Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияОбществоРелигияМир

6431

26.04.2016, 07:58

Страстная неделя

Последняя неделя Великого поста, следующая за Вербным воскресеньем, в церковной традиции именуется Страстной или Великой (а в народе ее называют еще Красной, Червоной, Святой), поскольку в это время верующие вспоминают последние дни Иисуса Христа на земле, Его страдания, распятие и погребение. Церковь предписывает верующим всю эту неделю, и особенно последние дни перед Пасхой, соблюдать строжайший пост, дабы подготовиться к великому и радостному дню – Светлому Христову Воскресению.

Самые важные дни Великой седмицы – четверг, когда вспоминают Тайную вечерю и предательство Иуды, и пятница, связанная с мучениями и смертью Иисуса Христа. В Страстную пятницу верующим нельзя веселиться, шуметь, петь песни, кричать и свистеть, вообще громко разговаривать и тем более ссориться; по поверью, в это время даже птицы затихают и вся природа скорбит вместе с людьми. Суббота посвящается погребению Христа и его сошествию в ад, когда Мессия сокрушил ворота Преисподней, устрашил злых духов и освободил благочестивые души (Адама и Еву, ветхозаветных пророков и проч.), а после вознесся на Небеса. В субботу прихожане производят последние приготовления к Пасхе, пекут куличи, красят яйца и освящают эти ритуальные кушанья в церкви. Во время вечерней службы траурные одежды священнослужителей сменяются светлыми, а ровно в полночь начинается праздничная пасхальная служба.

В русских селах уже с первых дней Страстной недели начиналось очищение всего жилого пространства перед праздником: хозяева мыли избу и хозяйственную утварь, стирали, прибирались во дворе и надворных постройках, белили печи, украшали жилище новыми полотенцами, лентами и т.д. Крестьяне говорили: «Страшной понедельник на двор идет – всю дорогу вербой метет», «С Великого понедельника до Великого дня целая неделя, по горло бабам дела». Особенно усердно наводили порядок в Страстной четверг, называемый в народе «Чистым», так как верили, что «если в Чистый четверг все вымоешь, потом весь год чистота в избе водиться будет». Мусор, накопившийся за зиму, и разное старье (изношенную одежду и обувь, прелую солому, сломанную утварь) в этот день уничтожали, сжигая в ритуальном костре или «пуская по воде». Очищали и себя самих: непременно парились в бане, мыли детей («чтоб весь год чистыми были»), умывались на рассвете свежей водой из криниц и источников, обливались и даже купались в реках для здоровья, бодрости, красоты, защиты от порчи и колдовства.

Страстной четверг у славян издревле был связан с культом мертвых. В этот день посещали кладбища, подправляли и украшали могилы, поминали усопших, оставляли им ритуальную еду и т.д. Широко распространен был обычай «греть родителей» - разводить во дворах или на жальниках костры из соломы, чтобы души умерших могли обогреться после зимних холодов. В поучениях против язычества говорится, что некогда мертвых («навьев») даже приглашали мыться: «...и воду к кутьи заупокойней оставляють на столци, и сметье [мусор] у ворот жгуть в великой четверг, моляще тако: “У того огня души приходяще огреваются”... и мылница топят, и на печь льют, и попел посреде сыплют следа ради. И глаголють: “Мыйтеся!” И чехли вешають и убруси, и велят ся терти ... И приходят топившеи мовници и глядают на попеле следа и егда видять на попели след и глаголють: “Приходили к нам навья мытся!”» («Слово св. Григория», XVI в.).

Интересно, что во многих местах Страстная неделя считалась самым подходящим временем для общения с разными «нечистиками» - лешими, домовыми, водяными и др. Подобные существа соотносились в народной традиции с проклятыми душами – утопленниками, самоубийцами и прочими, умершими несвоевременной смертью; так что их появление в Чистый четверг (своеобразный «праздник мертвых») вполне естественно. Например, крестьяне верили, что если в Страстной четверг осмотреть чердак со свечой, принесенной с вечерней службы, то в каком-нибудь углу непременно увидишь домового. Чтобы домовик оберегал хозяйство, не мучил лошадей и любил домочадцев, ему в этот же день клали под угол дома еду, оставляли на чердаке яйцо (чтобы он мог «разговеться» на Пасху). Люди, желавшие увидеть лешего (заключить с ним договор, спросить о будущем и т.д.), ночью в Страстной четверг шли в лес, садились на березу или осину, снимали с себя нательный крест и звали: «Владыко лесной, есть у меня до тебя просьба». Рыболовы и мельники на Страстной неделе готовили «угощение водяному»: покупали вскладчину лошадь, три дня откармливали ее, а потом топили в реке, полагая, что иначе «водяной царь», пробудившийся после зимней спячки, может рассердиться и разогнать всю рыбу, устроить наводнение и т.п.

