Алла Гераскина

© Новая газета

Общество Мир

3626

08.09.2006, 10:58

Освободить мир от шоу-бизнеса

Планирует московский бизнесмен Валерий Мифодовский.

Недавно вышел большой скандал. Российское представительство звукозаписывающей компании «Гала рекордз» вкатило издательству «АСТ» иск на сумму в 1 миллион рублей за безобразные действия писателя Сергея Минаева, посмевшего в своем новомодном бестселлере «Духless» использовать в качестве эпиграфов 9 строчек из песни Лу Рида и пять — из двух песен группы The Smiths, не заплатив за цитаты «держателям прав» упомянутых музыкантов на территории нашей родины ни копейки. Мир сошел с ума на копирайте. Люди бросились отстаивать свои права. Авторские. Часто доводя ситуацию до абсурда. Впрочем, нашлись и те, кто решил бороться за другие права — права человека.

На любом лицензионном CD, выпущенном на территории нашей страны, написано примерно следующее: «Фонограмма предназначена для ЧАСТНОГО прослушивания. Воспроизведение (копирование), сдача в прокат, публичное исполнение и передача в эфир без разрешения правообладателя запрещены».

То есть хотите потанцевать на своем дне рождения под Сердючку, будьте любезны связаться с агентом артиста, испросить согласия и узнать размер отступных. Так же следует поступать владельцам кафе, в которых играет музыка, ди-джеям, крутящим чужие треки, водителям маршруток, гоняющих туда-сюда кассету с шансоном и проч. Понятно, что так мало кто делает — вменяемый механизм отслеживания выполнения закона пока не придумали. Но то ли еще будет. Хотя некоторые спокойно ждать того, что будет, не согласны.

Валерию Мифодовскому 36 лет. Он бизнесмен — генеральный директор солидной фирмы. Для души Валерий интересуется музыкой, — у него есть личная меломанская отдушина — группа EXIT project. Несколько лет назад он услышал единственный трек никому не известных музыкантов, получил утвердительный ответ на вопрос «А еще так можете?» и взял на себя обязанности директора молодых экспериментаторов — форматных рамок нет, ребята играют все, на что «прет», в основном инструментальную электронику и то, что критики назвали арт-фьюжн.

Сначала все шло хорошо. Журнал PLAY в последний день приема материалов включил первый же трек коллектива в «Русскую сборку» — сборник новой и неизвестной музыки со всей страны, отобранный редакцией. Выпустившая сборник компания CD Land поддержала первый диск группы отдельным тысячным тиражом. Валерий тогда вежливо кивал, слушая в офисе CD Land демо Ромы Зверя («Будущая мегазвезда!» — говорили ему) невежливо думая про себя «Ну и г…, кто это будет слушать?» А спустя короткое время понял, что группу «Звери» слушают все. Что в шоу-бизнесе кризис перепроизводства музыки, поэтому талантливых артистов не ищут, потому что есть продюсерские проекты с бюджетами и подконтрольными «куклами». Что его EXIT project со своей «неформатной» музыкой здесь никому не нужен и о нем никогда не узнает широкая публика.

Тут-то и вспомнил Валерий о единственном пока неподконтрольном средстве коммуникации — Интернете. И решил нанести шоу-бизнесу удар в самое болезненное место — денежное. Увлекшись идеями Ричарда Столлмена — основоположника философии свободного (то есть бесплатного) программного обеспечения, Мифодовский явил российскому музыкальному рынку идею FREE!MUSIC. Идея состоит в свободном и бесплатном распространении музыки. Это означает, что автор дает разрешение на тиражирование и использование своего произведения в любых целях, не требуя никаких авторских отчислений. Единственное условие при любом использовании — указание автора и его сайта.

Идеологических, рационализаторских и даже философских обоснований концепции FREE у ее сторонников хоть отбавляй.

Они считают, что идея копирайта порочна с точки зрения цивилизации в целом. Что механизм взаимообмена опытом и взаимообогащения всегда был основой развития общества.

Они говорят, что хотят донести до людей музыку, написанную не на продажу, а для души. «Творчество сегодня окончательно умерло в массовом сознании, музыкант перестал писать музыку для людей, теперь он пишет ее для шоу-бизнеса, — говорит Мифодовский. — Музыка стала продуктом потребления, как туалетная бумага, жвачка, глянцевый журнал. Возьмите лейбл знаменитого «электронщика» Бенни Бенасси: говорят, у него производственный план — 300 треков в год и собственная технология вывода на рынок каждой страны. О каком творчестве тут можно говорить? Большие корпорации убили творчество, монополизировали СМИ. Хочешь быть услышанным? Играй по их правилам. Какой выход у независимых и талантливых? Отдать свою музыку бесплатно. Для фильма молодого режиссера, тематического сайта, сборника независимого лейбла, региональной радиостанции, у которых нет возможности платить мзду правообладателям». Взамен — бесплатная реклама, эффективность которой подтверждает опыт монстров нашей эстрады, обязанных своей славе всесоветским обменом вожделенных, много раз скопированных магнитофонных записей. Практически любая русская рок-группа из 80-х сейчас находится в статусе легенды во многом благодаря тому, что стала известна в период, когда шоу-бизнеса в стране не было.

