Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияМир

4994

19.12.2005, 17:52

Сегодня - день памяти Николая Чудотворца

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, угодник Божий и Чудотворец, весьма почитался у всех славян. Его считали самым старшим и самым близким к Господу святым, вторым после Бога заступником людей; в сказании о святых ему полагалась даже особая молитва "о заступлении от всяких бед и несчастий".

В году этому святому посвящались целых два праздника: Никола Вешний (Весенний, Теплый, Травный) - 9/22.V, установленный в честь перемещения мощей святого из Мир Ликийских в Бар, и Никола Зимний (Холодный) - 6/19.XII, собственно день памяти святого; впрочем, с именем Николая соотносился иногда еще и день Николы Студеного (17.II), хотя на самом деле этот праздник посвящался другому святому, а именно Николаю Исповеднику, игумену Студийскому. Все дни, посвященные святому Николаю, считались в народе большими празд-никами и с ними связывалось множество обрядов, обычаев и поверий, свято соблюдаемых всеми верующими.

На Руси св. Николай считался милостивым святым, покро-ви-телем земледелия и скотоводства, хозяином земных вод . Храмы его часто ставились на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море . Русские мореходы нередко хранили у себя икону этого угодника и в случае опасности выносили ее на палубу и молились святому об избавлении от кораблекрушения и бури; при этом в сказании о святых указывалась особая молитва св. Николаю об охранении на водах. Земледельцы же исстари молились святому Николаю об урожае, о большом приплоде скота и всеобщем благополучии, полагая, что в свои праздники он спускается с небесных полей и шествует по всей Руси, обходя ее из конца в конец, а от него бегут прочь все духи тьмы и сама земля очищается от всего нечистого; в связи с этим в народе говорили: "на Николин день зови друга, зови врага - оба будут друзья".

О степени почитания святителя Николая православной церковью можно судить уже по тому, что ему по четвергам каждой недели полагалась особая служба наряду с апостолами. Русские люди, причем как простые крестьяне, так и бояре, князья и пр., почитая святого Николая, обращались к нему с молитвой едва ли не чаще, чем ко всем другим святым . Так, например, в Ипатьевской летописи под 1227г. о галицком князе Данииле сказано: "еха Данил в Жидичин кланятися и молитися св. Николе, и зва и Ярослава к Лучьску; и реша ему бояре его: приими Луческ, где ими князя их; оному же отвещавшу: яко приходих зде молитву створити"; в другом же месте: "Нача посылати Михаил и Изяслав грозыча: дай нашу братью, или придем на тя войною. Данилови же молящюся Богу и св. архиерею Николе, иже каза чюдо свое". В древних стихах, распеваемых на Руси каликами перехожими, про святого Николая пелось, что "он, чудотворец, Богом силен, он всем помощник"; схожие же стихи распевали малороссийские старцы и в XIX в.: "Ой! хто, хто Миколая любит, / Ой! хто, хто Миколаю служит, / Тому святый Миколае / На всякий час помогае".

Пожалуй, ни одному святому угоднику в православной Руси не воздвигалось исстари столько храмов, монастырей, церквей и соборов, как св. Николаю Чудотворцу. Александр Гуагнин Веронский, путешествовавший по России в XVI в., заметил даже, что "русские, между святыми особенно почитая св. Николая, едва не воздают ему божеского поклонения; во имя его воздвигают они особенные храмы и рассказывают о нем много чудесного". Леклерк говорил, что "у русских св. Николай считается патроном их отечества" и что "русский люд даже верит, будто св. Николай Чудотворец мог бы быть Богом, но не захотел этой чести, и во всяком случае после Бога заступает первое место". Само имя Николай у русских было едва ли не наиболее распространенным именем. Образ святителя Николая можно было увидеть практически в любом православном русском доме; перед его образом русские люди молились о помощи во всех более или менее трудных обстоятельствах своей жизни. Простые крестьяне говорили о святом Николае: "нет за нас поборника супротив Нико-лы"; "Попроси Николу, и он скажет: Спасу"; "Оставил вор на дороге - Никола подбе-ри"; "Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле"; "От Холмогора до Колы тридцать три Николы"; "Что криво и слепо, то Николе свету" и т.д.