В некоторых местах принято было в на Страстной неделе символически «кормить Мороз», т.е. на ночь выставлять на окно или во двор овсяный кисель в миске, призывая: «Мороз, мороз! Иди кисель есть! Не бей наш овес, нашу рожь, а бей быльник да крапивник». Подобным же образом в Великий четверг «кликали зверей»: «Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть!»; считалось, что после угощения дикие звери не тронут скот во время летнего выпаса и не станут портить посевы. Ну а чтобы коровы летом не плутали в лесу и не терялись, хозяйка забиралась на крышу и кричала в трубу: «Коровы-то дома?»; кто-нибудь из семейных отвечал: «Дома, дома!», после чего хозяйка приговаривала: «Так-то вот, коровушки, в лесу не спите, домой ходите». Местами соседки договаривались и ходили друг к дружке, стучали в окна и спрашивали: «Дома ли коровушки?», на что хозяйка отвечала им: «Дома, дома!»; такой диалог продолжался до тех пор, пока соседка не перебирала по очереди весь скот, все огородные и зерновые культуры, а также множество предметов домашней утвари, чтобы так обеспечить их приумножение в течение года.

Пытаясь «привязать» домашних животных ко двору и не дать им потеряться, крестьяне нередко возводили символическую преграду между «своим» и «чужим» пространством. Например, хозяйки в Великий четверг до восхода солнца с приговорами объезжали двор на помеле или кочерге; насыпали курам зерно в обруч (чтоб неслись дома, а не по чужим дворам); развешивали по кольям забора перевернутые горшки или старые лапти (чтобы ястребы не таскали кур и цыплят); обвязывали забор спряденными «в левую сторону» нитками; выстригали у животных шерсть и перья, затыкая потом эти клочки за матицу («чтоб скотина знала дорогу домой»), и т.д. Подобные меры служили защитой и для самих хозяев. Например, в Великий четверг поселяне объезжали двор на кочерге, очерчивали хозяйство косой или обливали «четверговой» водой углы, чтобы в дом не смогли пробраться злые силы (нечистые духи, ведьмы, змеи и др.). Большой популярностью пользовались свечи, которые еще горящими приносили домой с четверговой службы: такой «четверговой» свечой хозяин выводил над всеми входами (дверями, окнами, воротами) кресты, заграждающие путь «нечистикам», обновлял огонь в доме и «освящал» все хозяйство.

По погоде в Великий четверг гадали о весне и будущем годе. Считалось, например, что «если в Страстной четверг холодно, то весна до седьмой недели холодна, а коли дождь – мокрая», «каков Великий четверг, таково и Вознесенье», «в Великий четверг мороз, так и под кустом овес». Чтобы хлеб лучше родился, на рассвете Страстного четверга потряхивали соху, а иногда изображали даже полевые работы (пахоту, косьбу и пр.), полагая, что в этом случае урожай будет обильным, а работа – легкой и спорой. Вообще, в Великий четверг часто прибегали к «магии первого дня» (так же, как это делали в Новый год): встать старались как можно раньше (чтобы в страдную пору не быть сонливыми), надевали новую одежду, перебирали все хозяйственные орудия, пересчитывали деньги, несколько минут посвящали «сподручным работам» (пряли, шили, плели лапти и веревки, изображали рыбную ловлю, стреляли-«охотились» и т.д.), чтобы весь год жить в достатке, чтобы любое дело спорилось, промысел был удачным и проч.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияОбществоРелигияМир

6431

26.04.2016, 07:58

URL: https://babr24.com/?ADE=144509

bytes: 7929 / 7859

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "События"

«Томскводоканал» купил «Альфа-банк». Воду будем покупать под залог квартир и автомобилей?

Еще одно крупнейшее предприятие города, обеспечивающее Томск холодной водой, утекло, как эта самая вода без установленного счетчика в квартире.

Алексей Серебряный

СобытияРасследованияТомск

12744

03.03.2024

Телеграм Томска за неделю: увольнение Азанова, приезд Демешина и критика Мазура

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 12 по 18 февраля 2024 года включительно. Увольнение Азанова Павел Азанов покинул пост начальника департамента специальных проектов Томской области.

