Беседовал
Ян Шенкман

© Новая газета

КультураМир

4633

27.06.2008, 17:47

Писатель Борис Минаев: «Духовное сектантство помогло нам выжить»

Возможен ли в России полноценный культурный андеграунд?

Тоска по временам андеграунда, самиздата и квартирных концертов нарастает. 70-е годы прошлого века — целый мир со своими идеологией, психологией, страстями и комплексами — пустили корни так глубоко, что прорастают даже в сегодняшнем правительстве, где ключевые посты занимают люди, сформировавшиеся в те годы. Гайдаровское же правительство реформаторов сплошь состояло из представителей этого поколения. О том, что это за поколение и как оно повлияло на нашу жизнь, мы беседуем с писателем Борисом Минаевым. Его новый роман «Психолог» — как раз об этом. Об атмосфере тех лет и долгом эхе семидесятых.

— Борис, твой главный герой — психолог. Профессия довольно экзотичная. Тем более для советских времен.

— Ничего экзотичного. Психология — одно из ключевых понятий культурного кода семидесятых. Я просто не знаю людей, которые не читали бы тогда психологических книжек. Леви, Кон, Фрейд, Карнеги, Спок… Интерес ко всему этому был огромен. И конечно, это интерес не прикладной, это интерес к внутреннему миру человека.

— Внешний мир не устраивал?

— Реальность 70-х — неподвижная и тяжелая. Все было очень фундаментально, на века. Вот стоит табачный ларек. Понятно, что он был таким еще при молодости моего отца и будет таким, когда я стану старым. Любые столкновения с реальностью протекали очень болезненно. Один мой друг, например, не платил за квартиру, потому что ни секунды не мог находиться в ЖЭКе. Но с другой стороны, мир был настолько устойчивым, что в нем легко было отыскивать себе экологические ниши. Так возникла квартирная культура, из которой впоследствии вышли концептуализм, русский рок и много чего еще. Мир заставлял нас искать альтернативу.

— Атмосфера 70-х сильно отличалась от атмосферы 60-х?

— Это единый культурный пласт. В 70-е шестидесятники были еще молодые, активные. Окуджава только начинал писать романы. Аксенов только-только добрался до своих подпольных вещей. Они мне всегда казались веселыми, жизнеутверждающими людьми. У них был опыт, которого у нас не было. Опыт взлета от абсолютной советскости к открытости, к свободе. Они могли открыто заявить о себе, а вот мы уже не могли, мы были людьми глубокого андеграунда. Даже я, хотя я был социализован в отличие от многих моих друзей. Поступил на журфак, работал в «Комсомолке», хотел стать детским писателем. Но ощущение было ровно такое же: все, что значимо, происходит только тут, между нами.

— Кстати, о «Комсомолке». Ты ведь участвовал в легендарном «Алом парусе»?

— Была в газете рубрика «Алый парус», а при ней коммунарский, левацкий клуб. Он существовал под крышей «Комсомолки». Вроде бы официальное мероприятие, но на самом деле андеграунд и самодеятельность. «Самодеятельность» — презираемое слово. Но суть была именно в этом — делать самим что-то важное. Самодеятельных движений было не просто много, а очень много. Это была попытка расширить культурные рамки, рамки официальной культуры. Взять хотя бы КСП. Вот ты выходишь на поляну — и у тебя шок. Огромное поле, десятки, сотни тысяч людей. И эти люди пришли сюда сами! Петь, слушать, общаться. Но даже КСП было под присмотром. Любая идея, становившаяся популярной, немедленно попадала в поле зрения КГБ. И, конечно, никакая политика там была невозможна. Политика была уже в самом действии, в том, что ты проявил инициативу, не важно, какую именно. Людей всерьез сажали, например, за то, что они самодеятельно занимались силовыми видами спорта. Преследовали каратистов, дзюдоистов, даже клуб «Самбо-70». Государство ревностно охраняло свою монополию на силу. Но сделать по большому счету ничего не могло. Самодеятельное движение оказало огромное воздействие и на наше поколение, и на последующие. Театральные студии, «школы юных», комсомольские штабы… Это было такое интеллектуальное, духовное сектантство, попытка сгруппироваться в общность, которая противостоит официозу. В итоге сформировалась особая мораль, особые ценности. Эта мораль подверглась большому испытанию в 90-е, когда каждый стал сам за себя. Я уверен, что именно школа 70-х помогла нам выжить. Наученное опытом 70-х, мое поколение, теряя почву под ногами, смогло отнестись к этому философски. Другая часть поколения, которая оказалась востребована, сумела быстро собраться и начать действовать. Они обладали навыком собирания в команду. Ярчайший пример — гайдаровское правительство. Подбор туда шел не по связям, не по статусу, а по степени вовлеченности в общую систему ценностей. Но это скорее исключение. Вообще же философский взгляд на вещи, присущий моему поколению, не способствует активной деятельности. Мы всегда находились во внутренней оппозиции. Пробиваться мы не очень умеем. Семидесятники всего мира, не только наши, — пофигисты. Была такая мощная, внутрь себя обращенная энергия. Главное — саморазвитие. Что бы ни возьми, педагогика, йога, литература, в центре находилось саморазвитие. Но ведь это действительно продуктивная философия! Гораздо более продуктивная, чем все, что было потом. Вся культура 90-х берет свои корни в самиздате 70-х. Все имена, издательские программы, все идеи, на которых потом люди делали бизнес и карьеру.

— Когда в 90-х идеи семидесятников начали реализовываться, картина получилась не такая радужная. Недаром же говорят, что, дескать, «эта ваша рафинированная интеллигенция» разворовала страну. Как же так? Были чистые одухотворенные люди, и в кого они превратились?

