Роман Лункин

© Портал-Credo.RU

Общество Мир

2275

30.10.2005, 15:15

Свободомыслие - прививка от религиозного мракобесия

В Институте философии РАН произошло редкое событие. В рамках клуба "Свободное слово" 26 октября маститые ученые, которые завоевали свой научный авторитет еще в советские времена, говорили о своем понимании религии и о роли Церкви в современном российском обществе.

Заседание клуба проходило в форме круглого стола под названием "Кто такой свободомыслящий человек?" и было посвящено памяти философа и религиоведа академика РАН Льва Николаевича Митрохина, ушедшего из жизни в январе 2005 года.

Инициатором и ведущим этого ученого собрания являлся философ Валентин Толстых. Он, как и многие из присутствовавших на заседании в особняке Института философии на Волхонке, был единомышленником Льва Митрохина, сторонника честного и объективного взгляда на религию в самых разных ее проявлениях.

Профессора и доктора наук, сохранившие приверженность трезвому научному подходу и после перестройки, не скрывали того, что в последние пятнадцать лет им никто не предлагает писать статьи, их никто не встречает в институтских коридорах, чтобы поспорить или похвалить и т. д. Многие научные атеисты не только стали религиоведами в связи с изменением названия их дисциплины, но и изменили свои взгляды. Вместе с тем, академик Л. Н. Митрохин остался верен самому себе, своему пониманию марксизма и философии религии в таких работах, как "Философия религии (опыт осмысления Марксова наследия)" и "Баптизм". Л.Н. Митрохин помог выявить одну из основных черт сегодняшней культуры. Эта черта, по мнению социолога религии В.И. Гараджи, профессора Московского государственного университета, заключается в том, что русское общество поразительно невежественно во всем том, что касается религии. В советский период, как отметил В. Гараджа в своем выступлении, религиовед был, прежде всего, бойцом идеологического фронта, которого часто вызывали в отдел пропаганды и антирелигиозной агитации для того, чтобы дать какое-либо поручение. По мнению В. Гараджи, вместе с Л.Н. Митрохиным в советском религиоведении появилось стремление найти в вере свою философскую правду, понять религию объективно - в качестве феномена культуры. А это уже выходило за идеологические рамки, определенные партийной пропагандой, которая видела в религии одну из разновидностей буржуазной идеологии, легально существовавшей в СССР. Как отметил В. Гараджа, внимательное и честное отношение к религиозным убеждениям, к их всестороннему изучению наукой, подрывало сам механизм борьбы с инакомыслием в Советском Союзе. Если до перестройки Л. Н. Митрохин, по выражению В. Гараджи, впадал в "атеистическое диссидентство", то в 90-е гг. он старался избавиться от любых атеистических искажений, вкравшихся в религиозные исследования. Однако появилась опасность искажения объективного анализа религии с других сторон, и Л.Н. Митрохину, как и многим другим ученым, пришлось бороться с идеологической одержимостью уже либерального и православного толка.

Надежды на религиозное "возрождение", связанное, по преимуществу, с православием, в научном сообществе рассеялись. Сам Л.Н. Митрохин предпочитал называть то, что происходило в начале и середине 90-х гг., религиозным бумом, так как и православие не стало прежним - дореволюционным, и народ не приобрел сознательную веру. Настала пора подумать о защите научных исследований от религиозного мракобесия. Близкий друг академика Л.Н. Митрохина поэт и философ Вадим Рабинович заявил о том, что в нынешних условиях настоящий свободомыслящий гуманитарный ученый должен обладать "трудной свободой". Ученый не может говорить все, что захочет, а должен опираться на знания, а его свободная мысль должна быть очень чуткой, не быть повторением чужих идей. В. Рабинович предложил свое понимание того, почему и атеисты и верующие, по существу, находятся в одной точке познания, и постоянно ищут обоснований своих убеждений и веры в Бога. По словам В. Рабиновича, если представить Бога как идеальную конструкцию, субстанцию, над которой ничего нет, то Бог должен верить только в свое собственное творение. А это означает, что Бог – верит только в себя и Он является абсолютным атеистом. Фермент атеизма заложен в саму суть христианской веры – отсюда устремления блаженного Августина или Ансельма Кентерберийского придумать для самих же себя доказательства бытия Божьего.