Андрей Игнатьев

СобытияОбществоПолитикаТомск

13950

19.02.2024

Прощайте, Лев Федорович! Спасибо, что вы у Томска были

Завтра, 9 февраля 2024 года, Томск проводит в последний путь бывшего депутата областного парламента и городской думы Льва Федоровича Пичурина, скончавшегося 7 февраля на 97-м году жизни.

Алексей Серебряный

СобытияПолитикаОбществоТомск

15147

08.02.2024

Эксклюзив Бабра. Евгений Ковалевский о переходе через Таиланд, смертельных опасностях и не только

Томская кругосветка продолжается. Сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Березкин с 21 по 25 января совершили переход Батам (Индонезия) – Пхукет (Таиланд). 21 января сибиряки отшвартовались от пирса марины Нонгса Поинт (Батам), покинув берега Индонезии и взяв курс на Пхукет.

Анна Леро

СобытияТуризмОбществоТомск Новосибирск

5584

31.01.2024

Блогнот. Томская экс-неделя

Год непринятых решений и невыполненных обещаний. Год понаехавших и поуехавших (последних больше). Год, когда открытий было мало, а закрытий – наоборот. Весной символично закрыли молодежное пространство «Зеленая улица», но Томск все еще жив университетами.

Андрей Игнатьев

СобытияОбразованиеОбществоТомск

5584

29.12.2023

Блогнот. Томская экс-неделя

Кирилл Новожилов продает свою долю в «Томскводоканале». Так говорят близкие к томскому олигарху источники. Называется даже новый московский собственник – «Росводоканал». Ему уже принадлежит более четверти объемов рынка частных водоканалов в стране.

Андрей Игнатьев

СобытияЭкономика и бизнесПолитикаТомск

16704

15.12.2023

Дети Кроноса. Экс-прокурор Олег Бушмакин, два Сережи и Александр Мысик

Еще одна криминальная история с участием представителя структуры, обязанной бороться с этим самым криминалом, пришла к логическому завершению.

Анна Леро

СобытияКриминалСкандалыНовосибирск

7258

30.11.2023

Опрос Бабра. Делегация от Прибайкалья на ВДНХ: трата казённых денег или о России думы?

На форуме-выставке «Россия» в Москве прошёл День Иркутской области. Туда явились все, кому не лень, – от губернатора до мэров небольших поселений. Там была культурная программа, рассказ о достижениях, дегустация традиционных яств и многое другое.

Анна Амгейзер

СобытияПолитикаОбществоИркутск Россия

21719

22.11.2023

Пятый элемент. Как в Новосибирске оказалась неучтенная книга XVI века?

Новосибирск переживает настоящую сенсацию: в процессе обследования церковных книгохранилищ обнаружена уникальнейшая книга, датированная 1570 годом, – Псалтырь с Часословцем. Выпуск этого редкого экземпляра принадлежит легендарному российскому первопечатнику Ивану Федорову.

Анна Леро

СобытияИсторияКультураНовосибирск

47878

20.11.2023

Прилетел вдруг «волшебный пендель» – от томской прокуратуры

Это только в мультиках прилетают волшебники в голубых вертолетах и бесплатно показывают кино. Реальность гораздо суровее и неприятнее. Особенно, если за деятельностью какого-нибудь важного ведомства пристально наблюдает прокуратура.

Алексей Серебряный

СобытияКак по-писаномуОбществоТомск

11526

17.11.2023

Новая лодка, остров Четверга и Джеймс Кук: эксклюзив от Евгения Ковалевского

Кругосветное путешествие Russian Ocean Way томского путешественника Евгения Ковалевского продолжается, и Бабр узнал новые подробности о том, как оно проходит.

Анна Леро

СобытияТуризмОбществоТомск

6373

15.11.2023

Раз росинка, два росинка, три росинка – чай. Как томичи добывают воду

Если в доме нет воды, воду выпили какие-то нехорошие люди. Либо в населенном пункте, где нет живительной влаги, никогда не было никакого водопровода. Как, к примеру, в поселке Росинка, который входит в Октябрьский район города Томска.

Анна Леро

СобытияЖКХОбществоТомск

13965

02.11.2023

Лица Сибири

Ковалев Владимир

Васиченко Евгений

Кампф Алексей

Дикусарова Наталья

Зубков Александр

Распутин Алексей

Фальков, Валерий

Параничев Юрий

Мартыняк Дениc

Силивончик Александр