Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

5721

18.01.2012, 19:15

Крещенские гадания

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

В.Жуковский

Святочные гадания всегда считались в народе самыми действенными, поскольку в этот период мир людей особенно сближался с потусторонним миром духов и высших сил, управляющих человеческими судьбами. Русские крестьяне рассказывали, что людям больше всего «блазнит» (чудится) с Рождества до Крещения, поскольку Господь, радуясь рождению сына, выпускает всех потусторонних существ и позволяет им беспрепятственно бродить по земле до самого церковного водосвятия; а в некоторых местах даже удлиняли этот период времени, считая, что с Николина дня до Крещения Сатана повелевает своим слугам ходить по земле и предсказывать людям их судьбу, «чтобы их больше любил народ». На Богоявление же, после освящения воды, нечистая сила вынуждена убраться прочь, а потому и гадать уже нельзя.

Как правило, гадания начинались после заката солнца, а заканчивались порой глубокой ночью. Гадали и в одиночку, и группами. Самыми простыми и безобидными были гадания по различным приметам и предметам, снам, случайным знакам и пр. Например, девушки брали миску с водой и лили в воду расплавленный воск или олово, либо выпускали яичный белок, а потом по форме застывших капель или сгустков судили о будущем. Очень распространено было и такое гадание: девицы снимали с насеста кур и приносили в горницу, где заранее раскладывали воду, хлеб, уголь, золотые и медные кольца, платки и прочие предметы; по тому, какой предмет клюнула курица, определяли характер, профессию и достаток будущего мужа (например, если курица стала пить воду, значит, муж будет пьяница; если клюнула золотое кольцо – муж будет богатый, а если медное – нищий, и т.д.). Гадали еще и так: собравшиеся брали кольца, перстни, сережки и другие мелкие вещи, клали их под блюдо вместе с кусочками хлеба, накрывали сверху чистым полотенцем, а затем пели «подблюдные» песни (например, посвященные хлебу и соли); по окончании каждой песни кто-либо из гадающих, отвернувшись и запустив руку под закрытое блюдо, вынимал один предмет, первым попавшийся под руку, и по нему судил о будущем.

Чтобы узнать, в какую сторону выдадут замуж, девушки бросали башмаки с левой ноги через ворота на улицу и смотрели, в какую сторону обращен носком упавший башмак; если же он указывал на домашние ворота – значит, гадающей в этом году не суждено выйти замуж. Чтобы узнать облик будущего супруга, перед сном ставили под кровать миску с водой и клали поперек прутик, а затем говорили: «Суженый-ряженый, переведи через мост»; или клали под подушку гребенку со словами: «Суженый, ряженый! причеши мне голову» (считалось, что суженый явится во сне и исполнит просьбу).

Очень распространены были «окликания», когда девицы выбегали на улицу и по первому встречному мужчине судили о своем женихе . Известно множество вариантов таких гаданий: например, кое-где девицы выскакивали к воротам в одной рубашке, или выходили на перекресток, или предварительно «пололи» и «боронили» снег подолом, или выносили под фартуком пирог, кутью (которую кидали в лицо встречному), и т.д. Часто считалось, что будущий жених окажется «той же стати» (того же возраста, роста, с такими же волосами и пр.), что и встречный, будет иметь то же имя; но в некоторых случаях встреча просто предвещала хорошую или плохую жизнь (попадется молодой парень – к добру, а старик – к худу).

Не менее известным гаданием было «подслушивание». Например, девушки выходили к забору и говорили: «Залай, залай, собаченька, залай, серенький волчок», и слушали, откуда послышится лай (в ту сторону и замуж отдадут), как далеко он раздается (если издалека, то замуж идти на чужую сторону) и каков будет (звонкий лай сулил веселого и молодого мужа). Многие девушки и парни ходили слушать на перекресток, иногда даже прижимались ухом к земле, и по разным звукам, их характеру и направлению пытались понять, следует ли в этом году ждать свадьбы или смерти, откуда явятся сваты и т.д. В других случаях гадающие ходили под окна чужих домов и по донесшимся словам и самому настроению разговоров судили о будущей жизни. Наиболее смелые слушали под церковными дверями; считалось, что если из пустой церкви послышатся звуки венчания, то это к свадьбе, а если запоют «со святыми упокой» - к смерти. Иногда гадали у амбаров или овинов: девицы становились под дверями и говорили: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерять!», и если внутри слышался звук сыплю¬щегося зерна, считалось, что гадающая скоро выйдет замуж за богатого человека; если чудилось, что в амбаре метут пол веником, то считалось, что муж будет бедным; тишина свидетельствовала о том, что девушка в будущем году останется незамужней; остругивание же досок или заколачивание гвоздей предвещало смерть.

Во многих гаданиях использовали тактильные ощущения. Например, девушки в темноте заходили в дровяной сарай и брали первое попавшееся полено, приносили его домой и по его виду судили о будущем муже (гладкое полено – муж будет хороший, а если шершавое и с трещинами – муж будет дурной и сердитый; полено с толстой и ровной корой – к богатому мужу, а местами ободранное – к бедняку, и т.д.). На Русском Севере и в Сибири девицы забегали в баню или овин и задирали подолы, полагая, что, если банник или овинник прикоснется к голому телу мохнатой, мягкой рукой, то жизнь в замужестве будет богатая, а если жесткой и голой – бедная.

