Артур Скальский

© Сохраним Тибет!

РелигияМир

2223

14.04.2009, 18:33

Ричард Гир: моя жизнь в буддизме

Я усматриваю еще одно доказательство цинизма современного мира в том, что мы с трудом верим в то, что знаменитости могут быть серьезными людьми.

Ричард Гир

Новое явление, которое можно условно озаглавить как «знаменитые буддисты» было встречено колкими выпадами, как со стороны прессы, так и буддистов, но я лично весьма признателен тем актерам, режиссерам, музыкантам и другим публичным людям, которые донесли до широких масс правое дело борьбы за свободу Тибета, а также ценность буддийской практики. Художники и мыслители, которых я имею в виду – кто-то из них буддист, кто-то нет – Мартин Скорсезе, Леонард Коэн, Ума Турман, Голди Хоун, Шерон Стоун, и, конечно, Ричард Гир. Я недавно встретился с Гиром в его нью-йоркском офисе, и мы говорили о его многолетней буддийской практике, его преданности своему учителю Далай-ламе и его трудах во благо Дхармы и тибетского народа.

Мелвин Маклауд

- Какой была ваша первая встреча с буддизмом?

Моя встреча с буддизмом произошла, когда мне едва исполнилось двадцать. Как и большинство молодых людей, я был не особенно счастлив. Не знаю, посещали ли меня мысли о суициде, но я был довольно несчастен и то и дело задавался вопросом: «А зачем вообще все это нужно?» Подозревая, что начинаю выходить за рамки здравого смысла, я засиживался допоздна в книжных лавках, читая всё подряд, из самых разных областей. Книги Эванса-Венца о тибетском буддизме оказали на меня глубочайшее впечатление. Я буквально проглатывал их.

- Многие из нас черпали свое вдохновение из этих книг. Что лично вы находили в них для себя?

В них была романтика хорошего романа, так что можно было легко уйти в них с головой, но в то же время они утверждали – можно жить в этом мире и в то же время быть свободным. Я даже не рассматривал такую возможность – я хотел лишь вырваться на свободу. Так что сама идея, что можно одновременно быть здесь, и быть свободным – идея пустоты – была революционной.

- А когда вы впервые встретились с Далай-ламой?

Я изучал дзэн уже лет пять или шесть, когда в Индии встретился с Далай-ламой. Мы разговаривали, и в какой-то момент он спросил: «Так вы актер?». И после небольшого размышления добавил: «Скажите, когда вы изображаете гнев, вы действительно сердитесь? А если вы играете печаль, вам по-настоящему грустно? Когда вы плачете, это настоящие слезы?». Я ответил ему в таком духе, что для актера проще, если он по-настоящему верит в то, что он представляет. Далай-лама пристально посмотрел мне в глаза и рассмеялся. Ему было смешно, что я верил в реальность эмоций. Ему было смешно, что я прилагаю столько труда, чтобы поверить в гнев и ненависть, печаль, боль и страдание.

Наша первое знакомство произошло в Дхарамсале, в той самой комнате, где мы теперь так часто встречаемся. Не могу сказать, чтобы мои ощущения существенно изменились с тех пор. Я обыкновенно очень нервничаю и вываливаю на него огромное количество самых разных мыслей. Но ему не составляет труда отбросить шелуху и добраться до сути. Собственно, все те люди, которые добиваются встречи с Далай-ламой, надеются, что он освободит их от страданий.

То, что я тогда почувствовал в присутствии Его Святейшества, совершенно изменило мою жизнь. В этом нет никаких сомнений. У меня не возникло мысли оставить все и уйти в монастырь. Я просто почувствовал, что теперь буду учиться у этих учителей, постараюсь узнать все, что смогу. Хотя с тех пор в моей жизни были разные моменты, я ни разу не сошел с избранного пути.

- Вы часто ездите в Индию. Вы находите там больше возможностей для сосредоточенной практики?

Там ничуть не легче сосредоточиться, совсем наоборот! Когда я приезжаю в Индию, я такой же ученик, как и все. Но я еще и тот человек, который может помочь. В Индии ко мне многие обращаются за помощью, и мне очень трудно сказать им «нет». Так что это отнюдь не самое спокойное время в моей жизни. Но сама атмосфера вокруг, когда все сосредоточены на Дхарме, и Его Святейшество в центре внимания, это потрясающе.

- Когда вы приезжаете в Дхарамсалу, есть ли у вас возможность напрямую обращаться за наставлениями к Далай-ламе или другим учителям?

Обычно я стараюсь встретиться со всеми своими наставниками. Некоторые из них занимаются уединенной практикой в горах, но когда Его Святейшество дает учения, они все спускаются вниз. Я использую это время, чтобы наверстать упущенное и просто «вспомнить». В повседневной жизни так много отвлекающих факторов, что очень легко сбиться с пути. В Дхарамсале я получаю возможность в буквальном смысле вспомнить, в чем заключается моя миссия, зачем мы все здесь, в этом мире.