Один из главных аргументов противников музыки FREE — творцам будет не на что кушать. Но позвольте, возражают сторонники. А на что они кушают сейчас? Реальные деньги по отчислениям за авторские права получает лишь десяток «самых топовых» звезд.

«Борьба за авторские отчисления — в интересах правообладателей, а не артистов, — объясняет Мифодовский. — А правообладателями сегодня выступают крупные музыкальные корпорации, «владеющие» сотнями звезд-марионеток, которые находятся у них в контрактной кабале и получают со своих произведений копейки. Артист хочет звучать из каждого утюга, а правообладатель — чтобы только из утюга подконтрольного и заплатившего. Сегодня рекорд-компании бросают выпускать диски, потому что это невыгодно. Гораздо выгоднее, например, собирать с контент-провайдеров деньги за рингтоны».

Развитие рынка мобильного контента с миллионами ежедневно закачиваемых мелодий дало правообладателям новый стимул для борьбы за авторский рубль. Реальные суммы от авторских отчислений получают разве что дальновидные артисты вроде Шнурова. (Он и артист, и владелец компании «Шнурок», которой и принадлежат права на все его песни. И сегодня только ленивый не обсуждает миллионы, которые Шнуров заработал на отчислениях от продаж рингтонов его песен).

Основная масса артистов живет на гонорары от концертов и копейки от проданных лицензионных дисков. Концепция FREE!MUSIC не отменяет ни того, ни другого. По их убеждению, продавать то, что имеет материальное, количественное выражение — диски, проход на концерт — можно, музыку — как субстанцию, набор звуковых волн и отражение человеческих идей — нет.

Сегодня на сайте движения FREE!MUSIC зарегистрировано 45 групп, готовых отдать свои треки в безвозмездное пользование. Есть музыканты из Украины, Прибалтики и Белоруссии. Работает собственное интернет-радио, транслирующее только музыку FREE. В разработке англоязычная версия — насчет Запада большие планы: там и музыки хорошей больше и запуганных корпорациями людей. Свободная музыка была издана 50-тысячным тиражом как приложение к известному журналу, использована в оформлении народной книги Евгения Гришковца, постановках аудио-театра Дмитрия Урюпина, который ранее, пребывая в должности директора многих известных групп, выступал ее ярым противником. Музыкой FREE заинтересовались контент-провайдеры, известные рестораторы и производители mp3-плееров и флэшек, привлеченные идеей продавать носители с уже записанной на них бесплатной музыкой.

EXIT project — первые в России и, как позже оказалось, вторые в мире (после канадской группы The Barenaked Ladies) выпустили альбом, записанный на flash-карте. Данный проект полностью соответствует идеологии FREE — стоимость релиза равна цене пустой флешки.

Идеями FREE!MUSIC увлекаются и на Западе — взять хотя бы манифест «Философия свободной музыки» Рэма Самудрала, взятый за основу русскими последователями. Там свой бич — закон о защите авторских прав в цифровую эпоху Digital Millennium Copyright Act (DMCA), принятый в США в 1998 году в угоду медиакорпорациям. В качестве наглядной демонстрации закона по стране прокатилась волна показательных арестов подростков, скачивающих музыку из Интернета. С другой стороны поднялась волна народного гнева, поднятая жаждущими отстоять права своей личности распоряжаться хотя бы собственным ПК и возможностью делиться своими культурными открытиями с ближним.

Каждый борется «за свободу» по-своему. Был все-таки засуженный ныне Напстер — сервер по обмену бесплатной музыкой, куда, например, исландская космополитка певица Бьорк сама выкладывала свои новые релизы. Есть шведская Партия пиратов, которая предлагает пользователям Интернета обмениваться музыкальными и видео-файлами через защищенную виртуальную частную сеть, сохраняя собственную анонимность. Недавно в Дании появилось FREE BEER — пиво, рецепт которого выложен на официальном сайте. Каждый желающий может сварить по нему пиво и продавать в свое удовольствие, в качестве единственного условия наклеив на бутылку утвержденную этикетку.

