Просто сон какой-то. ФМ «16+» в «Аистёнке»

Достоевский, по существу, величайший драматург,
хотя никогда не писал для сцены.
Как обнажающий сильные страсти он ярко сценичен.
Как огромный мастер интриги он бесконечно театрален.
Владимир Немирович-Данченко

Трудно представить, каким образом может «прогреметь» премьера в театре на 180 мест, да ещё и с 50‑процентной заполняемостью зала. Однако в случае с «Дядюшкиным сном» в Театре кукол «Аистёнок», впервые представленном на суд зрителей 7 сентября, хочется использовать именно этот звучный глагол. По крайней мере, счастливчики, не побоявшиеся кукольного эксперимента над знаменитой повестью Фёдора Достоевского, покидали театр именно в «прогремевшем» настроении.

За месяц до премьеры Бабр подробно писал о предстоящей постановке, приуроченной к 200‑летию со дня рождения великого русского классика, предположив, что кукольный «Дядюшкин сон» может стать как событием театрального сезона в Иркутске, так и его провалом.

Сегодня можно с уверенностью констатировать, что авантюра, затеянная директором «Аистёнка» Андреем Стрельцовым, удалась, а режиссёр Игорь Казаков максимально бережно отнёсся к материалу, проявив безудержную фантазию точечно и к месту и не удержавшись от провокации, по большому счёту, лишь в одной сцене демонстрации пребывания Князя в доме Натальи Дмитриевны.

Афиша спектакля

«Дядюшкин сон» считается одним из самых театральных произведений Достоевского, но всё же написан он в формате повести, поэтому постановщикам приходится адаптировать его для сцены самостоятельно. Справиться с этой задачей без потери какой‑либо сюжетной линии удаётся далеко не всем, а воплотить оригинальный финал не удалось пока вообще никому. Проблема в том, что события последней главы автор описывает от третьего лица без реплик героев, придумывать которые за Достоевского смельчаков нет. Именно поэтому в большинстве театров Князь остаётся жив, а Зина так и не выходит замуж.

К чести режиссёра иркутской постановки им не были принесены в жертву динамичности и веселью ни линия умирающего учителя Васи (пусть и совсем поверхностно, зато очень образно), ни сцена «вразумления» Марьей Александровной взбунтовавшегося Мозглякова, зачастую вырезаемая режиссёрами как мешающая складному построению сюжета. Более того, именно эти две картины получились одними из самых ярких в спектакле благодаря оригинальному кукольному решению и блистательной игре Анастасии Усольцевой и Романа Бучека.

Сцена из спектакля

Под стать своим образным и характерным куклам были исполнители не только главных, но и второстепенных ролей: мстительная охотница до чужих секретов Настастья Петровна, слабая до горячительных напитков полковница Карпухина, мордасовские дамы Анна Николаевна, Наталья Дмитриевна и Фелисата Михайловна, срочно вызванный из деревенской ссылки супруг Марьи Александровны Афанасий Матвеевич в исполнении Романа Зорина. Очень хотелось поимённо отметить всех актёров, но, к сожалению, знание в лицо труппы «Аистёнка», особенно молодого её пополнения, оставляет желать лучшего, а программкой и информацией на сайте театра зрителей обделили.

Откровенно слабым звеном в первый премьерный день стала Зина. Кукла была прекрасна, а вот характера и голосовой подачи определённо не хватало. Можно было бы списать эти проблемы на молодость и неопытность исполнительницы, но режиссёр же не мог не слышать, что его актриса говорит в куклу и зрителю приходится серьёзно напрягать слух даже на первых рядах? Тем более что Зиночка у Достоевского кто угодно, но не тихоня, и мысли она привыкла выражать ясно и доходчиво. Из‑за непопадания в характер героини была потеряна важная линия трепета матери перед дочерью, боязни родительницы, что своенравная Зина расстроит её наполеоновские планы. Не совсем логичным в этой связи выглядел и всплеск откровенности Зины в финале спектакля, хотя стоит отметить, что именно в этой сцене актрисе, освобождённой от громоздкой куклы, удалось донести до зрителя всю гамму чувств своей героини.

Из других недостатков резали глаз стулья из другой эпохи, которые не удосужились даже зачехлить, а также неподобающее отсутствие на руках у Князя перчаток. Кто‑то скажет, что это условные мелочи, но именно из‑за таких мелочей прекрасный в целом спектакль может при каком‑нибудь фестивальном случае попасть под гнев столичной критики.