- Ваша повседневная жизнь проходит в мире кино, который люди считают изнуряющим, полным борьбы и жестокости.

Это верно. Но ведь то же самое можно сказать о жизни любого человека. Мы все испытываем одни и те же эмоции, мы все страдаем, у нас схожие проблемы. Просто в случае с миром кино это попадает в газеты. Вот и вся разница.

- Насколько комфортно вы ощущаете себя в роли человека, выступающего от имени Дхармы?

От имени Дхармы? Я никогда, никогда не брал на себя эту роль, и я никогда не стану говорить от имени Дхармы. У меня нет необходимых качеств.

- Но ведь вам как буддиста постоянно спрашивают о буддийском учении.

Я могу говорить о нем с точки зрения человека, который занимается практикой. Но при этом мои знания весьма ограничены. С тех пор, как я начал изучать буддизм прошло немало лет, но едва ли я знаю намного больше, чем раньше. Я не умею контролировать свои эмоции. Я не познал свой ум. Я такой же, как все. Я совершенно очевидно не лидер. И если я и говорю о буддизме, то это только то, что я узнал от своих учителей.

- Вы не очень охотно говорите о Дхарме, но одновременно вы - пламенный защитник свободы Тибета.

В этом вопросе я прошел множество самых разных этапов. И мои сегодняшние чувства сильно отличаются от того гнева, который я испытывал двадцать лет назад. Мы все в одной лодке – Гитлер, китайцы, вы, я. Вспомните то, что мы сделали с американскими индейцами, например. Мы все в слепом неведении, что и является причиной всех бед. В сущности, своими действиями китайцы закладывают причины кошмара, который им придется пережить в будущих жизнях. И это может вызывать нас лишь чувство сострадания к ним.

Когда я разговариваю с тибетцами, которые по двадцать, двадцать пять лет провели в одиночных камерах, они совершенно искренне говорят мне, что проблема гораздо шире, нежели те муки, которые они испытали от рук своих палачей. И они чувствуют жалость и сострадание к людям, которые позволили возобладать в себе животным инстинктам. Когда соприкасаешься с такой глубокой мудростью и добротой, что-то меняется в твоем собственном сознании. Удивительно, что целый народ может быть пронизан духом сострадания.

Я уверен, что все, что происходит с Тибетом, случилось оттого, что церковь там не отделена от государства. И действия, направленные против государства, автоматически ударяют по церкви. Великие цари прошлого хотели создать общество, основанное на постулатах буддизма. Все государственные институты были задуманы таким образом, чтобы воспитывать добросердечие в своем народе. Конечно, в истории Тибета бывали разные периоды, были взлеты и падения. Но суть общественного устройства оставалась неизменной – взращивание доброты, создание атмосферы, в которой люди могли бы достичь Просветления.

- Усилиями известных людей, которые, подобно вам, использовали свою славу для того, чтобы привлечь внимание к положению дел в Тибете, а до того в Южной Африке, проблемы соблюдения прав человека вышли в общественном сознании на первый план.

Надеюсь, что это так. Раньше я занимался проблемами прав человека в Центральной Америке и обзавелся некоторыми связями в конгрессе и госдепе. Но в случае с Тибетом было затруднительно воспользоваться этими связями. Тибет был слишком далеко, и американцев никак не касалось то, что там происходит.

В случае с Его Святейшеством Далай-ламой все тоже не так просто. Он выступает за ненасильственное решение вопроса, а часто ли вы видели призывы к отказу от насилия в газетных заголовках? К тому же Его Святейшество не выставляет себя вторым Ганди, ему чужды драматизм и театральные эффекты.

Так что нам пришлось выработать более спокойный и глубокий подход. Он заключается в том, чтобы шаг за шагом постепенно приближаться к истине. И он приносит свои плоды – сенаторы, конгрессмены, все, кто оказывается вовлечен в этот процесс, делают гораздо больше, чем они сделали бы в любой другой ситуации.

Мне кажется, что благодаря универсальности слов и учений Далай-ламы эта проблемы вышла далеко за рамки тибетского вопроса. Когда Его Святейшеству присудили Нобелевскую премию мира, произошел своего рода квантовый скачок. Он уже не просто тибетец. Он принадлежит всему миру. Даже фотографии Его Святейшества передают очень многое. Стоит лишь посмотреть на это лицо – оно притягивает взгляд и одновременно что-то открывает в вашем сознании. Наверное, нечто похожее произошло бы, если бы мы могли взглянуть на Будду. Один лишь взгляд на его лик продвинул бы нас далеко вперед.

Зная это, я стараюсь предоставить людям Запада как можно больше возможностей соприкоснуться с Его Святейшеством Далай-ламой. Работать с Далай-ламой, выступать спонсором его философских учений в Монголии, Индии и Соединенных Штатах, в любой стране мира – это самая большая радость в моей жизни.

Я всегда говорю, что дело не только в Тибете. Надо стремиться сохранить каждое живое существо, и если мы всегда будем видеть перед собой эту главную цель, с Тибетом в конечном итоге все будет хорошо.

