Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияМир

4491

21.09.2016, 13:55

Рождество Пресвятой Богородицы

Великий праздник Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии православные отмечают 21 сентября (8 сентября по старому стилю).

Канонические евангелия мало внимания уделяют земной жизни Пресвятой Девы и совсем не упоминают обстоятельства ее рождения. Основным источником данных о Марии стал апокрифический текст «Протоевангелие Иакова Младшего» (II век), а также восходящие к нему сочинения. Согласно этим источникам, отцом Марии был праведный Иоаким из Назарета, а матерью - праведная Анна из Вифлеема. Иоаким и Анна вели благочестивую жизнь, однако долгое время оставались бесплодными. Иоаким, человек богатый, всегда щедро жертвовал храму, однако во время великого праздника (Дня Господня) первосвященник Рувим не принял его подношение, заявив: «Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю». Огорченный Иоаким отправился в пустыню, где сорок дней провел в посте и молитвах; Анна в это время также плакала и молила Бога о зачатии, дав обет посвятить свое дитя Господу. И вот праведнице явился ангел, который возвестил: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Иоакиму ангел также сказал: «Бог внял молитве твоей»; тот на радостях велел своим пастухам выбрать молодых ягнят, телят и козлят для благодарственной жертвы, а затем отправился в Иерусалим, где у Золотых ворот его поджидала счастливая жена. После этого праведная пара вернулась домой, в Назарет, где по прошествии положенного срока у них родилась девочка, и ей дали имя Мария (что означает «высокая», «госпожа»). Этой девочке и суждено было со временем стать «той дверью, через которую явится Спаситель Мира Христос».

Праздник Рождества Богородицы был установлен предположительно в VI веке. Ныне он отмечается торжественным молебном и величанием на утрени: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое». На празднование отводится шесть дней (включая один день предпразднества и четыре дня попразднества).

В народной традиции день Рождества Богородицы (Богородичин день, Малая или Вторая Пречистая, Госпожинки, Аспосов день, Осенины) издавна считался одним из важнейших праздников года. Собственно, у славян особо почитались все праздники Девы Марии, поскольку Богородице в народе поклонялись даже больше, чем Христу и самому Господу. «Милостивая наша матушка-заступница!» - говорили о Марии русские крестьяне, и обращались к ней в самых разных жизненных ситуациях, даже тогда, когда не рассчитывали на помощь Бога или святых. При этом Богоматерь в народном представлении отчасти слилась с образом Матери - Сырой Земли, прародительницы всего сущего, доброй кормилицы и покровительницы.

Земля издавна считалась не только священной стихией, но и живым существом, которому запрещалось наносить любой вред; ее старались не тревожить во время зимнего сна, а летом кланялись ей, молились, освящали, задабривали и чествовали ритуальными трапезами, песнями, обходами и т.д. Осенью, убрав урожай, закатывали благодарственный «пир на весь мир», прославляя Землю-кормилицу и олицетворявших ее силу богинь - Макошь и рожаниц, замещенных при христианстве Богородицей. Интересно, что о прежних языческих представлениях не забывали вплоть до XIX в., устраивая пиршества в честь рожаниц и Рода. Это очень возмущало святых отцов, видевших, как в Рождество Богородицы «бабы каши варят на собрание рожаницам», и даже более того, «череву работни (чревоугодливые) попове уставиша трепарь прикладати рождества богородицы к рожаничьне трапезе, отклады деюче». Подобное приравнивалось к наиболее тяжким грехам: «Еже есть всего горее – ставленье трапезы рожаницам и прочая вся служенья дьяволя – требы кладомыя вилам и покланянье твари».

О богинях-рожаницах известно очень мало. Одни исследователи считают их богинями судьбы, другие - духами-покровитедями материнства и женщин-рожениц, третьи – предками рода, оберегающими своих потомков. Б.А Рыбаков (академик, доктор исторических наук) считал их древними богинями-прародительницами, которым поклонялись еще первобытные охотники. Люди видели их в созвездиях Большой и Малой Медведицы ("лосихи" и ее "лосенка" у северных народов); от них зависело, удачной ли будет охота, достаточно ли будет дичи, вернутся ли добытчики с мясом для еды и шкурами для одежды. Отголоски тех времен сохранились в народных преданиях: например, на Белоозере рассказывали, что когда-то «в день Рождества Богородицы самки оленя ежегодно приводили с собой детеныша, которого [крестьяне] закалывали и варили и им угощали приходящих, а мать отпущали. Когда же праздник приходился в постный день, тогда олени приходили накануне и праздновали накануне, что делается и до настоящего времени, но теперь олени уже не приходят, и крестьяне приносят в жертву рогатый домашний скот».

