Беседовал Борис Пастернак

© Время Новостей Online

Культура Иркутск

2784

13.04.2005, 18:41

Иван Вырыпаев: "В русской литературе что-то зреет, вот-вот прорвет"

В качестве читателя книг в очередную полосу про книжный бизнес приглашен Иван ВЫРЫПАЕВ -- тридцатилетний драматург, сценарист, актер и режиссер.

Его творческая судьба связана прежде всего с московским Театром DOC, а известность Вырыпаеву принес его спектакль «Кислород» -- участник и лауреат многих театральных фестивалей, обладатель премии "Золотая маска" 2004 года в номинации "Новация".

-- Поскольку разговор на полосе идет о поэтических книгах, первый вопрос о стихах. Вы их читаете?

-- Я пробую время от времени читать стихи -- те, что издаются, и самиздатовские. Я был на нескольких клубных поэтических собраниях, там выступали ребята, мои сверстники. Большинство стихов -- «диван-карман», «роза-мимоза» и так далее. Иногда даже видно, что человек не пустой. Но поэзия -- это форма. Как в кино монтаж -- это же способ мышления. Способ мышления должен быть современным. Нельзя сегодня написать хорошее стихотворение тем же размером, каким писал Мандельштам. Время требует другой формы -- и я ее обнаружил. Это рэп. Современная поэзия перешла в музыкальный формат. Русский рэп преломился, вырос через негритянский, европейский, лондонский. Я имею в виду, конечно, не тот рэп, который звучит по радио и телевидению, -- это ерунда, попса. Настоящим русским рэпом занимаются умные, талантливые ребята, как правило, с гуманитарных факультетов хороших вузов. Сами они свой рэп называют лирикой. Это поэзия -- к смыслу слова добавился ритм звука.

-- Есть места, где они собираются, выступают?

-- Да, есть. Мы их по крупицам выбираем. Есть, например, группа со страшным названием «Кровосток». Это проект интеллектуалов, у них несколько отличных стихотворений, исполняемых под музыку, -- достаточно жестких, но вполне содержательных. Я не хочу сказать, что это стихи, которые я люблю, я каждое утро читаю Бродского. У меня маленький сын, вот я ему по утрам читаю Бродского.

-- Не рановато?

-- В самый раз. Но рэп как новая поэзия мне интересен, там больше зародышей нового, чем в поэзии выпускников Литературного института.

-- Рэперы печатаются?

-- Лексика не позволяет...

-- Боже мой, сейчас такое публикуется...

-- Нет. Это вообще отдельная тема для большого разговора -- лицемерие в нашей стране. Это одна из причин нашего плохого политического и социального состояния. Есть матерные слова, которые являются частью фольклора. А есть передача «Аншлаг», где не матерятся, но которую нельзя показывать, потому что это пошлость. Если большими буквами написать все матерные слова и показать моему ребенку, то это принесет ему меньше вреда, чем «Кривое зеркало», от которого волосы встают дыбом. Может, рэперы и хотели бы печататься, но климат, я думаю, для них неблагоприятный. К тому же есть Интернет, им там хорошо.

-- Интернет-литература, по-вашему, существует?

-- Ой, да! Уже появилось даже такое направление, как антилитература. Когда ребята специально начинают делать все, чтобы погубить литературу. Литературщину. Я про себя там читал, что текст свой я «поэтически строю», а зачем, мол, это нужно. И вот я вижу чей-то рассказ, построенный специально так, чтобы не было никакого рассказа. Разваленный сюжет, переставленные фразы... Ничего, кроме концепции. Но концепция эта мне интересна.

-- Что вы сейчас читаете?

-- Письма Рильке. Вышло очень хорошее издание. Там, кстати, есть места о России, они мне кажутся очень актуальными. Потом я занят изучением мифов, даже составляю свое мифологическое древо. Всегда читаю Библию, хотя человек я не религиозный. Сейчас читаю Книгу Иова и одну работу Юнга -- «Ответ Иову». Дело в том, что у меня есть идея -- поставить Книгу Иова на сцене. Это очень серьезная работа, я хотел бы ее сделать вместе с одним болгарским режиссером. Он боится, и я немного побаиваюсь...

-- Современные писатели вам интересны?

-- Я остался очень доволен последней книжкой Пелевина. Любимая его книжка у меня не эта, а скорее «Чапаев и пустота». Но «Священная книга оборотня» -- это метафора современной России. Можно ли любить страну, когда она смотрит на тебя волком?

-- Литературная критика встретила «Оборотня» так себе...

-- Ну что критика... Я часто слышу, как говорят: «Эти пелевины и сорокины». А между ними для меня огромная разница. Я не люблю Сорокина, хотя отдаю себе отчет в том, что он умелый писатель. Но Пелевин не эпатирует публику, а думает, ставит вопросы, пытается их решить. Недавно открыл книгу одного известного писателя... нет, имени не буду называть... Почитал минут пятнадцать, вижу, что просто вода течет. Человек делится своими внутренними переживаниями и ощущениями, но это не имеет ко мне ну никакого отношения! Вот он наверняка осуждает Пелевина.