«Реакция у людей из индустрии на наш проект — полярная, — говорит Мифодовский. — От «полный бред» до «молодцы, будущее за этим». Люди понимают, что в ближайшие 10 лет вся культура уйдет в цифровой формат. Молодежь отказывается от медиа, перестает смотреть телеканалы, основным источником информации становится Интернет и социальные сети. И когда уйдет поколение, привыкшее потреблять прежний шоу-бизнес, он уйдет вместе с ним. Но неизбежно появится какой-то другой. Сложится глобальная среда распространения цифрового контента, над которой можно будет легко обеспечить серьезный контроль. Но если людей, отстаивающих идеалы FREE, будет много, это будет тревожный звонок для корпораций. И возможно, время, когда каждую картину в Третьяковской галерее повесят в отдельный зал с отдельной кассой у входа, а ученые всего мира будут ежедневно отстегивать мзду за использование чужих научных открытий в своей работе, так и не наступит».

Алла Гераскина

© Новая газета

Общество Мир

3626

08.09.2006, 10:58

URL: https://babr24.com/?ADE=32480

bytes: 9947 / 9947

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Алла Гераскина.

Другие статьи в рубрике "Экономика"

Закрытые «Ворота Байкала»

Эксперты выясняли, почему с Особой экономической зоной в Иркутской области ничего не получилось. Большое Голоустное. Фото с сайта baikaler.

Алиса Канарис

ЭкономикаБайкал

15482

02.11.2015

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро». По мнению многих экспертов, это означает конец эпохи конкуренции в авиаотрасли и начало новой, где существуют предельно ясные приоритеты государственных компаний... И добиваться их можно любой ценой.

Максим Бакулев

ЭкономикаМир

9431

28.10.2015

Братская Дума планирует поднять налоги в несколько раз

Вчера сайт www.antonenkov.com опубликовал информацию о том, что власти Братска планируют увеличить налоговую ставку на землю под гаражными кооперативами с 2016 года в три раза, а с 2017 - в пять раз.

Елена Фортуна

Экономика

6999

22.10.2015

Власти Братска сократят зарплату работникам учреждений культуры

Администрация Братска планирует сократить заработную плату работникам учреждений культуры. Руководителям учреждений необходимо отказаться от надбавок и доплат сотрудникам.

Андрей Васильев

Экономика

9316

21.10.2015

Энерготарифы: уравнение со всеми неизвестными

Одной из примет общественной жизни в соседних с Иркутской областью восточных регионах — Республике Бурятии и Забайкальском крае — является периодическое «энергообострение», пик которого выпадает на осень. Не стал исключением и нынешний год.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

7381

13.10.2015

Блогнот. Кушать очень хочется, а что-то все пропало

Ну вот и подходит к финалу пьеса “собирания земель”. Все стало ясно после того как нефть упала ниже 50 долларов, а импортные продукты в России показательно начали давить тракторами. А что же дальше? Удивительным образом в начале августа совпали несколько событий. Давайте по порядку.

Виктор Шевчук

ЭкономикаРоссия

6560

14.08.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Шон Уокер

ЭкономикаМир

15165

31.07.2015

Чем хуже, тем лучше: Какой город выиграл из-за санкций

Редактору The Village удалось обнаружить город, жизнь в котором улучшилась после введения санкций, войны на Украине и падения рубля. Правда, совсем немного. «Акция: Пирожок печёный с повидлом — девять рублей», — соблазняет объявление на остановке.

Анна Соколова

ЭкономикаРоссия

4374

31.07.2015

Тарифы, покрытые мраком

Восемь лет назад на должность главы Бурятии был назначен Вячеслав Наговицын. И именно этот период его работы отметился беспрецедентным ростом тарифов ТГК-14.

Октябрина Ешеева

ЭкономикаБурятия

8121

10.07.2015

Антон Кондратов назначен региональным управляющим директором ЗАО «Байкалвестком»

Антон Кондратов приступил к исполнению обязанностей регионального управляющего директора иркутского подразделения ЗАО «Байкалвестком» 25 марта 2015 года. В сферу ответственности Антона Кондратова входит стратегическое и операционное управление бизнесом компании в Иркутской области.

Алиса Канарис

ЭкономикаИркутск

12931

31.03.2015

Крупнейшую иркутскую турвыставку разорвали надвое

Конфликт между мэрией и правительством Иркутской области лезет из всех щелей. Из политической плоскости, где еще были попытки сохранять приличия, он перекочевал в сферу управления конкретными отраслями экономики.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

8882

17.03.2015

Корпорация спорного развития

В Сером доме прошел круглый стол "О роли ОАО "Корпорация развития Иркутской области" в создании новых технологий и конкурентной продукции в Иркутской области, эффективности расходования бюджетных средств".

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

11160

17.03.2015

Лица Сибири

Логашов Антон

Виноградов Борис

Сотников Руслан

Перевозников Сергей

Клевцова Ольга

Морозова Маргарита

Гордина Юлия

Тенигин Алексей

Пензина Елена

Титов Анатолий