Несвободные люди, как отметил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Сергей Филатов, это те, кто говорят и пишут только то, что выгодно. Независимо от убеждений, свобода для ученого, по мнению Филатова, заключается в том, чтобы не потерять чувство и желание искать правду. Выступая в ходе круглого стола, С. Филатов отметил, что в 80-е гг., когда он впервые столкнулся с Л.Н. Митрохиным, они вели жаркие споры по поводу материалистических идей. С. Филатов, как убежденный антисоветчик, во многом благодаря беседам с Л.Н. Митрохиным, изменил свое представление о марксизме, который считал лишь прикрытием всей лжи партийной пропаганды в СССР, и был вполне согласен, по сути, с определением религии Л. Н. Митрохиным, как "феномена культуры, отражающего в духовной форме идеологические интересы и потребности общества".

Опасность для научного мира представляют люди без убеждений. Как подчеркнул специалист по истории СССР В. Логинов, они находятся как бы в вакууме, они принадлежат к современной "цивилизации средств", у которой полностью потеряны цели. Недаром, по словам В. Логинова, философы заговорили о появлении "постчеловека". Следовать своим внутренним моральным принципам надо, по мнению Логинова, несмотря на то, что в нашей стране практически невозможно в широкой печати опубликовать какую-либо статью с критикой Московской патриархии.

В настоящее время, как полагают ученые, свободомыслящий человек живет в совершенно иную эпоху – и не в советскую, и не в христианскую. По словам главного редактора журнала "Вопросы философии" В.А. Лекторского, дело уже не в давлении со стороны Русской Православной Церкви Московского патриархата, и не в ситуации в стране. Дело в том, что европейская культура развивается уже вне церковного христианства и вне ценностей христианской культуры. По мнению В. Лекторского, наступила постхристианская фаза развития в истории Европы, базовые ценности, заложенные Церковью, подвергаются сомнению и разрушаются. Однако вслед за Л.Н. Митрохиным Лекторский заметил, что хотя христианство и изживает себя, но в европейскую культуру придет другое понимание религии.

Ученые, хранители советской научной традиции и серьезной профессиональной школы, как оказалось, превратили свои марксистские убеждения в честные моральные принципы. Многие из них не остались коммунистами, как склонны считать многие студенты, а стали "дедушками" нынешней науки, для которых верность слову, идее интеллектуальному поиску превыше всего. Сохраняя свои стереотипы, они ограждают от поверхностного суждения о месте религии в обществе и в политике, а также о том, во что верит большинство населения, которое еще в 1988 году заявляло о неверии, а спустя пару лет стало называть себя православным. Как отметил В. Гараджа, "наша недавняя история - это школа легкого отречения от своих убеждений, которая ведет к потере себя".

Роман Лункин

© Портал-Credo.RU

Общество Мир

2275

30.10.2005, 15:15

URL: https://babr24.com/?ADE=25506

bytes: 7107 / 7107

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Последние новости

23.04 18:12
В Томской области возбуждено уголовное дело по факту незаконной рубки 18 берёз

23.04 18:02
У министра цифры Прибайкалья кончился контракт. Он ушёл в отставку

23.04 17:14
Женщине, заморившей сына голодом в Усть-Ордынском, дали 12 лет

23.04 17:09
Томская полиция задержала афериста, выдававшего подделки за антиквариат

23.04 16:40
Предприятия Хакасии заставили выплатить сотрудникам задолженность по зарплате на ₽9,5 миллиона

23.04 16:40
Прокуратура Бурятии проводит проверку по факту пожара с тремя погибшими детьми

23.04 16:35
Замдиректора стройфирмы получил условный срок по делу о гибели рабочего на стройке в Красноярске

23.04 16:35
Ограничения для большегрузов на 129 дорогах Томской области продлены до 30 мая

23.04 16:30
В красноярском микрорайоне Удачный построят новую экотропу с лестницей за ₽16 миллионов

23.04 16:24
В Красноярском крае намерены завершить строительство ТРК на месте «Новалэнда»

Другие статьи в рубрике "Экономика"

Закрытые «Ворота Байкала»

Эксперты выясняли, почему с Особой экономической зоной в Иркутской области ничего не получилось. Большое Голоустное. Фото с сайта baikaler.