Перечел ранние книжки Лимонова. Что-то мне показалось совершенно никчемным. Но что-то очень талантливым. Часто возникает вопрос: а стоит ли писателю заниматься политикой? Мол, писал бы себе. В случае Лимонова это невозможно, потому что он не писатель в чистом виде, а акционист. Его книжки можно рассматривать только в контексте его жизни, его акций. И у него, кстати, очень талантливые стихи.

-- Первым номером в продаже идет сейчас книга Оксаны Робски Casual. Читали?

-- К литературе это не имеет отношения, но, безусловно, интересно как некий эстетический феномен. Обычно бедные люди описывают жизнь богатых. А это взгляд «рублевской» дамы на «рублевские» же проблемы. Она знает словарь, названия кафе, реальные цифры... Я вот думаю, как может мой отец, который живет в Иркутске и получает 12 тыс. руб., понять главный конфликт героини, которой придется за 3 млн долл. продать дом, внести за что-то залог и как ей, бедной, с оставшимися двумя миллионами жить? Жизнь ее разрушена... Робски нужно рассматривать не как автора книги, а как саму Робски. Мне предложили сделать сценарий по ее книге. Первая мысль была «не-е...». А потом я понял, что сценарий может быть вполне жестким, если рассказывать не ее историю, а подать ее саму как факт. Появится новый абсурд.

-- Почему абсурд?

-- Потому что Робски -- польстим ей -- вывела нового литературного героя, который мне несимпатичен, но уж какой есть. У этого героя тоже есть нравственные угрызения, но они у него так сдвинуты, что нам это будет казаться пьесой Беккета или Ионеско. Мужа героини убили, и она рассуждает: «Теперь мне тоже нужно нанять киллера. У меня растет маленький сын, и как же я буду смотреть ему в глаза, не убив того человека!» Достоевский такое мог только предположить -- а оно вот оно.

-- Вы занялись, я знаю, киносценариями.

-- Сценарий -- вещь функциональная, главный все равно режиссер. А сейчас вообще началось продюсерское кино. И здесь Россия терпит очередной крах. Я имею в виду все, что случилось с «Ночным дозором» и «Турецким гамбитом». Дело не в том, какие это фильмы, а в том, как это подается. «Российское кино наконец-то стало...» А оно ничем не стало. Это победа не качества, а маркетинга.

-- Но в этих фильмах есть нечто такое, что привлекает публику.

-- Привлекает поглазеть. Но это вовсе не то, чем стоит гордиться стране. Просто очень грамотные, можно сказать, выдающиеся люди этим торгуют. И даже я на «Ночной дозор» купил три билета на свою семью и кассету для родителей -- то есть и мои деньги там есть. А у нас страна крайностей. Другие продюсеры посмотрели и подумали: «А, вот что мы должны делать!», имея в виду, что это приносит деньги. А никто ничего не заработал и не может заработать, не используя ресурс, к примеру, «Первого канала». Зато мне теперь со своим сценарием трудно запуститься.

-- На какой стадии развития сейчас находится, на ваш взгляд, русская литература? Застой, упадок, взлет?

-- Мне кажется, сейчас у нас хороший застой. Но что-то зреет, вот-вот прорвет. Если, правда, государство не подзадавит -- причем не цензурой. У нас же взят курс на обывательщину, на построение обывательского общества. В России, по-моему, это впервые. И некоторым молодым людям могут перестать быть интересны те, для кого они пишут.

Беседовал Борис Пастернак

© Время Новостей Online

Культура Иркутск

2784

13.04.2005, 18:41

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=21066

bytes: 8031 / 7933

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Последние новости

27.04 06:11
Заброшенный ДК «КрасТЭЦ» обследуют за полмиллиона рублей

26.04 20:14
Президент Монголии встретился с министром иностранных дел Великобритании

26.04 19:24
В Бурятии благоустроят 93 общественных пространства в 2024 году

26.04 19:07
Монголия и Великобритания планируют довести сотрудничество до уровня всеобъемлющего партнерства

26.04 18:52
Бывший директор НОВАТа вернется на сцену новосибирского оперного театра

26.04 18:41
В бурятском поселке Заиграево ремонтируют центральную улицу

26.04 18:34
Новосибирская мэрия попросила «Горводоканал» проверить качество воды

26.04 18:27
Мужчина, сорвавшийся с седьмого этажа в Улан-Удэ, находится в тяжелом состоянии

26.04 18:27
В Новосибирске запустили первые светофоры с дополнительными сигналами

26.04 18:19
В Новосибирской области вынесли приговор полицейскому, который сбил восьмилетнюю девочку

Лица Сибири

Мингалеев Фарит

Бельская Ольга

Зимин Максим

Качушкин Сергей

Удоденко Юрий

Башняк Екатерина

Валов Александр

Смирнов Александр

Клевцова Ольга

Коновалов Валентин