Столь глубокое уважение к святителю Николаю объяснялось, по-видимому, сказаниями о его жизни и сотворенных им чудесах. Так, согласно сказанию из Четьи-Минеи, св. Николай "многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая, и от потопления спасая, и из глбины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечного посечения заступая, и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде, и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго чудотворца сего - восток и запад и все концы земнии ведят чудотворения его". Так, например, по легенде, молитвами святого Николая Мир-город Ликийский был спасен от голода, вызванного неурожаем: святой явился во сне одном итальян-с-кому купцу и, оставив в залог три золотых монеты, попросил его приплыть в ликийскую сторону, страдающую от голода, и продать там жито. Когда некий богатый ранее муж впал в горькую нужду и нищету и, чтобы не умереть с голода, решился отдать на блуд трех своих взрослых дочерей, святитель тайно ночью бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от "падения и духовной гибели".

Помимо этого, святой Николай, согласно легендам, не раз выступал как бесстрашный защитник всех невинно гонимых и угнетаемых. Так, например, в Четьи-Минеи рассказывается, что Константин Великий однаж-ды послал во Фригию трех воевод утишить мятеж, а воины их, остановившись на пути в области Ликийской, стали "незаконно чинить всем жителям притеснения и угнетения"; увидев это, св. Николай обратился с увещанием к начальникам бесчинствующих и заставил их смирить злодеев. В другой раз какие-то злые люди по зависти оклеветали тех трех воевод пред императором, сказав, что мятеж ими не подавлен и они только сделали ложное донесение, будто усмирили его; воеводы были посажены в темницу, вспомнив св. Николая, обратились к нему с молитвой о помощи, а святой угодник незамедлил явиться во сне царю со совами: "Вскоре восстав, держимых в темнице трех воевод отпусти, без вины бо оклеветани суть, и неправедно зле страждут, иповедаше ему и всю вещь известно и рече, аще не послушаеши мене, ниже отпустиши их, брань воздвигну на тя, якоже бе во Фригии и зле погибнеши"; и благодаря этому заступничеству св. Николая воеводы были освобождены из темницы и полностью оправданы. Согласно еще одной легенде, однажды к св. Николаю пришли из Мир-града мужи с жалобами на самоуправство и несправедливый суд своего игемона Евстафия, который без вины осудил на смерть трех граждан; мнимые преступники уже приведены были на место казни, но в эту самую минуту явился Николай Чудотворец и, по словам сказания, "с простотою ярость смесив, свободно в народ вниде, и меч от руки спекулятора исторг, верже на землю, ничесоже ужаснувшися или убоявся, и мужей от уз разреши".

Другие легенды о житии святого Николая, изложенные в Четьи-Минеи, объясняют народные представления об этом святом как о покровителе мореплавателей и путешественников. Согласно этим легендам, корабль, на котором св. Николай плыл в Палестину для поклонения святым местам, попал в бурю, но стоило святому помолиться о спасении, и буря немедленно прекратилась и корабль благополучно прибыл к месту своего назначения. Когда же св. Николай, исполнив свой обет в Палестине, на том же самом корабле отправился на родину, в Ликию, корабельщики обманули его, направив корабль в другую сторону; тогда святой снова начал молиться, и на море поднялась буря, которая, вопреки всем усилиям корабельщиков, принесла корабль к берегам Ликии. В другой раз какой-то корабль на пути к Ликии был застигнут сильным штормом, угрожавшим кораблекрушением; корабельщики, слышавшие о чудесах св. Николая, "воспомянули" великого святителя и он, чудесно явившись на корабль, "стал править рулем и запретил бушевать ветру по морю". "Так раб Господень, - говорится в Четьи-Минеи, - морю и ветрам повелеваше и послушливы ему бываху". По-видимому, на основе этих легенд и у славян возникали сказания о чудесах св. Николая, связанных с водной стихией: так, в прологе XVII в. повествуется "о чуде чудотворца Христова Николая бывшем в Кыеве месте, в церкви св. Софии"; чудо это состояло в том, что св. Николай сохранил живым утопшее дитя. Упоминается св. Николай и в разных вариантах былины о Садко .