С Ричардом Гиром беседовал Мелвин Маклауд

Фрагменты интервью, опубликованнового в журнале «Shambhala Sun»
Перевод Натальи Иноземцевой

Артур Скальский

© Сохраним Тибет!

РелигияМир

2223

14.04.2009, 18:33

URL: https://babr24.com/?ADE=76914

bytes: 9808 / 9625

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Другие статьи в рубрике "Религия"

Инсайд. О "кардинальском вопросе" в Монголии

Алексей Викторович высказался по «кардинальскому вопросу». Некоторые замечания: приходов 10, а не 4; в сан кардинала епископа Джорджо возведут 27 августа, а не 22; территория современной Монголии с 2002 г.

Андрей Светлов

РелигияПолитикаМонголия

5742

29.06.2022

Видео дня. Падение патриарха по милости Божией

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время освящения храма благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в Новороссийске поскользнулся на святой воде и благочестивой пятой точкой пересчитал ступеньки амвона.

Филипп Марков

РелигияПроисшествияРоссия

7535

27.06.2022

Инсайд. Про "игру Ватикана" в Монголии

Если захотеть, то в этой новости можно увидеть и некую «игру Ватикана» в Центральной Азии.

Андрей Светлов

РелигияПолитикаМонголия

2950

14.06.2022

Кирилл vs Франциск: оправдания патриарха перед «некорректным» понтификом

Русская православная церковь на пустом месте разжигает совершенно необоснованный конфликт между своим патриархом и его коллегой из Римско-Католической Церкви.

Филипп Марков

РелигияРоссия

7284

05.05.2022

Иркутская епархия: есть вопросы

Весна 2022 года стала временем вызовов для России, а роль ключевых государственных институтов существенно повысилась. Не исключение – и Русская православная церковь, приходы которой в свете недавних событий стали опорой и прибежищем для многих людей.

Екатерина Степанидзе

РелигияСкандалыРасследованияИркутск

12766

29.04.2022

Будда с нами, а не с ними: почему Хамбо лама молчит о сносе дацана на Урале?

Бурятские буддисты шокированы сносом единственного на Урале буддийского храма. Хамбо лама Дамба Аюшеев никак не прокомментировал произошедшее. Он готов высказываться только тогда, когда нужно поддержать действующую власть, а “незарегистрированные” буддисты для него не являются истинно верующими.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Россия

9767

31.03.2022

“С нами Будда!”: нравственный “каминг-аут” хамбо ламы

Заявления хамбо ламы Дамбы Аюшеева с поддержкой происходящего на Украине вызвали непонимание многих жителей Бурятии и других регионов. Буддийский иерарх, представляющий религию мира и согласия, ставит политические интересы выше религиозных.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаБурятия

26965

09.03.2022

«Надо, Федя, надо! Берите псальтирьку». Протоиерей Ткачёв о позиции РПЦ по Украине

Митрофорный протоиерей Андрей Ткачёв в своей проповеди в честь празднования Иверской иконы Пресвятой Богородицы дал оценку проводимой по распоряжению президента Путина спецоперации по демилитаризации Украины.

Филипп Марков

РелигияРоссия

16964

03.03.2022

Нам пишут. Каков поп, таков и приход?

Здравствуйте, уважаемая редакция! Пишет вам прихожанка храма Рождества Христова в Иркутске-2. От имени нашего прихода хотела бы поделиться с читателями переживаниями и обратиться с вашей помощью к нашему Преосвященнейшему Владыке, митрополиту Максимилиану.

Екатерина Степанидзе

РелигияСкандалыИркутск

4694

23.02.2022

С Божьей помощью. Патриарх Кирилл поздравил российских спортсменов с провалом на Олимпиаде

20 февраля на официальном сайте Московского патриархата был опубликован текст обращения патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором глава РПЦ поздравил российских спортсменов с успешным выступлением на XXIV зимних Олимпийских играх в Пекине.

Соня Нореман

РелигияСпортРоссия

8829

21.02.2022

Скромный храм. Красноярская епархия вновь положила глаз на Стрелку

Храм на Стрелке, который красноярцы жарко обсуждали в 2019 году, снова вернулся в повестку. Теперь в качестве скромной бревенчатой церкви. Но споров вокруг религиозного сооружения всё равно много.

Макс Веселов

РелигияНедвижимостьКрасноярск

3128

10.02.2022

Недостойным не беспокоить. У Хамбо ламы почти не осталось друзей в Хурале?

Депутаты Народного Хурала в очередной раз посетили Иволгинский дацан в рамках Великого молебна — Монлам Ченмо. Однако в этом году аудиенции удостоилось всего шесть человек — это антирекорд.

Андрей Светлов

РелигияПолитикаБурятия

15984

07.02.2022

Лица Сибири

Зенков Сергей

Шимко Дмитрий

Михайлов Игорь

Стрельцов Анатолий

Макушенко Елена

Крупенев Анатолий

Демчиков Владимир

Кляйн Иван

Кондрашов Виктор

Сбитнев Макар