Кино-2017: Вскрытие красавицы, или Труп с сюрпризом
В прокате – «Демон внутри», довольно оригинальный некрофильский хоррор с медицинским уклоном.
Полиция привозит в прозекторскую труп младой прелестницы (Олвен Кэтрин Келли): ничего, дескать, про нее неясно, срочно проведите вскрытие и напишите отчет. К чему и приступает почтенный работник морга Тильден (Брайан Кокс), которому привычно ассистирует его сын (Эмиль Хирш).
Но в процессе аутопсии про покойную ничего не становится понятно, а ровно наоборот – дело все больше и больше запутывается. На идеальном теле юницы нет ни царапины, однако внутренние органы – в таком виде, как будто жертву жестоко пытали сугубо изнутри. Ясно, что данная «Джейн Доу» погибла от насильственной смерти, вопреки отсутствию на ней внешних повреждений. И почти наверняка над девушкой провели какой-то изуверский ритуал. Но можно ли считать ее безвинно погибшей? И – самый жуткий вопрос – можно ли вообще считать ее погибшей? А ну как красотка еще жива – и только ждет момента, чтобы очнуться и отчебучить нечто зловещее?..
Голая ведьма в подвале – что еще, спрашивается, господам готам, некромантам и сатанистам для счастья надо?
«Демон внутри» – название-спойлер; конечно, оно не соответствует оригиналу. На самом деле фильм именуется «Вскрытием Джейн Доу» – и подразумевается тут общепринятое в США условное имя для неопознанных трупов женского пола (мужские трупы обзывают Джонами Доу).
Картина была тепло встречена поклонниками хорроров, а самый, возможно, известный из таковых ценителей – Стивен Кинг – даже назвал «Демона» своим любимым прошлогодним фильмом. Первая половина здешнего повествования и впрямь достаточно впечатляющая – во второй, к сожалению, все скатывается в штампы и докуку.
Иными словами, «Демон внутри» по всем признакам является короткометражкой, насильно растянутой в прокрустовом ложе кинотеатрального формата. Возможно, как эпизод в каких-нибудь «Байках из склепа» эта историйка прокатила б на ура, но провести полтора часа кряду, наблюдая нарочито замедленное действие, разворачивающееся в покойницкой, – занятие для убежденного некроманта, чтобы не сказать хуже.
Профессионализм авторов прет изо всех темных щелей и мрачных скважин, но вот почему-то саспенс оттуда особо не просачивается.
В любом случае пространная сцена, в которой два специалиста «колдуют» над кадавром-супермоделью, запоминается и впечатляет не меньше, чем знаменитая неуклюжая мистификация «Вскрытие инопланетянина». Сверх того – эта затянувшаяся завязка отчасти смахивает еще и на шедевр французского авторского кино «Прекрасная смоковница», где Мишель Пикколи едва ли не четыре часа кряду писал портрет с обнаженной Эмманюэль Беар.
Но, пожалуй, более всего «Демон внутри» походит на не очень известный фильм «Жизнь за гранью», где помешанный гробовщик Лиам Нисон долго-предолго наводил марафет псевдотрупу Кристины Риччи. Так что если видели ту «Жизнь», можете заранее считать, что в какой-то степени посмотрели и «Демона». Тем паче что суперзвездная Риччи не уступает безвестной (но не менее потусторонней) крале Олвен Кэтрин Келли.
Сам выбор темы для этого фильма заставляет увидеть в норвежском режиссере Эвредале («Демон» – его голливудский дебют) натуру со специальными интересами. И для зрителя с аналогичными склонностями такое кино – сущий подарок. Почти безотносительно от его качества.
Впрочем, те, кто любит не готику-эротику, а всего лишь неординарное кино на какие угодно темы, тоже не устоят. В конце концов когда заведомый мейнстрим оказывается слегка подернут порочной поволокой некрофилии, – это всегда занятно.
Двусмысленность фильма в том, что восторженно любоваться обнаженной юницей в антураже прозекторской способен лишь законченный сами знаете кто.
А вообще, это всего лишь стопроцентный хоррор с псевдодетективным сюжетом. Секса и даже псевдосекса здесь нет ни на грош – в чем и состоит главная занятность «Демона». Фильм, более чем наполовину состоящий из сцен с неподвижной обнаженной девушкой и двумя невозмутимыми (поначалу) мужчинами в резиновых перчатках и с инструментами, очевидно, должен был бы оказаться неподцензурной продукцией садомазохистского толка для публики с фривольными наклонностями. А получилась типичная экзорцистская страшилка безо всякой клубнички. Сюрпрайз, как говорится.
«Демон внутри» (The Autopsy of Jane Doe) (18+). Режиссер: Андре Эвредаль. Великобритания, США, 2016