Без предрассудков, или «Светлое будущее» Музыкального театра

Потомки обезьяны
Хранят свои изъяны –
Такая уж природа у людей.
В дни нанотехнологий
Есть много аналогий
С проблемами давно минувших дней.

Из спектакля «Светлое будущее»

Пока Новосибирский, Екатеринбургский и Алтайский музыкальные театры делили в Москве «Золотые маски», в Иркутске труппа Музыкального вспоминала постановку прошлого сезона, которую перед уходом на пандемийную паузу театр успел сыграть всего три раза.

Премьера музыкально-сатирической комедии Владимира Баскина «Светлое будущее» по пьесе Валентина Катаева «Дорога цветов» прошла на сцене ИМТ 29 февраля, 1 и 10 марта 2020 года. Спустя почти год, 23 апреля 2021‑го, состоялся четвёртый показ спектакля, который посчастливилось посмотреть автору этих строк.

Скажем сразу, после недавнего просмотра «Женихов» ноги в театр идти отказывались, но любопытство и искренняя симпатия к музыке Баскина, которую иркутяне знают по постановкам «12 месяцев», «Призрак замка Кентервиль», «Подлинная история поручика Ржевского», «Сирано де Бержерак», «Поединок» и «Секрет её молодости», оказались сильнее.

Название, выбранное для нового спектакля, оказалось пророческим. «Светлое будущее» даёт надежду, что всё в ИМТ будет хорошо. Когда‑нибудь. Рано или поздно.

Иркутская постановка – вторая по счёту в судьбе произведения. Однако мировая премьера в октябре 2015 года на сцене Северского музыкального театра также была осуществлена иркутянами – режиссёром Ксенией Торской с декорациями главного художника иркутской драмы Александра Плинта и костюмами Оксаны Готовской.

Кстати, в Северске спектакль, который с успехом идёт до сих пор, называется «Любовь без предрассудков». Название «Светлое будущее» предложил постановщик уже иркутской версии Вадим Данцигер.

Сцена из спектакля «Любовь без предрассудков». Северский музыкальный театр

Сюжет «Светлого будущего» пересказывать не будем – пьеса Катаева интересующимся в помощь. Скажем лишь, что действие происходит в Москве в 30‑е годы XX века. Главный герой – лектор-публицист Завьялов, по ходу спектакля кардинально меняющий свои взгляды от

«Актуальней год от года безграничная свобода»

до

«Здесь мой личный частный дом, а не игрище свободы».

Причиной столь разительных перемен стал пресловутый квартирный вопрос. Когда жена за время твоих похождений успела пустить на жилплощадь другого, молоденькая любовница отдаёт предпочтение комсомольцу, награждённому квартирой, страстная, но мелочная поклонница решает остаться с мужем и шубой, а тебе достаётся одиночество в проходной комнате, уже не до рассуждений о свободной любви и вольном море жизни.

Егор Кириленко в роли Завьялова и Людмила Шер в роли Веры Газгольдер

Замысел мюзикла по Катаеву родился у композитора Баскина в далёком 2008 году после знакомства с легендарным режиссёром и сценаристом Александром Белинским, известным по многочисленным телеспектаклям и экранизациям водевиля «Лев Гурыч Синичкин», балета «Анюта», оперетт «Перикола» и «Марица». К сожалению, поучаствовать в создании музыкального спектакля в качестве либреттиста мэтр не успел, однако его идея дала ростки и в результате вылилась в остроумную музыкально-сатирическую комедию.

В разговоре с Бабром Владимир Баскин признался в безграничной любви к Иркутскому музыкальному театру, на сцене которого впервые увидели свет рампы его лучшие произведения, и отметил актуальность написанной почти 90 лет назад пьесы:

«Вернулись разговоры о морали и нравственности, просто в роли лекторов выступают телеведущие. Огромное количество политизированных программ на всех каналах, где обсуждаются моральные нормативы, ставятся нравственные ориентиры, каким должен или не должен быть российский человек. На первый план выходят призывы к сознательности и патриотизму».

По словам композитора, именно сегодня пьеса Катаева и время, идущее по спирали, удачно сошлись в очередной точке пересечения.

Трудно не согласиться с маэстро. По крайней мере, ощущение злободневности увиденного и услышанного – одно из основных после просмотра спектакля.

Игорь Переверзев в роли доктора, Мария Дербина в роли Маши, Наталия Брянская в роли Поли, Юлия Панченко в роли Лаутской

Добавила актуальности пьесе Катаева сценическая редакция известного сценариста и драматурга Олега Солода, а блистательные тексты петербургского поэта Николая Голя украсили остроумием музыкальные номера.