С переходом к земледелию звериные богини-матери превратились в богинь плодородия (подобных греческой Деметре и Персефоне, олицетворявших землю и опущенное в нее зерно). Во время осеннего праздника урожая их прославляли, благодаря за собранные уже плоды земные и заклиная сохранить плодородную силу до будущего года. Даже с утверждением христианства, изгнавшего языческих богов, память об этих прародительницах сохранилась, поскольку они были олицетворением той жизненной энергии, что позволяет женщинам рожать, животным – приносить приплод, а полям – давать новые всходы. Дева Мария также воплощала в себе эту женскую плодородную силу, однако отцов церкви сильно возмущало, что прихожане сравнивают Богородицу с «человекородицами»: «Ибо не есть сие честь Деве, плотию родившей невместимое Слово, если ея неизреченное рождение определяют и представляют по примеру обыкновеннаго и нам свойственнаго рождения».

Праздник Рождества Богородицы завершал сельскохозяйственный сезон и воспринимался в народе как «поворот на зиму», когда земля и вся природа начинает засыпать. Женщины в этот день рано поутру выходили к берегам рек и озер «встречать матушку Осенину»: старшая из собравшихся стояла с овсяным хлебом, а остальные, окружив ее, пели песни, после чего хлеб разламывали на куски по числу участниц и разбирали по ломтику (потом этим хлебом подкармливали домашний скот). Девицы в этот день встречали осень песнями, играми, хороводами, а старшие «обновляли» в доме огонь (гасили пламя в очаге и зажигали новое «живым» огнем, полученным с помощью трения или кремня). С Богородичина дня начинались «засидки» (посиделки, женская работа в доме при свете лучин).

Осенины-Госпожинки справлялись иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее торжества. К празднику готовились заранее: зажиточные хозяева варили пиво, подавали к столу вареное мясо, студень, рыбные блюда, обязательно хлеб или пирог из муки нового урожая, каши из разных злаков, творог, мед и прочую «новину» (которую нередко загодя освящали в церкви). Угощение при этом бывало одним из самых пышных в году. Нередко в честь праздника устраивали братчины или складчины – всеобщее пиршество, продукты для которого собирали с каждого дома или покупали на общинные деньги.

Во многих районах приурочивали к Госпожинкам обязательное гостевание. Породнившиеся в прошедшем сезоне семьи навещали друг друга: например, тесть с тещей непременно звали в гости зятьев с женами и детьми, принимали их как почетных гостей, даже если не рассчитывали на ответное приглашение. Но обычно зятья также звали в гости тестя с его женой, а во многих случаях – и со старшими сыновьями, и их семьями. Обычай этот основывался на представлениях о важности добрых, мирных и хлебосольных отношений между семьями сватов. Новобрачные, обвенчавшиеся незадолго до праздника, также должны были пригласить к себе всех родных и знакомых - «навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье, поучить их уму-разуму». Гостей угощали сытным обедом, после чего молодая хозяйка показывала все свое хозяйство в доме, а хозяин – во дворе и надворных постройках; в саду собравшихся потчевали свежим пивом, а гости, по обычаю, должны были хвалить молодых и давать им различные наставления.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияМир

4491

21.09.2016, 13:55

URL: https://babr24.com/?ADE=149890

bytes: 8078 / 8031

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "События"

О мечте слетать на Луну, любви к себе и здоровье космонавта – Анна Кикина

22 июня 2023 года новосибирский планетарий получил имя единственной девушки в отряде космонавтов Роскосмоса, жительницы Новосибирска Анны Кикиной. Анна владеет рукопашным боем и карате, верит в инопланетян, в детстве занималась в театральном кружке и играла воплощение сказочного зла – бабу Ягу.

Арина Родионова

СобытияОбществоНаука и технологииНовосибирск

2371

12.04.2024

Мемориал литовцам снесли в Зиминском районе

Судебные приставы исполнили решение суда по сносу мемориала литовцам в селе Центральный Хазан Зиминского района. По сообщению регионального управления службы судебных приставов мемориальный комплекс был установлен незаконно.

