Елизавета Старшинина

© Пятница

Общество Иркутск

2089

18.06.2005, 14:26

Россияне мы или русские?

Мигранты осваивают Сибирь всерьез и надолго. Уже обозначились своеобразные места их "компактного проживания". Все больше в Иркутске появляется вывесок с нерусскими названиями: "Шемаха", "Джейхан", "Сумгаит". Все это тревожит коренных сибиряков. Мигранты более сплоченные, более дружные, а часто и более успешные. Очевидно и то, что они лучше, чем мы, знают свою культуру, обычаи.

На этом ярко выраженном национальном фоне мы начинаем бояться за себя, за свою национальную идентичность. Начинаем задумываться: ну а мы-то кто? Советский народ? Россияне? Сибиряки? Славяне? Азиаты? Русскоязычные? Или все-таки — русские?

Почему нам стыдно?

До революции русских объединяли вера, единое государство, традиции, любовь к Родине, имперское сознание. После 1917 года понятие "русскости" всячески изгонялось из обихода. В годы коллективизации любое указание на русские интересы квалифицировалось как проявление "великодержавного русского шовинизма". А затем русских и вовсе пытались превратить в ядро нового, советского, народа. От них требовалось раствориться в "новой исторической общности людей". Поэтому на излете советской эпохи русский народ оказался наиболее денационализированным из всех крупных этносов СССР.

По данным социологов, за год до распада Советского Союза, когда страну сотрясали "парады суверенитетов", до 80% этнических русских называли себя прежде всего советскими. Не более четверти русских могли назвать хоть один признак национальной идентификации. В связи с этим мы попытались узнать у иркутян, среди которых были известные люди и простые обыватели, что значит в современном русском сознании быть русским, как выглядит этническая идентичность русских с точки зрения самих русских? Как они в себе чувствуют эту русскость? Что нас объединяет как нацию, кроме общего языка и обычаев? Что нас отличает от других?

Простые вопросы, но оказалось, что публичным людям говорить на эту тему как будто было неудобно. Самые распространенные ответы были: "У нас столько кровей намешано" и "Мы — сибиряки". Говорить о себе "я — русский" почти никто не решился. Думается, что это результат дискредитации "русского фактора" в общественном сознании в начале 90-х годов, когда возникли различные националистические организации вроде "Памяти", а различные демократические СМИ развернули антинационалистическую кампанию. Поэтому говорить на эту тему стало не только неприлично, но и небезопасно. Скажешь: русский вопрос, тут сразу всплывет вопрос еврейский, а там, того и гляди, запишут в макашовцы, баркашовцы и дремучие юдофобы. Хотя при чем здесь еврейский вопрос, когда мы говорим о русских?

Русские о русских

Однако то, что проблема не обсуждается публично, не означает, что она не обсуждается вообще. Русские любят поговорить о себе в неформальной обстановке. И в этих разговорах выясняется много интересного и противоречивого.

Примечательно, что на вопрос о том, что отличает их от других народов, русские не очень сильно обращают внимание на внешние признаки, то есть на антропологический тип. Применительно к русским не так важно, какого цвета у них глаза, волосы. Оно и понятно. Россия большая, и русские, живущие, скажем, в Пскове или Вологде, внешне очень сильно отличаются от русских забайкальцев. Другие внешние атрибуты принадлежности к русской нации, такие как приверженность традициям, обычаям и православию, также почти никто не упоминал. То есть это на сегодняшний день для русских не так актуально. И, несмотря на то что массовая культура сегодня активно навязывает нам ухарски-молодецкие, сермяжные и даже приблатненные представления о русских, я ни от кого не услышала, что русские — это "баня, водка, гармонь и лосось.." Это обнадеживает.

Люди больше говорят о неких глубинных и даже потаенных свойствах русского характера. Например, Александр Новиков, исследователь истории белого движения, после долгих раздумий отметил, что русские отличаются "особой совестливостью". По его словам, русский человек чурается творить зло, искать выгоду. Александр Александров, председатель общества "Мемориал", отметил присущую русским широту души, душевность, готовность к самопожертвованию, отсутствие высокомерия. По словам публициста Семена Максимовского, русские — незлобливый народ, потому что их трудно рассердить. Владимир Невзоров, директор Института региональных проблем, отметил, что русских отличает эгоизм, эгоцентризм и индивидуализм. Причем, по словам ученого, эти особенности характера нельзя рассматривать только в негативном аспекте. Ведь над русскими всегда довлело самодержавие, и индивидуализм был реакцией на это давление.

Хождение над бездной

Из разговоров с иркутянами также выяснилось, что русский характер предполагает предельность желаний по принципу "все или ничего". Эту контрастную природу русской души подтверждают, кстати, великие наши писатели и поэты. А.С.Пушкин выявил формулу, отражающую суть русского человека: "Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю". Его герои — либо мятежники (Пугачев), либо сочувствующие мятежникам (Гринев).

Мятежность в крови русского человека. А с другой стороны — поразительные смирение и кротость. Главные герои Достоевского — это либо тишайший князь Мышкин, либо безудержная Настасья Филипповна. Кругом крайности. Причем саморазрушительное начало, опасное хождение у бездны на краю в русском сознании воспринимается не как недостаток, а как несомненное достоинство: "Чую с гибельным восторгом — пропадаю..." (Владимир Высоцкий).