Алиса Канарис

ЭкономикаБайкал

15379

02.11.2015

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро». По мнению многих экспертов, это означает конец эпохи конкуренции в авиаотрасли и начало новой, где существуют предельно ясные приоритеты государственных компаний... И добиваться их можно любой ценой.

Максим Бакулев

ЭкономикаМир

9369

28.10.2015

Братская Дума планирует поднять налоги в несколько раз

Вчера сайт www.antonenkov.com опубликовал информацию о том, что власти Братска планируют увеличить налоговую ставку на землю под гаражными кооперативами с 2016 года в три раза, а с 2017 - в пять раз.

Елена Фортуна

Экономика

6952

22.10.2015

Власти Братска сократят зарплату работникам учреждений культуры

Администрация Братска планирует сократить заработную плату работникам учреждений культуры. Руководителям учреждений необходимо отказаться от надбавок и доплат сотрудникам.

Андрей Васильев

Экономика

9271

21.10.2015

Энерготарифы: уравнение со всеми неизвестными

Одной из примет общественной жизни в соседних с Иркутской областью восточных регионах — Республике Бурятии и Забайкальском крае — является периодическое «энергообострение», пик которого выпадает на осень. Не стал исключением и нынешний год.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

7342

13.10.2015

Блогнот. Кушать очень хочется, а что-то все пропало

Ну вот и подходит к финалу пьеса “собирания земель”. Все стало ясно после того как нефть упала ниже 50 долларов, а импортные продукты в России показательно начали давить тракторами. А что же дальше? Удивительным образом в начале августа совпали несколько событий. Давайте по порядку.

Виктор Шевчук

ЭкономикаРоссия

6507

14.08.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Шон Уокер

ЭкономикаМир

15095

31.07.2015

Чем хуже, тем лучше: Какой город выиграл из-за санкций

Редактору The Village удалось обнаружить город, жизнь в котором улучшилась после введения санкций, войны на Украине и падения рубля. Правда, совсем немного. «Акция: Пирожок печёный с повидлом — девять рублей», — соблазняет объявление на остановке.

Анна Соколова

ЭкономикаРоссия

4335

31.07.2015

Тарифы, покрытые мраком

Восемь лет назад на должность главы Бурятии был назначен Вячеслав Наговицын. И именно этот период его работы отметился беспрецедентным ростом тарифов ТГК-14.

Октябрина Ешеева

ЭкономикаБурятия

8042

10.07.2015

Антон Кондратов назначен региональным управляющим директором ЗАО «Байкалвестком»

Антон Кондратов приступил к исполнению обязанностей регионального управляющего директора иркутского подразделения ЗАО «Байкалвестком» 25 марта 2015 года. В сферу ответственности Антона Кондратова входит стратегическое и операционное управление бизнесом компании в Иркутской области.

Алиса Канарис

ЭкономикаИркутск

12851

31.03.2015

Крупнейшую иркутскую турвыставку разорвали надвое

Конфликт между мэрией и правительством Иркутской области лезет из всех щелей. Из политической плоскости, где еще были попытки сохранять приличия, он перекочевал в сферу управления конкретными отраслями экономики.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

8820

17.03.2015

Корпорация спорного развития

В Сером доме прошел круглый стол "О роли ОАО "Корпорация развития Иркутской области" в создании новых технологий и конкурентной продукции в Иркутской области, эффективности расходования бюджетных средств".

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

11079

17.03.2015

Лица Сибири

Круглов Виктор

Манаков Александр

Жукова Илона

Скробот Василий

Лазебный Вадим

Полосин Андрей

Демешков Влад

Безрядин Максим

Абрамченко Виктория

Седых Марина