Музыка Владимира Баскина – лёгкая, в духе показанного на сцене времени, с запоминающимися мелодиями. Конечно, это не уровень «Поединка» и «Сирано», но и Катаев, будем справедливы, не рождает такие страсти и эмоции, как Куприн и Ростан. Некоторые опасения, рождённые тем «объёмом производства», на который в последнее время вышел этот ярчайший композитор современности, всё же были. Однако они развеялись чуть ли не с первыми звуками оркестра.

Шикарный пролог «У нашего сюжета примет новейших нету», задающий тон спектаклю и перекликающийся с последующими массовыми номерами «Во весь опор бегут курьеры» и «Все в этой жизни пациенты», продуманно написанными и поставленными для органичной смены места действия. Дуэт Маши и доктора «Советую принять пирамидону», танго Завьялова «Я не раб, а гражданин», дуэт Тани и Завьялова «Я привык излагать лапидарно и ёмко», уморительный терцет Завьялова, матери и бабушки «Шумел камыш, деревья гнулись», совершенно хитовый терцет Завьялова и четы Газгольдеров «Маркс говаривал недаром», ну и, конечно, финал «Светлое будущее», давший название всей постановке.

Мелодии всех этих номеров напеваешь ещё несколько дней после спектакля. Впрочем, иркутяне прекрасно знают, что когда идёшь на произведение Баскина, к «липучести» его музыки надо быть готовым.

Александр Баязитов в роли Завьялова, Евгения Калашникова в роли Веры Газгольдер, Евгений Рекутный в роли мужа Веры

Режиссёр Данцигер в Иркутске человек почти свой, и он ещё раз доказал, что ему можно доверять. Тем более что, как показывает опыт того же Иркутского музыкального, спектакли подобного плана должны ставить именно драматические режиссёры. Отдельно отметим чуткое отношение постановщика к литературному первоисточнику. После пошлых вставных шуток в спектаклях Анны Фекеты и Николая Покотыло на бережно сохранённом тексте Катаева в редакции Олега Солода отдыхают уши, мозг, сердце и все остальные органы.

Единственная вольность, которую позволил себе режиссёр, – добавленные в спектакль нотки сталинских репрессий, чего, как вы понимаете, у Катаева в 1933 году быть не могло. Однако при этом он умудрился ни на букву не изменить текст, а вот глубина истории усилилась. Более того, как выяснилось впоследствии, даже это решение постановщика было согласовано с авторами.

Вадим Данцигер после премьеры «Светлого будущего»

Вера Щепёткина в роли матери Тани и Александр Зайцев в роли курьера

Сценография «Светлого будущего» от Бориса Шлямина, с которым Вадим Данцигер познакомился в бытность главным режиссёром Нижегородского театра драмы, проста как всё гениальное. Трамвай, ставший символом 1930‑х годов и проходящий лейтмотивом через всю пьесу Катаева, который лёгким движением рук монтировщиков превращается в квартиры Маши, Тани и Газгольдеров.

Конечно, хотелось бы более полного «трамвайного» решения, чтобы разворот декорации «сыграл» не только в начале спектакля, но и при смене мест действия, избавив публику от отвлекающих манёвров монтировщиков. Также как не хватило развёрнутой работы проекционного экрана, который, отработав своё в самом начале и задав атмосферу «краснозвёздной Москвы», весь остальной спектакль играл загадочную роль пустого серого задника.

Сцена из спектакля

Ну и пару слов об исполнителях. Спектакль «Светлое будущее» напомнил, что при хорошем драматическом материале, не требующем особых вокальных усилий, с нашими актёрами состязаться сложно. Даже когда они играют (читай – вспоминают) спектакль после годового перерыва.

Особо порадовали блестящие работы Александры Гаращук в роли Лаутской и Елены Бондаренко в роли бабушки Тани. Убедительны и органичны были и Ирина Мякишева в роли матери Тани, и Игорь Переверзев в роли доктора, и молодёжь в лице Софьи Сучковой и Романа Лукьянчука.

Ирина Мякишева в роли матери Тани и заслуженная артистка России Елена Бондаренко в роли бабушки Тани

Наконец-то не мешал оркестр. Оказывается, пафосное объявление фамилии дирижёра перед началом спектакля – не залог качественного звучания. Отдельный плюс маэстро Михаилу Тарасову и благодарность лично от композитора за «внеклассную работу» по расширению и корректировке партитуры.

Если бы вдобавок к достоинствам постановки в Иркутском музыкальном театре была нормальная звуковая аппаратура, и до публики был бы без потерь донесён остроумный текст… Но увы, об этом пока можно только мечтать. Ну и непобедимый уже десятилетиями люстровый перезвон над зрительскими головами, за что мы должны благодарить проектировщиков, разместивших балетный класс над зрительным залом, и руководство ИМТ, не способное решить эту не самую глобальную проблему.

Так что, если вы готовы терпеть проблемы со звуком и дребезг люстр над головой – добро пожаловать на «Светлое будущее». Если нет – ждите светлого будущего Музыкального театра, от названия спектакля здесь уже ничего не зависит.

