Владимир Шпикалов, «Право выбора»

© Babr24.com

КультураМир

5466

22.01.2008, 18:46

«Книга пойдёт по пути искусства»

«За книгой не надо становиться в очередь. Книга должна входить в духовный мир человека ненавязчиво, спокойно и радостно», – считает иркутский издатель Геннадий Константинович Сапронов.

Его называют своим издателем живые классики русской литературы. За неполных десять лет под маркой «Издатель Сапронов» вышло около 100 книг: произведения Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Евгения Носова, Михаила Кураева, Валентина Курбатова, Льва Анненского, Евгения Евтушенко. Этот список выдающихся имён можно продолжать, но не долго. «К сожалению или нет, но я занимаюсь изданием книг небольшого круга авторов», – признаётся Геннадий Сапронов.

Но как издаёт! Когда высокие требования издателя сочетаются с полиграфией высочайшего качества и работой такого художника, как Сергей Элоян, сама книга становится произведением искусства. Наглядным тому примером служит последнее издание Виктора Астафьева. Чтобы «поймать» его «Царь-Рыбу», нужно сначала потянуть за верёвочку как за леску, и только тогда она поднимется из глубин… футляра.

Что это – попытка привлечь «на блесну» искушённого книжным разнообразием покупателя или дань уважения к авторам, книге, читателям?

– В современном мире с его стремительным потоком информации книга как полиграфический продукт пойдёт по пути искусства, – считает Геннадий Сапронов. – Сегодня становится всё больше книгозаменителей, причём весьма качественных: аудиокниги, электронные библиотеки, книги на CD-дисках, что очень удобно – целое собрание сочинений на одном диске.

В этих новых электронных условиях жизни книге необходимо «научиться себя чувствовать» с точки зрения микрокультурного климата, в котором она в данный момент существует. К хорошему тексту нужно хорошее полиграфическое оформление. Тот же художник своими иллюстрациями создаёт полноценный сюжет. Всё в книге должно работать на зрительное восприятие таким образом, чтобы приглашать читателя к ненавязчивому знакомству, а не бросаться на него с магазинного прилавка с криком: «Купи меня немедленно!»

– И как читатель отвечает на приглашения?

– Возьмём подарочное издание четырёхтомника Валентина Распутина, вышедшее в прошлом году к его юбилею. Здесь собраны до хрестоматийности знакомые тексты – ничего нового мы не предложили. И многие люди мне говорили, да, у нас есть ранее изданные книги Распутина, но именно это издание хочется подержать в руках и ещё раз всё перечитать. Вот и ответ на приглашение.

Человек должен соприкасаться с подобной литературой через книги именно в таком исполнении. В случае с последними изданиями Распутина, Астафьева, я ставил задачу, чтобы читатель, увидев эти книги, понял одно – это подарок. Думаю, мне удалось воплотить свой замысел. Книги многих сегодняшних российских писателей, в зависимости от содержания и общественной задачи, могут и должны быть так исполнены.

– Но ведь и цена на такие книги немалая.

– Настоящие книгочеи – люди, как правило, с небольшим материальным достатком, но, как это ни странно, именно они покупают подобные издания. Истинный книголюб никогда не устоит перед прекрасно изданной книгой своего любимого автора. Деньги народу тоже не с неба падают, поэтому с меня, как издателя, и спрос большой. Мало выпустить книгу на ласкающей руку бумаге. Книгу нужно сделать так, чтобы она была одна такая на всём белом свете.

Что касается высокой цены, то это скорее вопрос к продавцам. К сожалению, сегодня сложилась ситуация, когда книготорговец порой продаёт книгу по стоимости в два, а то и три раза дороже, чем приобрёл у издателя. Это ненормально. Цены на произведения классиков, издания для детей, справочники должны быть доступными, но высокими – на «одноразовые» детективы и прочие кулинарные, аптечные и гороскопные издания. Зайдите сегодня в книжный магазин – там всё с точностью наоборот.

– Каков сегодня спрос на классическую литературу?

– Колоссальный! Определённую роль в её популяризации играет телевидение, экранизируя сегодня произведения великих писателей, не всегда, правда, удачно. Но каким бы гениальным не был фильм, ничто не заменит поэтической строки Пушкина и Лермонтова, чеховского и бунинского рассказа, романов Толстого и Достоевского – там хрустальное русское слово. На страницах произведений классиков, в том числе и современных, душа отдыхает. Ничего даже близкого не найти в других книгах, пусть и с хорошо скроенным, закрученным сюжетом. Да, это интересно, но само слово не то и не всегда о том.

– Но для тех, кому книга – форма развлечения…

– Сокрушаться по этому поводу, мне кажется, тоже не стоит: со временем человек всё равно приходит к Толстому, Блоку, Астафьеву, Распутину. Я порой восхищаюсь иными молодыми людьми, которые не теряются в сногсшибательном, вкусном, заманчивом информационном потоке сегодняшнего дня. Успевая бывать и в ночных клубах, и на концертах современной музыки, они все же находят время читать книги наших классиков, качественную литературу. Дискотека – это всего лишь выплеск избыточной энергии, современная литература – всегда поиск нового, а классика в любом жанре искусства (особенно музыка) – это просто глубинное обогащение души. И радостно, что молодежь сегодня всё больше это понимает.