Конечно, подобные сказания о смелом заступничестве святого Николая и о сотворенных им чудесах должны были вызвать у славян глубокое почтение к этому святому; и именно они, по всей видимости, стали причиной того, что Николай Чудотворец стал почитаться простыми людьми заступником во всех трудных обстоятельствах жизни. Поэтому и праздники Николы на Руси в старину отмечались очень торжественно и сопровождались многими обрядами. При этом одним из главных событий праздника были так называемые братчины, или никольщины, продолжавшиеся иногда несколько дней начиная с 6 декабря ст.ст. и представлявшие собой праздничные пиршества с пивом и брагой из зерна нового урожая. Начинались никольщины обычно во время храмового праздника в честь святого Николая: все поселяне собирались в церковь, где служили святому Николаю молебны, ставили ему сообща большую свечу, а затем собирали вскладчину трапезу на всех. Пиршество происходило обычно у часовни или около сельской церкви, иногда даже в церковной трапезной, причем для него традиционно закалывали быка, которого для этой цели либо выращивали всем селом, либо покупали на общие деньги.

В принципе, подобные братчины могли устраиваться в разных местах по-разному . Например, кое-где никольские угощения устраивались по домам, для отдельных семей, причем молодежь в подобных "никольщинах", как правило, не участвовала: это был праздник стариков и старших их сыновей (большаков), наиболее уважаемых представителей дере-вен-ских родов. На никольские угощения съезжались ближайшие родственники и непременно приглашались соседи, хотя обычно в избранном и ограниченном числе; при этом отказ от складчины и уклонение от празднования порицались, и такого домохозяина изводили насмешками в течение целого года, нередко не давая проходу от укоров и даже брани (прощение виновный мог заслужить лишь покаянием: он должен был призвать священника с молебном и выставить всем соседям обильное угощение). Гостей, приходящих к празднику никольщины, традиционно потчевали пивом, приговаривая: "Холодненького с гвоздя" (т.к. цедили пиво обычно из бочки посредством деревянного гвоздя или крана); поэтому в народе про Николу Зимнего говорили: "В Николин день во всяком доме пиво", "Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют", и т.д.

Интересно, что подобные братчины, устраиваемые сообща, являлись остатками языческих пиров, посвящавшихся разным божествам - Велесу, Перуну и пр. Культ Николая Чудотворца, судя по всему, перекрыл культ каких-то языческих богов, связанных с плодородием, скотоводством и водой; и это, несомненно, отразилось на народных представлениях об этом святом. Например, хотя Николай Чудотворец и считался одним из главнейших и наиболее чтимых святых, в славянской традиции он воспринял некоторые черты дохристи-ан-ских мифоло-гических персонажей, при христианстве превратившихся в злых духов. Так, например, украинцы верили, что св. Николай предводительствует и распоряжается волками ; а у полаков Николой именовался лесной дух, покровитель охотников, подоб-ный лешему; счита-лось, что он живет в дупле и загадывает заблудившимся людям загадки, причем отгадавших выводит на дорогу, а у не отгадавших забирает душу. Схожие представления существовали и в некоторых русских деревнях, где св. Николаю молились о помощи во время промысла; кое-где при этом Никола наделялся типичными демоническими чертами, например, хромотой или кривизной. В поверьях же других мест св. Николай, "на море сущий правитель", отождеств-лялся, по-видимому, с водой и ее олицетворением - водяным (морским царем); например, мореходы, молившиеся св. Николаю о защите от бури и потопления, порой приносили ему жертвы, как языческому божеству. А на Онежском озере в день "Николы Мокрого" ("Николы Зимнего") старики-рыбаки делали из соломы человеческое чучело и в старой лодке отправляли по озеру, прося Николу Морского принять чучело-жертву для озера; в древности подобные жертвоприношения посвящались водяному божеству, причем жертвы, по всей видимости, были человеческими.