— Мы слишком много на них навешиваем собак. Эти люди оказались перед лицом всеобщей войны — с частной собственностью, с бизнесом. Они были вынуждены обороняться, и в этой обороне они, конечно, дошли до вещей, до которых нельзя доходить. Но их вовлекли в гражданскую войну, если называть вещи своими именами. Во-первых, чиновники, которые остались от советской власти. Во-вторых, так называемые бригады. Своего рода «народная» реакция на это поколение, на эту систему ценностей.

— А на самой элите не лежит никакой ответственности?

— К любой деятельности человек должен себя готовить. К управлению страной никто себя не готовил. Перед съездом народных депутатов в 1989 году Горбачев объявил: «Мы в ЦК решили, что председателем Верховного суда будет такой-то, а конституционного — такой-то». Тогда на трибуну вышел Собчак и сказал: «Да вы что, Михал Сергеич, этих людей никто не знает в юридическом сообществе, так нельзя». И стал его учить. Да так жестко, что решения ЦК были пересмотрены. Собчак потом вспоминал: «Сбылся мой сон пятнадцатилетней давности. Я стою на трибуне и даю советы руководителю нашей страны». Это был сон, сбывшийся сон! Никто не мог предположить, что он станет явью. Конечно, многие сломались и потеряли ориентиры. Но меня интересует не столько элита, сколько другая часть поколения, которая не нажила богатств и не сделала карьеры. Интересно, как работает в жизни обычного человека эта программа. Как она помогает выстоять, философски отнестись к своему бытию, не озлобиться, не стать жлобом и плебеем. Одним словом, не принимать слишком всерьез то, что происходит вокруг.

— Время от времени эпохи рифмуются. Шестидесятые — восьмидесятые. Семидесятые — двухтысячные. При желании можно обнаружить немало схожего. Может у нас в будущем опять появиться культурный андеграунд, как в старые времена?

— Он уже есть. Нынешний андеграунд возник как оппозиция рыночной массовой культуре. Клубы, поэтические вечера, странные неформатные спектакли. Другое дело, что он сам стремится стать масскультурой. Большинство андеграундных людей с удовольствием встали бы на место тех, кого они презирают. А андеграунд, направленный против официоза, еще не появился, просто потому что не успел. Он появится, если государство станет окончательным и полным монополистом. То есть, грубо говоря, если все издательства станут государственными. Концертная деятельность, выставочные залы, вообще все. Вот тогда с вероятностью ста процентов появится полноценный андеграунд. Но вот еще что важно: сейчас ведь нет государственной идеологии, нет империи, геополитического центра, который держит в своей орбите весь мир. Когда такой центр возникает, жизнь вокруг каменеет, превращается в систему символов, и как реакция на это появляется андеграунд. Но возникновение новой идеологии такой же силы, такой же страстности, как коммунистическая, мне кажется невозможным. Природа этой власти совершенно другая. И слава богу.

Беседовал
Ян Шенкман

© Новая газета

КультураМир

4633

27.06.2008, 17:47

URL: https://babr24.com/?ADE=46425

bytes: 8307 / 8307

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура"

Блиндажно-эротический уикенд: в топ‑10 пять новинок

Фильм «Сто лет тому вперёд» без проблем сохранил лидерство в российском кинопрокате. По данным портала Kinobusiness.соm, в минувшем уикенде фантастическая лента Александра Андрющенко по одноимённой повести Кира Булычёва на 2 074 экранах собрала 176,1 миллиона рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

4186

04.05.2024

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

3526

03.05.2024

Бабродвиж в Красноярске: балет «Анна Каренина», мастер-класс «Конь с розовой гривой» и спектакль «Работа над ошибками»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 4 по 10 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы и лекции.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияКрасноярск

3160

03.05.2024

Судьба Военного города №17

23 апреля 2024 года был задержан заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов по подозрению в получении взятки. Именно Тимур Иванович и занимался вопросом Военного городка №17 в Новосибирске.

Адриан Орлов

КультураПолитикаОбществоНовосибирск

9007

02.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6271

02.05.2024

Бабродвиж в Томске: концерт «Музыка солнца», спектакль «Записки сумасшедшего» и выставка «Поэзия кедра»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 3 по 9 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы, лекции и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

7095

02.05.2024

О плодах безумия и спекуляциях патриотизмом. К 100‑летию Виктора Астафьева

Желаю всем вам лучшей доли; ради этого жил, работал и страдал. Виктор Астафьев Его книги читать и легко, и сложно.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

15984

01.05.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: квест «Записки библиотекаря», спектакль «Ууган хубуун» и выставка «Из тысячи мгновений»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 2 по 8 апреля жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы и развлекательные программы. Выставка «Пабло Пикассо.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

8588

01.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

5743

01.05.2024

Бабродвиж в Новосибирске: опера «Стойкий оловянный солдатик», концерт «Пасха Красная» и выставка «Босх и Брейгель. Загадки мистической эпохи»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 1 по 7 мая жители и гости города смогут посетить концерты, мастер-классы и развлекательные программы. Босх и Брейгель.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

9208

30.04.2024

Видео дня. «Непослушники»: реально черти

Кинокомпания «Каропрокат» опубликовала полноценный трейлер комедии «Непослушники» – финальной части франшизы «Непослушник». Фильм «Непослушник» с Виктором Хориняком в главной роли вышел на экраны в феврале 2022 года и собрал в кассах кинотеатров 306 миллионов рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

8534

30.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 30 апреля по 5 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10842

29.04.2024

Лица Сибири

Ставинов Андрей

Деньгина Наталья

Демирханов Арэг

Варфоломеев Александр Михайлович

Борзых Павел

Моисеев Денис

Воронцов Юрий

Рубинович (Рэд) Данила

Новосельцев Петр

Евтушенко (Гангнус) Евгений