Наиболее «верными» считались в народе «страшные» гадания, производимые при непосредственном участии нечистых духов; прибегать к ним решались только самые смелые девушки и парни. Например, очень распространено было гадание с приглашением «суженого» на ужин, когда девушка накрывала в пустой комнате стол скатертью, клала прибор, кроме ножа и вилки, и говорила: «Суженый, ряженый! приходи ко мне ужинать»; после этого она запирала двери и садилась за стол, ожидая «суженого». Гадающие рассказывали, что перед его появлением ветер начинает шуметь под окнами, а потом входит «суженый» (на самом же деле – черт в его обличье), садится за стол, и в это время его нужно хорошенько рассмотреть; можно даже спросить его имя, только нельзя отвечать на его вопросы и вставать из-за стола. Обычно «суженый» во время разговора достает какую-либо вещь, и в это время нужно сказать: «Чур моего места! Чур меня!», тогда «суженый» исчезнет, оставив принесенную вещь; но если гадающая не успеет «зачураться», испугается или растеряется, то «суженый» может задушить ее или увести с собой. Вариантом этого гадания являлись такие способы: девушка клала в стакан воды обручальное кольцо своей матери (или свое собственное колечко) и смотрела сквозь него, полагая, что вскоре в кольце покажется «суженый»; либо ставила зеркало и перед ним свечу (иногда – два зеркала, одно против другого, и несколько свечей), и высматривала «суженого» в отражениях. В подобных случаях также следовало вовремя «зачураться» во избежание несчастья.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

5721

18.01.2012, 19:15

URL: https://babr24.com/?ADE=101687

bytes: 7160 / 7078

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Самый полезный мэр? Неоднозначные итоги опроса Бабра

Пришло время подвести итоги опроса, который Бабр проводил в конце августа в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда»(@kras_24). Кто же стал самым полезным мэром Красноярского края? Безусловно, выбирать полезного мэра – та ещё задачка.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаКрасноярск

3135

20.09.2024

Олег Дерипаска провел встречу с активными жителями Иркутской области

В ходе очередного визита в Иркутскую область известный российский промышленник Олег Дерипаска провел встречу с активными жителями Иркутской области. На мероприятии присутствовали журналисты, ученые, блогеры и представители общественных организаций.

Ярослава Грин

ОбществоСобытияИркутск

5520

13.09.2024

Итоги опросов Бабра: самые полезные и бесполезные политики Красноярского края

Пришло время подвести итоги опросов, которые Бабр проводил в конце августа в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24). На этот раз красноярцы выбирали самых полезных и бесполезных краевых политиков. Начнём с небольшой ремарки.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаКрасноярск

7853

13.09.2024

Блогнот. Томская экс-неделя

Промокнув на торжествах по случаю тройного юбилея, губернатор Томской области Владимир Мазур вместе со своим первозамом Андреем Дунаевым отбыли на этой неделе в Москву.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаТомск

5378

13.09.2024

B2B для монгольских женщин-предпринимателей: о новых возможностях и бизнес-перспективах

В Монголии продолжается активная работа по поддержке женщин-предпринимателей, направленная на преодоление гендерного неравенства и создание возможностей для экономического роста.

Эрнест Баатырев

ОбществоИнтернет и ИТЭкономика и бизнесМонголия

5407

12.09.2024

Монголия на пути к энергетической независимости: что изменится в ближайшее время?

Сложившаяся энергетическая ситуация в Монголии вызывает обеспокоенность у правительства страны. Большая часть электроэнергии, потребляемой в стране, поступает от соседних России и Китая. Это создает зависимость, которая особенно ощутима в зимний период, когда потребление энергии резко возрастает.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияЭкономика и бизнесМонголия

5313

11.09.2024

Бабр-Чарт: политики Новосибирской области. Лето 2024

Представляем вашему вниманию анализ деятельности политиков Новосибирской области за лето 2024 года. Бабр выделил среди них лидеров и антилидеров. В этот раз в чарт попали: Антон Картавин*, Светлана Каверзина**, Андрей Травников, Константин Антонов и другие.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаНовосибирск

6068

10.09.2024

Бабр-Чарт: главы Новосибирской области. Лето 2024

Представляем вашему вниманию анализ деятельности глав Новосибирской области за лето 2024 года. Бабр разделил управленцев на лидеров и антилидеров, чтобы наглядно отразить результаты их работы и влияние на развитие региона.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаНовосибирск

6896

06.09.2024

Бабр-Чарт: политики Томской области. Лето 2024

Представляем вашему вниманию анализ деятельности политиков Томской области за лето 2024 года. Бабр выделил среди них лидеров и антилидеров. В этот раз в чарт попали: Игорь Лютаев, Галина Немцева, Владимир Мазур, Татьяна Соломатина и другие.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаТомск

7125

05.09.2024

Бабр-Чарт: главы Томской области. Лето 2024

Представляем вашему вниманию анализ деятельности глав Томской области за лето 2024 года. Бабр разделил управленцев на лидеров и антилидеров, чтобы наглядно отразить результаты их работы и влияние на развитие региона.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаТомск

8555

04.09.2024

Блогнот. Основные августовские сюжеты общественно-политической жизни в Красноярском крае

Главным общественно-политическим событием на берегах Енисея должен был стать КЭФ-2024. Но не стал, поскольку вновь был перенесен на неопределенный срок. Хотя я довольно скептически отношусь к этому мероприятию, однако затянувшаяся с ним эпопея явно начинает политически вредить Михаилу Котюкову.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаКрасноярск

13503

03.09.2024

Женщины Монголии в борьбе с изменением климата: Австралия и Азиатский фонд поддержат новые инициативы

26 августа Австралия и монгольское отделение Азиатского фонда (TAF Mongolia) подписали партнерское соглашение, направленное на поддержку женщин Монголии в их усилиях по противодействию изменению климата.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия

7343

29.08.2024

Лица Сибири

Попов Александр

Баранов Юрий

Маковоз Олег

Ерощенко Сергей

Стекачев Евгений

Чернышов Дмитрий

Янькова Ольга

Сек Владимир

Зиннер Сергей

Цыремпилов Валерий