Сейчас уже трудно сказать наверняка, какое именно языческое божество заменил в народной традиции св. Николай. Предположительно, этим божеством был Велес (Волос), весьма почи-та-емый язычниками. У Велеса, в принципе, было много функций: так, в глубокой древности он, по-видимому, являлся "звериным богом", покровителем охотников, и был тесно связан с культом медведя и волка; с появлением же земледелия и скотоводства он стал почитаться главным образом как "скотий бог", покровитель и охранитель домашних животных (хотя одновременно он, судя по всему, оставался и покровителем и распорядителем диких зверей). Скот долгое время был главным богатством общины и незаменимым элемен-том комплексного земледель-чес-ко-скотоводческого хозяйства; поэтому вплоть до средневе-ковья слово "скот" озна-чало не только домашних животных, но также и имущество, деньги, богатство, и в результате Велес стал считаться также богом богатства, торговли и т.п. Кроме того, со временем бог скота, богатства и плодородия неизбежно приобретал и некоторые земледельческие функции . А помимо этого, Велес в народной традиции издревле наделялся и еще одним свойством - связью с миром мертвых; в древности он, вероятно, даже считался повелителем загробного мира. При этом Велес, покровитель торговли, ремесел, земледелия и скотоводства, противопоставлялся громовику Перуну как богу не только грозы, но и битв, покровителю воинов, княжеской дружины.

С утверждением христианства культ Велеса был смещен культом св. Власия Севастийского; но отчасти его функции, по всей видимости, перешли и к св. Николаю Мирликийскому. На это указывают многие народные обряды и поверья. Например, Николай, как и языческий Велес, считался покровителем земледелия и плодородия , а также был связан с миром мертвых: в частности, его часто считали стражем райских врат, либо проводником душ на тот свет . Кроме того, и Велес, и Николай были связаны с водной стихией и даже считались хозяевами земных вод .

Как и Велес, св. Николай почитался в народе покровителем скотоводства, подателем богатства и счастья. Так, например, на Смоленщине среди стариков был известен старинный обычай "свечу сучить", приурочивавшийся ко дню Николы Зимнего; состоял он в том, что после еды все присут-ствую-щие крестились, клали земные поклоны и молились Николаю-Угоднику, чтобы "умолить у Бога для дома достаток, на скотину - приплод, на хлеба - урожай, в семье - согласие", а после молитвы лакомились специально подаваемым к столу сотовым медом, причем изжеванный воск выплевывали в чашку с водой; из этого воска потом делали толстую мирскую свечу Николе-Угоднику.

В народных верованиях Николай-Угодник, милостивый земной святой, противопоставлялся грозному небесному Илье-Проро-ку точно так же, как Велес противопоставлялся Перуну-громовержцу. Так, например, крестьяне многих мест верили, что св. Илья жестоко карает людей за непочтительное отношение к его празднику, и заступником в таких случаях выступал обычно св. Никола. В частности, молнии, низвергающиеся с небес, считались проявлением гнева Ильи, и при тушении пожара, возникшего от такой молнии, иногда стояли лицом к огню с иконой св. Николая (Миколы); а порой подобный же способ применяли и для того, чтобы унять град: на улицу выносили крышку дежи, положив на нее образ св. Николая.