Фото: smteatr.ru, vk.соm/irkutskmusicaltheater

Новости Прибайкалья - теперь в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Телеграме!

URL: http://babr24.com/irk/?IDE=213821

bytes: 10485 / 9189

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 2457 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Дизайн-код Томска запустят в 2022 году

Мэрия продолжает работу над проектом дизайн-кода Томска. Он определит внешний облик города – от характеристик рекламных вывесок до вида адресации на фасадах. На публичные слушания проект вынесут во второй половине года. Ввести дизайн-код власти намерены в 2022 году. Фото: Г.

Пепел

КультураОбществоПолитикаМир

6778

11.06.2021

Опубликована программа фестиваля "Благодать"-2021 с участием Дмитрия Ревякина

Стала известна программа фестиваля "Благодать"-2021, который пройдет в поселке Большая Речка с 11 по 14 июня. В рамках фестиваля выступит известный Дмитрий Ревякин, лидер группы "Калинов мост". Напоминаем, что 11 июня он даст концерт в Иркутске, в "Рок-н-Ролл Пабе", начало в 20.00.

Ника Песчинская

КультураОбществоСобытияИркутск Россия

7022

06.06.2021

Польская ирония советской судьбы. Барбаре Брыльской – 80!

Благодаря роли учительницы русского языка и литературы Нади Шевелёвой в культовой новогодней комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» она вот уже 45 лет остаётся любимой иностранной актрисой для миллионов россиян.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

12906

05.06.2021

«Декабристы» в ИМТ: Премьера с большой буквы

22 и 23 мая Иркутский музыкальный театр заставил вспомнить свои лучшие времена.

Филипп Марков

КультураИркутск

24166

04.06.2021

Блогнот. К вопросу о топонимической реставрации в Иркутске

Методологические проблемы реноминации иркутских исторических объектов. К вопросу о топонимической реставрации в Иркутске. Говоря об Иркутске, как об историческом поселении, чаще всего делается акцент на богатстве дошедших до нас архитектурно-исторических памятников.

Александр Снарский

КультураИсторияНедвижимостьИркутск

8736

02.06.2021

Недооценённый секс-символ. К 95‑летию Мэрилин Монро

Всю жизнь я принадлежала только зрителю. Не потому, что великая, а потому, что никому другому я была не нужна. Мэрилин Монро Она прожила невероятно яркую, но очень короткую жизнь, и вошла в историю как прекрасная, трогательная и недооценённая актриса и символ женского обаяния и красоты.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

13750

01.06.2021

Стиль и красота итальянского экрана. К 100‑летию Алиды Валли

Впервые на киноэкранах она появилась в 14‑летнем возрасте и успешно снималась до 80 лет, украсив своим талантом более 110 итальянских, французских и американских фильмов и войдя в историю как одна из красивейших и стильных актрис европейского кино.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11311

31.05.2021

Секс-символ Европы из Голливуда. «Куколке» Кэрролл Бейкер – 90!

В далёком 1957 году она получила «Золотой глобус» в категории «Лучший дебют» и была номинирована на премии «Оскар» и BAFTA в категории «Лучшая женская роль». Это были первые и последние награды секс‑символа 1960‑х, на пике карьеры покинувшей Голливуд и уехавшей в Европу.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

14601

29.05.2021

Спорные пьесы расиста Шекспира

Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира? Гендерно-расовое сумасшествие добралось до великого Шекспира. Как сообщил Daily Telegraph, в лондонском театре «Глобус» начался цикл семинаров под общим названием «Антирасистский Шекспир».

Филипп Марков

КультураМаразмМир

12063

24.05.2021

Источник: директор Жамбалова увольняет двух заместителей и режиссера после скандала в бурятском оперном

В Бурятском театре оперы и балета грядут масштабные кадровые перестановки после скандала с творческим вечером ко Дню Победы.

Андрей Светлов

КультураСкандалыПолитикаБурятия Иркутск

25300

22.05.2021

Не только Каттани. К юбилею Микеле Плачидо

В России он известен в первую очередь как комиссар Коррадо Каттани из первых четырёх сезонов культового итало-франко-германского телесериала «Спрут». При этом кроме «Спрута» он сыграл более чем в 120 фильмах и ещё 15 снял как режиссёр.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

18201

20.05.2021

Британский кореш Тарантино. Тиму Роту – 60!

Худшее, что я могу сделать – это стать предсказуемым.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

20073

14.05.2021

Лица Сибири

Морс Артем

Кошечкина Валерия

Шпрах Владимир

Чупров Сергей

Оль Егор

Толстихин Дмитрий

Энхжаргал Жигмэд

Гринберг Игорь

Шамшур Константин

Афанасьев Александр