– Полиграфические изыски, подобные тому же футляру для «Царь-Рыбы», это новая тенденция на книжном рынке или пока ещё разовые акции отдельных издателей?

– Осенью я был на московской ярмарке интеллектуальной литературы «Нон-фикшн». Это единственная ярмарка, которую для меня, как говориться, «доктор прописал». Все другие книжные мероприятия, за исключением ещё ярмарки книжной культуры в Красноярске, больше похожи на обычные книжные базары, где торгуют всем, что печатается на бумаге.

«Нон-фикшн» – это другое, в этой ярмарке я участвовал уже в четвёртый раз. Здесь можно познакомиться с очень интересными полиграфическими новинками, увидеть широкий спектр по-настоящему хорошего книжного «репертуара» в самых разных литературных жанрах. Даже крупные издательства, выпускающие, в том числе и литературную попсу, сюда эту попсу не тащат, потому что понимают – здесь это дурной тон, и выставляют серьёзную и качественно изданную литературу.

И поэтому я всегда радуюсь успехам своих коллег, которые любят книгу, умеют её делать. Иногда просто дух захватывает. Мой друг и коллега Аркадий Елфимов из Тобольска затеял и уже издал замечательную серию книг «Тобольск и вся Сибирь». Выпустил ремизовские карты Сибири. Всё это исполнено полиграфически изящнейшим образом. Так же работает мой друг во Владивостоке, издатель Александр Колесов. Таких издателей, по-настоящему любящих книгу, творчески и талантливо подходящих к своему делу, в России немало. Жаль вот только, что уж больно разбросаны мы на наших необъятных просторах и связи между нами не такие крепкие, а где-то и вообще до нас никому нет дела.

– И все же, глядя сегодня на издательскую продукцию, есть чему поучиться?

– Безусловно. Другое дело, что в России ещё не могут делать книги высочайшего полиграфического уровня. Те же «Сибирь, Сибирь…» и четырёхтомник Распутина, «Царь-Рыбу» Астафьева, «Подорожник» Курбатова я печатал в Китае. У нас, конечно, сделали бы, но хуже качеством и значительно дороже. Тогда уж точно эти книги никто бы не смог купить. Да и не захотел бы, если говорить о качестве.

И с последней московской ярмарки, о которой мы уже говорили, я уехал в несколько грустном настроении. Мой стенд с произведениями Распутина, Астафьева, Курбатова, Носова, Анненского, Белова был, пожалуй, единственным в своём роде. Очень мало у других издательств было литературы с лучшими образцами русского слова. Всё вроде внешне хорошо, интересно по содержанию, ново в оформлении и печати, но какое-то сиюминутное, урбанизированное что ли. Чувствуется избыток городской, чаще московской литературы, не выходящей даже сюжетно за пределы Садового кольца. Последнее время стала очень заметна – особенно это видно в так называемой городской литературе и новом отечественном кино – тенденция формирования этакой столичной субкультуры, в основе своей глубоко равнодушной ко всему: здесь ирония больше похожа на цинизм, а душевные страдания – из разряда юмора.

– Общество, родители, учитель, книга – какое место по значению в формировании человека занимает книга?

– Я бы поставил на первое место родителей и книгу – они формируют человека, делают его духовно и нравственно богаче, сильнее. Вопрос в другом: какие родители и какие книги? Есть ли вообще книга в доме? Посмотрите «Дом-2» или жилища этих бесконечный «фабрик звёзд», вы там нигде не увидите книг, они не мелькнут даже на самом дальнем плане. А если рядом с молодым человеком нет книги, сразу возникает вопрос – что у него за родители? Наличие книг может ни о чём не говорить, но их отсутствие говорит о многом. Я сомневаюсь, что, не имея книги под рукой, как помощника и советника, родители могут полноценно воспитать ребёнка, дать ему правильный и верный ориентир в последующей жизни.

– А какой ориентир правильный?

– Для каждого человека ориентиры разные, для одного правильно – это Пушкин и Толстой, для другого – Пелевин и Акунин. Пожалуйста! Сегодня никто и ничего не запрещает, но благодаря книге человек хотя бы по-русски читать научится.

Грамотность напрямую зависит от объёма прочитанного материала, а не услышанного по радио или через плеер, не увиденного на экране компьютера или по телевизору. Пробовал я слушать аудиокниги, тексты Зощенко, Чехова, Шаламова в исполнении прекрасных актеров, но на слух… не то!

Книгу же писатель пишет сердцем, пропуская через ум, держа в руке «перо», когда читаешь книгу, энергия течёт обратно – от страницы через руки, ум, в сердце. Этот духовный обмен возможен только благодаря соприкосновению с живым – книгой, а не через экран компьютера.