В некоторых местах существовали даже народные рассказы о соперничестве св. Николая и св. Ильи. Так, например, в Пензенской губернии рассказывали следующую легенду: "Однова мужик посеял рожь и, как управился, пошел в воскресенье в храм Божий и взял с собою алтын (3 копейки) и свечку. Только эта, купил мужик свечку и задумался: кому ее ставить. Видит он, что народ ставит Миколе, пошел и сам к Миколаю. Поставил свечку, отвесил поклон и молится: "Микола, батюшка милостивый, отец родной! Уроди ты мне ржицу". А пророк-то Илья услышал мужикову молитву и осерчал. - "И что это, - говорит, - мужик Миколу все просит, а не меня: чай, я не хуже Миколая-то? Вот погоди, придет лето, пущай Микола уродит мужику рожь, а я возьму да градом и выбью". Услыхал эти слова Микола милостивый и тоже осерчал: "Ан нет - не выбьешь". - "Ан, выбью". Вот они и заспорили. Послал Микола дождь, и рожь у мужика выросла лучше всех. Радуется мужик: "Ну, думает, и зашибу я деньгу". А того и не знает, что пророк-то Илья на его рожь с неба посматривает и все норовит, как бы ее градом хватить. Только и Микола не дремлет: приходит, это, он к мужику и говорит: "Продай рожь не жамши". Мужик послушался и продал: ржи в тот год у всех были плохи, и ему за его хорошую рожь - эва сколько деньжищ сосед отвалил. Вот пришла жатва, а Илья-то не знал, что мужик продал рожь, и такой ли град послал, что вся рожь полегла на землю. Тогда Микола опять явился к мужику и говорит: "Ты, мужик, купи рожь-то свою побитую". Мужик послушался и, почитай, задаром взял свою рожь назад. А Микола тем временем послал дождь и поднял рожь с земли, и опять у мужика стала хорошая рожь. Рассердился, разлютовался Илья, когда узнал, как его Миколай обошел, и порешил на следующий год опять побить мужикову рожь, да только Никола опять наставил мужика продать рожь не жавши, и Илья так и остался ни с чем" .

С Николина дня во многих местах традиционно начиналось сватовство; служили молебны те, кто задумал жениться сам или женить детей. Молодежь с Николы начинала готовиться к святочным посиделкам, шить наряды, мастерить маски для ряжения и т.д.; в том числе готовились и костюмы для ряженых "Николой" и другими святыми .

В сельскохозяйственном быту день святителя Николая служил сроком для разного рода сделок, платежей и других хозяйственных договоров. Кроме того, к празднику Николы Зимнего приурочивалась распродажа лишнего хлеба, отчего в народе говорили: "Цены на хлеб строит Никольский торг", "Никольский обоз для боярской казны - дороже золота", и пр.

Другие пословицы и приметы, приурочивавшиеся ко дню св. Николая, касались преимущественно урожая, погоды и вообще состоянии природы, например: "Какой день на Николу зимнего, такой и на Николу летнего (весеннего)"; "Хвали зиму после Николина дня"; "Первые серьезные морозы - Никольские"; "Коли на Николин день след заметает, дороге не стоять"; "Перед Николой иней - овсы хороши будут"; "Иней на Николу - к урожаю"; "Что Михайла Архангел закует, то Никола раскует" ; "Варвара заварит, Савва засалит , а Никола закует"; "Варвара мосты мостит, Савва гвозди вострит, а Никола прибивает" и т.п.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияМир

4994

19.12.2005, 17:52

URL: https://babr24.com/?ADE=26672

bytes: 19161 / 19161

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "События"

О мечте слетать на Луну, любви к себе и здоровье космонавта – Анна Кикина

22 июня 2023 года новосибирский планетарий получил имя единственной девушки в отряде космонавтов Роскосмоса, жительницы Новосибирска Анны Кикиной. Анна владеет рукопашным боем и карате, верит в инопланетян, в детстве занималась в театральном кружке и играла воплощение сказочного зла – бабу Ягу.

Арина Родионова

СобытияОбществоНаука и технологииНовосибирск

1537

12.04.2024

Мемориал литовцам снесли в Зиминском районе

Судебные приставы исполнили решение суда по сносу мемориала литовцам в селе Центральный Хазан Зиминского района. По сообщению регионального управления службы судебных приставов мемориальный комплекс был установлен незаконно.

Ярослава Грин

СобытияСкандалыИркутск

3805

10.04.2024

Возврата нет. Старейший универсам Новосибирска разобрали на фаст-фуды

Еще кот Матроскин говорил: «Чтобы купить что-нибудь ненужное, требуется продать что-нибудь ненужное, а у нас денег нет». Это касается и строительства новых и не очень торговых площадок за счет уничтожения исторических магазинов столицы Сибири.

