Артур Скальский

© Областная газета

КультураМир

4276

19.03.2012, 11:54

О вреде и пользе безграмотности

Недавно одна милая девушка, беседуя со мной в парикмахерской на отвлеченные темы, совершила открытие: она узнала, что алфавит на земле был не всегда и что жители России массово начали учиться читать и писать менее века назад.

Нина Озерникова — журналист, преподаватель ИГУ

- А как же они узнавали информацию? – удивленно спросила она.

- Они разговаривали…

Да, факт остается фактом, люди научились разговаривать значительно раньше, чем складывать из графических символов – букв, слова. На процесс освоения алфавитной технологии у человечества ушло почти три тысячелетия, если за точки отсчета брать время создания финикийского алфавита - XV-XIV века до н.э. и изобретение Гутенбергом первого печатного станка (1450 год), давшего начало массовому распространению письма в Европе.

С учетом этих временных рамок можно судить о том, что азбука давалась человечеству непросто. И это объективно так. Вспомните, как вы учились в первом классе по букварю (замечу, умея уже очень сносно разговаривать): буквы-звуки никак не хотели соединяться в слова-смыслы, а крючочки и палочки так норовили сползти с тетрадной строчки.

А проблема заключается в том, что разговорная и письменная речь формируются и живут по разным законам: при устном способе передачи информации главную роль играют слух и язык, а при письменном – зрение.

Десятки тысяч лет человек развивал преимущественно слуховые и вербальные навыки. В результате ухо и язык функционально «срощены» - если у человека проблемы со слухом, то он испытывает и выраженные затруднения с вербализацией. Кроме этого, у аудиала, в отличие от визуала, хорошо развит тактильный уровень восприятия.

Не случайно педиатры советуют молодым мамам развивать у детей мелкую моторику пальцев рук – играть в сороку-ворону, собирать пирамидки и т.д. Эти упражнения помогают ребенку быстрее научиться говорить. Зрение же самодостаточно, эгоистично, для создания картины мира оно не нуждается в помощи. Кроме этого, зрение очень дисциплинировано, в отличие от слуха, оно не терпит хаоса, его единственное желание – все упорядочить, выстроить по линейке, как буквы на листе бумаги.

Так что человечеству, чтобы в совершенстве освоить алфавит, пришлось, по сути, радикально измениться. За последние пятьсот лет, глаз узурпировал право на получение сведений извне, ведь для потребления книжной, газетной и журнальной информации нужно лишь зрение. Что значат эти пятьсот лет для нашей цивилизации? Очень много. В плане развития научного знания и технологий, они бесценны.

Что значат пятьсот лет в истории вида «гомо сапиенс»? Очень мало.

Слуховая культура более близка человеческой природе. И сегодня, с развитием новых средств передачи информации, ориентированных на развитие мелкой моторики (сенсорные экраны, SMS-сообщения, email-переписка), требующих активной работы слухового и речевого аппаратов (плеер, мобильный телефон, скайп) и, наконец, транслирующих сообщения хаотично, в манере свойственной допечатному, докнижному периоду (интернет, телевидение) мы семимильными шагами возвращаемся во времена, когда люди еще не имели алфавита. На этом фоне, вполне естественно выглядит стремительное обесценивание научного знания – слуховая культура в принципе не призвана объективизировать картину мира. Вполне объяснимо поголовное несоблюдение правил грамматики, пунктуации – они лишь затрудняют процесс общения при составлении электронного послания. Смысл вполне понятен в отсутствии двоеточий и прочих тире: их придумали, когда письма шли до адресата неделями, месяцами.

Очевидно и то, что так называемый цифровой разрыв, когда люди, ориентированные на старые формы передачи и получения информации не желают или не имеют возможности встроиться в новый социум, порождает в обществе глобальный конфликт. И бытующее мнение старших поколений о том, что молодежь безграмотно пишет и не желает читать классиков лишь слабый его отголосок. На самом деле люди просто вновь учатся слушать и разговаривать…

Артур Скальский

© Областная газета

КультураМир

4276

19.03.2012, 11:54

URL: https://babr24.com/?ADE=103836

bytes: 4055 / 3929

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Рыжие очарования, или Два по 50! К юбилею сестёр Кутеповых

1 августа 100 лет на двоих исполняется выдающимся российским актрисам театра и кино, звёздам театра «Мастерская Петра Фоменко», лауреатам множества театральных и кинематографических премий, заслуженным артисткам России Ксении и Полине Кутеповым.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

4173

01.08.2021

Хозяйка сцены, или От члена правительства до акушерки. К юбилею Веры Марецкой

В историю советского кино она вошла как член правительства Александра Соколова, акушерка Анна Мартыновна Змеюкина, сельская учительница Варвара Васильевна Мартынова и мать Павла Власова Пелагея Ниловна. В столичных театральных кругах её называли не иначе как «хозяйка Театра Моссовета».