Жалость к униженным и оскорбленным

Теперь что касается любви к Родине, к родной земле. Любовь вроде бы пока еще есть, но не такая, как раньше, чтоб за эту родину жизнь отдать. И проявляется она не столько в стремлении ее освоить или облагородить, а в страхе потерять хотя бы пядь своей земли, запущенной и поросшей вековым бурьяном. Любимая тема русских писателей-эмигрантов — тоска по этому самому запустению и бурьяну. При этом надо заметить, что появилось целое поколение, которое эту родину не то чтобы ненавидит, но уж точно не любит.

— Да за что же ее любить, — сказал бывший соотечественник, приехавший из Штатов погостить у родственников. — Это все выдумки про ностальгию. Никакой ностальгии нет, а есть ужас от бомжей, бандитов, грязи и жлобства.

Еще одним национальным свойством своего характера русские называют "жалостливость к униженным и оскорбленным". Однако ни в чем конкретном эта жалостливость не проявляется. От одной женщины я услышала очень характерную поговорку: "Не можешь помочь, так хоть посочувствуй". Такое немыслимо услышать у других народов. Китаец, к примеру, сразу же начнет помогать соотечественнику, а скандинав или американец уж точно жалеть не будет. У них, по-моему, даже слова такого нет — "жалостливость".

Также русские любят говорить о своей удивительной терпеливости, необычайной выносливости. С этим трудно поспорить: русские веками терпели и монголо-татарское иго, и крепостное рабство, и колхозное, теперь терпим монетизацию, бестолковые реформы, войну. Однако ответа на вопросы, зачем терпим и что в этом хорошего, никто не знает.

Богатые — значит, бездуховные

По словам многих опрошенных, русских от других народов отличает некая духовность. Напомню, что этот замысловатый термин никакого отношения к религии не имеет. Он был введен в оборот в начале 80-х годов XX века писателями-деревенщиками (Распутин, Астафьев, Белов). Под духовностью, видимо, подразумевается стремление к справедливости, безграничное самопожертвование, силу духа... Духовность обычно противопоставляется бездуховности. Бездуховными принято называть людей, оторвавшихся от корней, стремящихся к наживе, богатству. В России, если ты даже мелкий лавочник — значит, бездуховный. Про тех, кто побогаче, и говорить не приходится. К примеру, Чубайс или Березовский. Ими уже малых детей пугают.

Шибко умный!

Разумеется, не все русские идеализируют особенности своего национального характера. Недавно, к примеру, выдающийся русский пианист Николай Петров метко заметил, что русский человек талантлив в упущении птицы счастья. "Талантлив смотрением, как живет его сосед. Не лучше ли, случайно?"

Отсюда и многочисленные анекдоты вроде: "Не та беда, что у меня корова сдохла, а та беда, что у соседа жива", или: "Пойдем на день рождения. — У меня нет подарка. — Так ты просто скажи, что у его соседа дом сгорел. Вот тебе и подарок!".

Молодое поколение русских, получивших приличное образование и ориентированных на западные ценности, все больше подвергает критике основы русского миросозерцания. Знакомый аспирант, собирающийся в скором времени уехать на ПМЖ в Канаду, заявил, что его достали все эти разговоры об "особом предназначении", "мессианстве", "щедрости" русских. Но особенно его угнетает то, что русские не любят умных людей, интеллектуалов, унижая их выражениями вроде: "шибко умный", "больно грамотный", "гнилая интеллигенция".

Русские любят принимать гостей и думать

Еще одним свойством русского человека считается его безоглядное гостеприимство. У нас обычно ходят в гости без приглашения, в любое время и обязательно с бутылкой. Эту привычку сохраняют многие русские, уехавшие за границу. "Меня бесит, что я не могу здесь выпить водки с англичанами, когда захочу", — жалуется на интернет-форуме 32-летний предприниматель Игорь, живущий в Лондоне.

Русские также считают себя трудолюбивым народом. Но, конечно, это своеобразное трудолюбие. Не такое, как у китайцев, например. Чтобы с рассвета до заката и без перекуров. Русские подчеркивают, что "мы долго запрягаем, зато быстро едем". "Русские, — поделился впечатлениями Михаэль из Германии, — принимаются за дело без четкого плана. Долго сидят, обсуждают какие-то глобальные мировые проблемы, потом резко берутся, при этом очень ругаются".

Методичная и целенаправленная деятельность — не в характере русских, это нашло отражение и в художественной литературе. Персонажи западных романов постоянно действуют, пытаются как-то продвинуться в жизни. Герои же русской литературы все время думают, спорят, размышляют, ставят глобальные вопросы: что делать? кто виноват? И эти вопросы до сих пор не дают нам покоя.

Елизавета Старшинина

© Пятница

Общество Иркутск

2089

18.06.2005, 14:26

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=22519

bytes: 10066 / 10017

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Лица Сибири

Мищенко Артем

Соболев Василий

Свидерек Кшиштоф

Кудрук Вячеслав

Перетолчин Виталий

Демиденко Ольга

Ефимова Юлия

Берулава Михаил

Мутко Виталий

Жилкин Вячеслав