Арина Родионова

СобытияЭкономика и бизнесОбществоНовосибирск

5518

09.04.2024

«Томскводоканал» купил «Альфа-банк». Воду будем покупать под залог квартир и автомобилей?

Еще одно крупнейшее предприятие города, обеспечивающее Томск холодной водой, утекло, как эта самая вода без установленного счетчика в квартире.

Алексей Серебряный

СобытияРасследованияТомск

16034

03.03.2024

Телеграм Томска за неделю: увольнение Азанова, приезд Демешина и критика Мазура

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 12 по 18 февраля 2024 года включительно. Увольнение Азанова Павел Азанов покинул пост начальника департамента специальных проектов Томской области.

Андрей Игнатьев

СобытияОбществоПолитикаТомск

14310

19.02.2024

Прощайте, Лев Федорович! Спасибо, что вы у Томска были

Завтра, 9 февраля 2024 года, Томск проводит в последний путь бывшего депутата областного парламента и городской думы Льва Федоровича Пичурина, скончавшегося 7 февраля на 97-м году жизни.

Алексей Серебряный

СобытияПолитикаОбществоТомск

15515

08.02.2024

Эксклюзив Бабра. Евгений Ковалевский о переходе через Таиланд, смертельных опасностях и не только

Томская кругосветка продолжается. Сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Березкин с 21 по 25 января совершили переход Батам (Индонезия) – Пхукет (Таиланд). 21 января сибиряки отшвартовались от пирса марины Нонгса Поинт (Батам), покинув берега Индонезии и взяв курс на Пхукет.

Анна Леро

СобытияТуризмОбществоТомск Новосибирск

5746

31.01.2024

Блогнот. Томская экс-неделя

Год непринятых решений и невыполненных обещаний. Год понаехавших и поуехавших (последних больше). Год, когда открытий было мало, а закрытий – наоборот. Весной символично закрыли молодежное пространство «Зеленая улица», но Томск все еще жив университетами.

Андрей Игнатьев

СобытияОбразованиеОбществоТомск

5721

29.12.2023

Блогнот. Томская экс-неделя

Кирилл Новожилов продает свою долю в «Томскводоканале». Так говорят близкие к томскому олигарху источники. Называется даже новый московский собственник – «Росводоканал». Ему уже принадлежит более четверти объемов рынка частных водоканалов в стране.

Андрей Игнатьев

СобытияЭкономика и бизнесПолитикаТомск

17151

15.12.2023

Дети Кроноса. Экс-прокурор Олег Бушмакин, два Сережи и Александр Мысик

Еще одна криминальная история с участием представителя структуры, обязанной бороться с этим самым криминалом, пришла к логическому завершению.

Анна Леро

СобытияКриминалСкандалыНовосибирск

7350

30.11.2023

Опрос Бабра. Делегация от Прибайкалья на ВДНХ: трата казённых денег или о России думы?

На форуме-выставке «Россия» в Москве прошёл День Иркутской области. Туда явились все, кому не лень, – от губернатора до мэров небольших поселений. Там была культурная программа, рассказ о достижениях, дегустация традиционных яств и многое другое.

Анна Амгейзер

СобытияПолитикаОбществоИркутск Россия

22798

22.11.2023

Пятый элемент. Как в Новосибирске оказалась неучтенная книга XVI века?

Новосибирск переживает настоящую сенсацию: в процессе обследования церковных книгохранилищ обнаружена уникальнейшая книга, датированная 1570 годом, – Псалтырь с Часословцем. Выпуск этого редкого экземпляра принадлежит легендарному российскому первопечатнику Ивану Федорову.

Анна Леро

СобытияИсторияКультураНовосибирск

53219

20.11.2023

Лица Сибири

Сухоруков Вячеслав

Сумароков Павел

Большешапов Михаил

Кокорин Александр

Грачев Иван

Некрасов Андрей

Шагдаров Цыденжап

Козьмин Алексей

Зубакин Семен

Васильев Михаил