– Значит, человек что-то теряет, если не читает книгу?

– Не просто теряет, он становится полуслепым, если хотите недоразвитым. Правда, ему так не кажется. Он думает, что посмотрел «Войну и мир» по телевизору (особенно последний полуимпортный кинопродукт) и этого достаточно. А язык Толстого? Это же самое главное! Да, можно прекрасно экранизировать «Капитанскую дочку» и тому есть примеры, а великий язык Пушкина, со всей его глубиной звуков и смыслов, куда мы его денем? Забудем? Ужмём до размера флэшки и превратимся в носителей наушников? …Пока мы по-настоящему носители русского языка, владельцы этой действительно великой и могучей силы, мы ещё народ.

Владимир Шпикалов, «Право выбора»

© Babr24.com

КультураМир

5466

22.01.2008, 18:46

URL: https://babr24.com/?ADE=42726

bytes: 10409 / 10346

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Владимир Шпикалов, «Право выбора».

Другие статьи в рубрике "Культура"

Фантастический уикенд. «Сто лет тому вперёд» сорвал банк, «Город тайн», «По Фрейду» и «Паутина страха» – в топ‑10

Фаворит уикенда в российских кинотеатрах за четыре стартовых прокатных дня заработал больше, чем все фильмы проката неделей ранее. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

6695

26.04.2024

Бурятия — кузница кадров для российского кинематографа

Продюсеры и актеры кино из Бурятии все чаще участвуют в федеральных проектах. Если изощренный зритель привык плеваться от российских новинок, то вышедшие работы при участии уроженцев республики собирают отличные отзывы, а будущие входят в «лист ожидания».

Виктор Кулагин

КультураПолитикаБурятия Россия

4535

26.04.2024

Бабродвиж в Красноярске: мастер-класс «Граффити. Стрит-арт», спектакль «Мне осталась одна забава» и арт-вечер «Контекст»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 27 апреля по 3 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы и лекции. Арт-вечер «Контекст» 27 апреля Правобережный дворец культуры приглашает всех желающих на арт-вечер «Контекст».

Бармалей Рыбин

КультураСобытияКрасноярск

4774

26.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

14071

25.04.2024

Бабродвиж в Томске: концерт «Светлое и тёмное», спектакль «Женитьба» и мастер-класс «Роспись пряников»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 26 апреля по 2 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

6255

25.04.2024

Викторины на Бабре. Какие значения имеют слова «гайно», «буробить» и «подследыши»

ТГ-канал «Томск. Бабр. Дальше некуда» проводит филологические викторины – подписчикам предлагается указать значение того или иного диалектного слова. На данный момент проведено 60 викторин. Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями одной местности.

Андрей Игнатьев

КультураОбществоТомск

4243

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6030

24.04.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: концерт «Музыка композиторов Бурятии», спектакль «Похищение на Диком Западе» и программа «Дизайн и винил»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 25 апреля по 1 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы, концерты и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

8784

24.04.2024

Наталия Шамина: «Академгородок – шедевр ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства»

Журналист Бабра поговорил с доктором биологических наук, председателем новосибирского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Наталией Шаминой. – Наталия Владимировна, когда и почему возникло желание заниматься общественной деятельностью?

Андрей Игнатьев

КультураЭкологияНовосибирск

5634

24.04.2024

Эксклюзив Бабра. Михаил Башкатов о работе в кино, актерской профессии, Томске, Москве и вдохновении

Капитана команды «Максимум» Михаила Башкатова томичам представлять не нужно. Кто-то помнит его как КВНщика, который вместе с командой в «нулевые» прославил Томск на всю страну еще раз, продолжив дело, начатое «Детьми лейтенанта Шмидта».

Анна Леро

КультураОбществоТомск

5952

24.04.2024

Монгольский павильон в Венеции: символизируя настоящее из будущего

20 апреля в Венеции стартовала 60-я биеннале современного искусства. Юбилейное мероприятие проходит под заголовком «Чужестранцы повсюду». В числе 88 стран, представленных на этой платформе, особенное внимание привлекает к себе монгольский павильон.

Эрнест Баатырев

КультураОбществоМонголия

12053

24.04.2024

Возвращение в прокат: «Бриллиантовая рука» в 4К вновь на больших экранах

25 апреля в прокат на больших экранах выходит... «Бриллиантовая рука». Нет, речь, к счастью, не об очередном безвкусном ремейке, а об оригинальной культовой комедии Леонида Гайдая, которой в этом году исполняется 55 лет.

Филипп Марков

КультураРоссия

14579

23.04.2024

Лица Сибири

Ерощук Светлана

Семенов Вадим

Воронин Пётр

Кобзев Игорь

Копылова Наталья

Перков Юрий

Бредихин Сергей

Виноградов Борис

Мешкова Анжелика

Зелент Иван