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

8278

31.07.2021

«Наше движение – это не просто про сохранение двух-трех деревянных домов, а о сохранении именно исторической среды»: как устроен «Том Сойер Фест» в Томске

Томск насчитывает около двух тысяч деревянных домов, считающихся неотъемлемой частью архитектурного облика города. Однако сейчас состояние многих из них оставляет желать лучшего – покосившиеся фасады, облупленная краска и истлевшая резьба.

Пепел

КультураОбществоНедвижимостьТомск

2560

31.07.2021

Не всё потеряно: студентка ТГУ и её фотопроект о репродуктивном давлении

Студентка ТГУ (Томский государственный университет) Анастасия Карпова выпустила фотопроект «Малена», который посвящен репродуктивному давлению на женщин. Вдохновение для проекта девушка черпала из одноименного фильма «Малена», главную роль в этом фильме играет Моника Беллуччи.

Соня Совушкина

КультураМолодежьОбществоТомск

4952

30.07.2021

Видео дня. «Последний богатырь»: дубль три

Российское подразделение компании Disney и студия Yellow, Black and White опубликовали первый трейлер третьего фильма саги «Последний богатырь» «Последний богатырь: Посланник тьмы», премьера которого намечена на 23 декабря 2021 года.

Филипп Марков

КультураРоссия

7349

29.07.2021

Уикенд в жанре триллера. Прорыв «Времени» на фоне провала «Броска кобры»

В российском кинопрокате новый лидер. Более того, сразу две премьеры по итогам уикенда вошли в топ‑3. Безоговорочное первое место к концу выходных занял триллер М. Найта Шьямалана «Время», вышедший на экраны 22 июля. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

7910

29.07.2021

Принцесса цирка и Наумова. К юбилею Наталии Белохвостиковой

«У озера», «Красное и чёрное», «Легенда о Тиле», «Маленькие трагедии», «Стакан воды», «Тегеран‑43», «Принцесса цирка», «Змеелов»… В 19 лет она стала лауреатом Государственной премии СССР, а в 33 – народной артисткой РСФСР.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

12326

28.07.2021

ТРЦ важнее памятника архитектуры?

На месте томского памятника архитектуры, незаконно снесённого ещё в 2013 году, построят торгово-развлекательный центр. Соответствующее разрешение дал Арбитражный суд. Как это могло произойти? Почему год за годом местные бизнесмены безнаказанно разрушают старинные дома? Итак, начнём с предыстории.

Андрей Игнатьев

КультураКриминалРасследованияТомск

3475

28.07.2021

Новая версия «Мастера и Маргариты»: немецкий Воланд плюс чета Цыганова и Снигирь

Бабу Ягу со стороны брать не будем – воспитаем в своём коллективе. Из к/ф «Карнавальная ночь» – Вы – немец? – осведомился Бездомный. – Я-то?.. – переспросил профессор и вдруг задумался.

Филипп Марков

КультураРоссия

9132

27.07.2021

К юбилею Бернарда Шоу. О женщинах, алкоголе и религии от остроумного вегетарианца

Я был слишком слаб, чтобы работать, поэтому писал книги. Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее. Бернард Шоу Он написал пять романов и несколько десятков пьес и стал в английском театре вторым по популярности драматургом после Шекспира.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

14010

26.07.2021

Сережа очень тупой/обидчивый/непричастный: нужное подчеркнуть

24 июля со здания томского театра Драмы пропала афиша спектакля «Сережа очень тупой». В соцсетях предположили, что распоряжение снять баннер отдал лично губернатор Сергей Жвачкин, которого обидело название постановки.

Пепел

КультураПолитикаОбществоТомск

4842

26.07.2021

Смешная глыба сцены и экрана. К 120‑летию Игоря Ильинского

Имя этого великого актёра без какого бы то ни было преувеличения вписано золотыми буквами в историю русского театра и советского кинематографа.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

13787

24.07.2021

Цветкова Людмила

Батищев Сергей

Кондратьев Алексей

Книжник Денис

Очиров Бато

Левченко Андрей

Елясова Оксана

Шапенков Алексей

Кошечкина Валерия

Дроков Евгений