавки и специальная майка, особо прочные, способные выдержать вес в сотни килограммов), а в церемонии представления немаловажны еще и шапка, и обувь.

Будучи долгое время в составе Китая, Монголия, несмотря ни на что, сохранила верность красному (тибетскому) ламаизму. Советские времена внесли в традицию дополнения. Кроме священнодействия лам обязательным является процедура потрясающе оригинального кружения каждого борца вокруг национального знамени. Как готовые взметнуться в небо орлы, кружат они, приплясывая, похлопывая себя по всем мышечным частям тела, благодарят Бога, государство за предоставленную им возможность сражаться и, если повезет, идти дальше.

А побежденный должен расстегнуть свой зодог и обязательно пройти под рукой победителя.

"Сокол", "слон", "лев" - эти звания получают те, кто сумел пройти в главных соревнованиях пять туров и более. Победителю же присваивают имя Исполин. Если удалось победить дважды, то это уже Народный исполин. После третьего, пятого и седьмого туров надомских состязаний секунданты торжественно, мелодично-растянуто произносят восхваления в честь своих борцов.

В послесоветские времена возобновилось правило угощения. Победитель берет из освященной ламами чаши кусочки (не знаю этого у нас подобного) сухого молока и разбрасывает их зрителям - приобщение к победе, благодарность, вызов соучастия.

Монголы воспитаны в духе благодарности. И даже борьба при всей ее соревновательности великочувственна и красива.

Второй вид соревнований - стрельба из лука. Нет, это не та стрельба, что известна иркутянам. 502 метра - такой рекорд был засвидетельствован еще в 1926 году. "Изумительно меткий", "Старательно меткий", "Надежно меткий" - титулы, которыми награждаются победителем. Перед этим стоит обязательно "мэргэн" - и мудрый, и разумный, и меткий.

Ритуал проведения турниров лучников совершенствовался на протяжении веков.

Одним из древних видов состязания лучников являлась стрельба с мчащегося коня по цели. Мишенью служили мячики, укрепленные на столбах высотой 1,6-1,7 метра, или натянутые на столб овечьи шкуры.

Современные соревнования по стрельбе из лука проходят в три тура. По мишеням - кожаным мячам искусной работы – мужчины стреляют с расстояния 75-80 метров сорока стрелами, а женщины - с расстояния 60 метров двадцатью стрелами. При поражении лучником цели стоящие вблизи мишени судьи вздымают руки и мелодично провозглашают "попал".

А скачки - это что-то особенное. О них – отдельный разговор.

Валерий Александров
Иркутск - Улан-Батор

Артур Скальский

© Байкальские Вести

Гео Иркутск

2301

20.07.2005, 13:26

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=23016

bytes: 7248 / 7229

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Лица Сибири

Хохряков Евгений

Стрельцов Михаил

Бобков Игорь

Тулохонов Арнольд

Зимин Михаил

Фаразутдинов Радик

Галажинский Эдуард

Журавлев Владимир

Большешапов Михаил

Юсфин Фред