Сцена из спектакля

На роль Князя К. – того самом «дядюшки», сон которого стал названием повести, – «Аистёнок» пригласил солиста Иркутского музыкального театра и Санкт‑Петербургского театра музыкальной комедии, народного артиста России Владимира Яковлева. Сильный и, скажем так, обречённый на удачу ход, единственным недостатком которого может стать чрезмерная занятость актёра и необходимость подстраивать под него репертуар и гастрольные поездки. Впрочем, иркутские театралы со стажем наверняка вспомнят, что Князь К. в «Дядюшкином сне» – не первая работа Владимира Яковлева на сцене Театра кукол.

Музыкально-сценических произведений на основе повести Достоевского пока ни одним из композиторов не написано, поэтому сыграть Князя для опереточного актёра – большая творческая удача, особенно когда он, что называется, родился для этой роли. Было, признаемся, опасение увидеть набор штампов, особенно учитывая богатый шлейф возрастных ролей Владимира Александровича, но народный артист (один ли, или с помощью режиссёра) удержался от подобных соблазнов, счастливо избежав «перетягивания одеяла», излишнего кривляния и педалирования физических недостатков своего героя, чем грешат многие исполнители этой роли в других театрах. В Иркутске же всё было в меру: достойно, продумано, а в финале даже душевно.

По понятным причинам кукольного воплощения Князя зрители не увидели, хотя именно при создании этого образа фантазия художника Ольги Дворовой могла проявиться во всей красе. Но тут уж нужно было выбирать: либо кукла, либо приглашённая звезда.

Сцена из спектакля

Что касается финала спектакля, то он решён Казаковым вразрез с общепринятыми канонами многочисленных финалов «Дядюшкиных снов», заставляя поклонников писателя широко раскрыть от удивления глаза, а после некоторого размышления признать нестандартный ход, символизирующий торжество бескорыстия, крайне удачным. Подробности раскрывать не будем, оставив будущим зрителям приятную возможность самим порассуждать о вариантах развития событий после того, как перед ними закроется занавес.

В завершение хочется от души поздравить режиссёра, художника, приглашённого народного артиста и весь коллектив «Аистёнка» с большой творческой победой. После того как «Дядюшкин сон» «причешется», избавившись от неизбежных премьерных шероховатостей, в репертуаре театра появится очень достойный спектакль, заслуживающий показа не только перед иркутской публикой.

Правда, пока «накатать» премьеру возможности не будет. В октябрьской афише «Аистёнка» «Дядюшкиного сна» нет. Причина проста: октябрь в графике Владимира Яковлева – петербургский месяц.

Фото: vk.соm/teatr.aistenok

URL: https://babr24.com/irk/?IDE=219380

bytes: 7588 / 7009

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 3448 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

2669

19.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

5595

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5262

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11012

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11184

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

6688

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

20150

06.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Ступени к мастерству», мастер-класс «Эльфийский салатник» и спектакль «Девочка из города»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 марта в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14043

04.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

21337

01.03.2024

Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями

Театральный зритель – создание терпеливое. Особенно когда дело касается фанатичной и безальтернативной преданности любимому театру. Однако любому терпению приходит конец, тем более если объект симпатии проявляет не простое равнодушие, а разбавляет его некомпетентностью и высокомерием.

Филипп Марков

КультураСкандалыИркутск

23033

28.02.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Дети», мастер-класс «Миска-сердце» и концерт «Весна-Джаз»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 27 февраля по 3 марта в Иркутске пройдут концерты, спектакли и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15447

26.02.2024

Премия «Сезар»: триумф «Анатомии падения»

Вечером 23 февраля в парижском концертном зале «Олимпия» состоялась 49‑я торжественная церемония вручения Национальной кинопремии Франции «Сезар». Своих счастливых обладателей нашли 24 статуэтки, не считая почётных премий.

Филипп Марков

КультураМир

6775

24.02.2024

Лица Сибири

Кудрявцев Антон

Матханов Владимир

Цыденов Александр

Овсянникова Елена

Мичурина Наталья

Путин Владимир

Дикунов Эдуард

Воронин Александр

Медведев Александр

Кутищева Вера