Кино-2016: Разоблачайте педофилов – и будет вам счастье
В прокате – «В центре внимания», один из главных фаворитов грядущего «Оскара», рассказывающий о громком журналистском расследовании пятнадцатилетней давности.
2001-й, вскоре после 11 сентября. В славной американской газете The Boston Globe трудится очаровательная команда пишущих трудоголиков (Майкл Китон, Марк Руффало, Рейчел МакАдамс и др.), не первый год занимающихся коллективными журналистскими расследованиями. Их отдел именуется Spotlight («Центр внимания» или же «Прожектор») и по праву считается главным украшением авторитетного издания.
Но тут из газеты уходит возглавлявший ее престарелый добряк, а на его место назначают смурного еврея из другого штата (Лив Шрайбер). Его первое задание «спотлайтовцам» – написать о недавно разоблаченном священнике, годами практиковавшем растление малолетних прихожан. Журналисты сперва приходят в замешательство: мол, так ли уж необходимо нарываться на конфликт с могучей католической церковью? И где же – в Бостоне, одном из признанных клерикальных центров Америки!
Однако за считанные недели друзья-газетчики докапываются до шокирующей изнанки дела: давеча попавшийся священник – не исключительный случай, а самый что ни на есть рядовой. В одном только Бостоне в разное время орудовали сотни педофилов в сутанах, а количество совращенных ими детей исчисляется чуть ли не тысячами. Разворошив этот улей, The Boston Globe послужила инициатором аналогичных разоблачений по всему миру, а заодно взвинтила до небес собственный рейтинг. В течение 2002 года издание опубликовало 600 материалов о скотстве католических духовников, погубленных целибатом. В 2015-м авторов этих статей вдохновенно изобразили на экране перворазрядные голливудцы.
Картина, спору нет, добротная. Но все ж таки не более
Можно продолжить чествование достойных людей уже на примере самого фильма. «В центре внимания» номинирован на шесть «Оскаров» – и смело может рассчитывать хотя бы на две-три статуэтки. Картина, о чем нетрудно догадаться, всецело основана на реальных событиях, но снята не по документальной книжке, как оно чаще всего бывает. Да и зачем книжка, когда бостонские газетчики подробнейшим образом рассказали обо всем в собственных публикациях – даже и не по одному разу. Засядь в библиотеке с годовой подшивкой The Boston Globe – и через месяц-другой предъяви голливудской студии дотошный сценарий, который оторвут у тебя там с руками. А то что же – Леониду Ди Каприо в одиночку за «Оскаром» бегать?
В общем, сценаристы написали, режиссер поставил, актеры сыграли, киноакадемики оценили и номинировали, а зрители невольно посмотрели наряду с «Выжившим» и еще какой-нибудь «Игрой на понижение». Но тотчас после оскаровской церемонии о «Центре внимания» как пить дать забудут на веки вечные.
«Spotlight» – очень старомодное кино, даже менее современное, чем «Вся президентская рать» (1976)
То есть дурного слова об этом фильме вообще-то не скажешь. Просто потому, что не получится. Он до скуки, до ужаса, до неправдоподобия правильный во всех мыслимых отношениях. Сама тематика, положим, максимально отталкивающая – и проявить к ней полноценное любопытство способен лишь законченный филистер. Но при этом картину никак не упрекнешь в какой-либо бульварщине (как и газету The Boston Globe, если на то пошло). Нет-нет, «В центре внимания» – не для пошляков и плебеев, а ровно наоборот.
Здесь все чинно, благородно, почти что аристократично. Несмотря на события, вокруг которых все вертится, такие слова, как «член» или «подрочить», проскальзывают в фильме не больше трех-четырех раз и как бы мимоходом. Но все равно можно заметить, что актерам очень стыдно произносить их в такой серьезной картине. Тема – неприличная и скользкая, но фильм – суперпристойный и вылизанный.
Актеры, конечно, милейшие – такой состав украсил бы любой фильм
И только одно может помешать его абсолютному триумфу на «Оскаре» – примерно те же смутные сомнения, которые в самом начале терзали героев и их прототипов: к чему лишний раз лягать церковь и так далее. Тем паче что среди киноакадемиков истово верующих всяко больше, чем среди журналистов.
«В центре внимания» (Spotlight) (18+). Режиссер: Том МакКарти. США, 2015