Ярослава Грин

СобытияСкандалыИркутск

5707

10.04.2024

Возврата нет. Старейший универсам Новосибирска разобрали на фаст-фуды

Еще кот Матроскин говорил: «Чтобы купить что-нибудь ненужное, требуется продать что-нибудь ненужное, а у нас денег нет». Это касается и строительства новых и не очень торговых площадок за счет уничтожения исторических магазинов столицы Сибири.

Арина Родионова

СобытияЭкономика и бизнесОбществоНовосибирск

8845

09.04.2024

«Томскводоканал» купил «Альфа-банк». Воду будем покупать под залог квартир и автомобилей?

Еще одно крупнейшее предприятие города, обеспечивающее Томск холодной водой, утекло, как эта самая вода без установленного счетчика в квартире.

Алексей Серебряный

СобытияРасследованияТомск

16368

03.03.2024

Телеграм Томска за неделю: увольнение Азанова, приезд Демешина и критика Мазура

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 12 по 18 февраля 2024 года включительно. Увольнение Азанова Павел Азанов покинул пост начальника департамента специальных проектов Томской области.

Андрей Игнатьев

СобытияОбществоПолитикаТомск

14577

19.02.2024

Прощайте, Лев Федорович! Спасибо, что вы у Томска были

Завтра, 9 февраля 2024 года, Томск проводит в последний путь бывшего депутата областного парламента и городской думы Льва Федоровича Пичурина, скончавшегося 7 февраля на 97-м году жизни.

Алексей Серебряный

СобытияПолитикаОбществоТомск

15713

08.02.2024

Эксклюзив Бабра. Евгений Ковалевский о переходе через Таиланд, смертельных опасностях и не только

Томская кругосветка продолжается. Сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Березкин с 21 по 25 января совершили переход Батам (Индонезия) – Пхукет (Таиланд). 21 января сибиряки отшвартовались от пирса марины Нонгса Поинт (Батам), покинув берега Индонезии и взяв курс на Пхукет.

Анна Леро

СобытияТуризмОбществоТомск Новосибирск

5806

31.01.2024

Блогнот. Томская экс-неделя

Год непринятых решений и невыполненных обещаний. Год понаехавших и поуехавших (последних больше). Год, когда открытий было мало, а закрытий – наоборот. Весной символично закрыли молодежное пространство «Зеленая улица», но Томск все еще жив университетами.

Андрей Игнатьев

СобытияОбразованиеОбществоТомск

5779

29.12.2023

Блогнот. Томская экс-неделя

Кирилл Новожилов продает свою долю в «Томскводоканале». Так говорят близкие к томскому олигарху источники. Называется даже новый московский собственник – «Росводоканал». Ему уже принадлежит более четверти объемов рынка частных водоканалов в стране.

Андрей Игнатьев

СобытияЭкономика и бизнесПолитикаТомск

17340

15.12.2023

Дети Кроноса. Экс-прокурор Олег Бушмакин, два Сережи и Александр Мысик

Еще одна криминальная история с участием представителя структуры, обязанной бороться с этим самым криминалом, пришла к логическому завершению.

Анна Леро

СобытияКриминалСкандалыНовосибирск

7400

30.11.2023

Опрос Бабра. Делегация от Прибайкалья на ВДНХ: трата казённых денег или о России думы?

На форуме-выставке «Россия» в Москве прошёл День Иркутской области. Туда явились все, кому не лень, – от губернатора до мэров небольших поселений. Там была культурная программа, рассказ о достижениях, дегустация традиционных яств и многое другое.

Анна Амгейзер

СобытияПолитикаОбществоИркутск Россия

22998

22.11.2023

Пятый элемент. Как в Новосибирске оказалась неучтенная книга XVI века?

Новосибирск переживает настоящую сенсацию: в процессе обследования церковных книгохранилищ обнаружена уникальнейшая книга, датированная 1570 годом, – Псалтырь с Часословцем. Выпуск этого редкого экземпляра принадлежит легендарному российскому первопечатнику Ивану Федорову.

Анна Леро

СобытияИсторияКультураНовосибирск

56446

20.11.2023

Лица Сибири

Жуковец Антон

Батоев Биликто (Биликто-лама)

Доржиев Цырен-Даши

Швыткин Юрий

Терехов Геннадий

Силивончик Александр

Красноштанов Александр

Титенок Инна

Аксаментов Геннадий

Капитонов (Козлов) Андрей