Роман Сокунов

© Подробности.UA

Наука и техника Мир

2411

30.09.2004, 12:17

Научная смелость на грани сумасшествия. Генетический код... Бога

На крутой, узкой улочке Сан-Франциско, выше китайского квартала работает Джонатон Китс, сутулый 32-летний человек в твидовом костюме, который, с помощью группы ученых, в своей квартире занимается генетическим проектированием... Бога.

Среди консультантов организации Китса - международной Ассоциации божественной таксономии - биохимики, биофизики, экологи, генетики и зоологи из Калифорнийского университета в Беркли и других известных в научном мире учреждений. Миссия: определить, где на филогенетической карте - научном дереве жизни - разместить Бога.

Китс, как Вы, возможно, уже предположили, - не ученый. Он - концептуальный художник. Но настоящие ученые, такие как зоолог Марк Моффетт и генетик Том Клайн, успешно повышают кредит доверия Китсу, помогая ему проектировать эксперименты и объяснять их результаты.

"Он применяет строгий научный подход к абсурдным вопросам", - говорит Клайн. "Он заставляет Вас думать нетипично. Ирония заключается в том, что в работе он использует те системы, которыми люди обычно используются для получения ответов на вопросы. Но вот сами вопросы необычны".

Китс в своем проекте решает несколько серьезных научных вопросов, а также немалое количество религиозных. Если эволюционная теория верна, то генетическая структура Бога должна больше всего быть похожа на первые земные формы жизни. Или же, если правы креационисты (сторонники версии сотворения мира Богом), то ДНК Бога больше походит на формы жизни, которые он создавал по собственному образу и подобию.

Иными словами: на что Бог больше похож - на сине-зеленые морские водоросли или на дрозофилу?

В конце концов, сине-зеленая морская водоросль (или цианобактерия) - первый известный организм на Земле, эволюционно более примитивный, чем млекопитающие или даже слизистая плесень. На другом конце дерева жизни - дрозофила, которая находится на одной филогенетической ветви с человеком.

Совершенно спокойно Китс объясняет, что первым шагом в его исследовании - который будет обнародован в галерее Модернизма Сан-Франциско - стало выдвижение гипотезы, о том, где точно Бог мог бы находиться в разделенном на три царства дереве жизни.

Осознавая, что Бог, вероятно, является достаточно уникальным с генетической точки зрения, чтобы оказаться в своем собственном царстве дерева жизни, Китс добавил четвертое царство к уже существующим Архее, Бактериям и Эвкария, создав царство Дивинея. Оно включает в себя языческих и индусских богов, а также Diveneus deus - так Китс назвал монотеистического Бога, известного как Иегова, Яхве или Аллах.

"Один и тот же Бог с различными именами, как у тех же растений - в разных странах разные названия", - говорит Китс.

Согласно своей предпосылке "сине-зеленая морская водоросль или дрозофила", Китс создал две гипотетических версии дерева жизни с четырьмя царствами. Дивинея расположена рядом с областью Бактерии в одной версии, и рядом с областью Эвкария - царством растений и животных - в другом.

"Обычно, чтобы разместить вид на филогенетическом дереве, нужно знать последовательность его генома", - поясняет Китс, "но ни у кого из опрошенных мной нет образца ДНК Бога".

Итак Китс решил генетически спроектировать Бога. Поскольку проверка гипотез для всех богов в царстве Дивинея нереальна в масштабах лаборатории в его квартире, он сосредоточился на Divineus dues - едином Боге.

Используя "непрерывную эволюцию в пробирке", Китс пробовал видоизменить представителя биологического вида - бактерию или дрозофилу, чтобы сделать этого представителя более богоподобным. Он называет это "ускоренной формой дарвинистского естественного выбора", являющийся - подчеркнул Китс - стандартной научной процедурой.

Для начала он раздобыл блюда Петри и стеклянные колпачки, приборы для измерения света и шумомер, комплект здоровых цианобактерий и около 160 дрозофил.

"Потом я поместил их в контролируемые условия лаборатории, которые подчинены Богу," - рассказывает Китс.

Прочитав несколько трудов тех, кто наблюдал Бога - от Cвятого Августина до Мухаммеда - Китс решил, что поклонение было одним из важнейших условий. Так что его лаборатория даже приобрела MP3-запись молитв. Он подготовил три записи: еврейской "Шема", исламской "Аллах акбар", и христианской "Господи, помилуй!".

"Я не знал, какая молитва будет наиболее эффективной для мутации," - сказал Китс.

Китс включил зацикленное воспроизведение молитв в течение семи дней и ночей - стандартного Библейского периода времени - в то время как контрольная группа дрозофил прослушивала обычные радиорепортажи. Он ежедневно документировал интенсивность света и звука, чтобы гарантировать постоянство в условиях разных групп.

Но как сравнить степень божественности бактерий и дрозофил? (Китс охотнее отдал бы предпочтение человеку в сравнение с дрозофилой, но для этого понадобился бы "очень большой стеклянный колпачок"). После краткого рассмотрения проблемы всемогущества, Китс решил измерить вездесущность. Количество организмов возросло? Как быстро? В случае с дрозофилами Китс, который считает себя евреем "по наследству" установил, что христианская молитва "Господи, помилуй!" вызвала большее и статистически более существенное воспроизводство популяции по сравнению с контрольной группой, слушавшей трансляции радиопередач.

"При помощи случайной мутации, дрозофилы, кажется, стали более богоподобными, способными метаболизировать (усвоить) поклонение божественному", - комментирует этот факт Китс.

К сожалению, результаты не являются категорическими: Китс также обнаружил чрезвычайно высокий прирост популяции и после того, как он подверг цианобактерии прослушиванию христианских молитв, но не смог сравнивать количество клеток с количеством дрозофил, потому что использовал блюда Петри вместо жидкой среды. Однако на первом конгрессе Международной ассоциации божественной таксономии Китс выполнит эксперимент снова, на сей раз поместив цианобактерии в жидкость, чтобы точно подсчитать их количество с помощью микроскопа.

Каким бы ни был результат, целью Китса является установить, могут ли вера и разум мирно сосуществовать. "Есть ересь где-то между наукой и религией, есть также ощущение, что Вы должны выбрать одну из сторон, и оно угрожает превратить нас всех в фундаменталистов того или иного типа," - убежден Китс. "Наука отклоняет Бога из-за отсутствия эмпирического доказательства, а религия отклоняет научный метод как только он противоречит Библии".

"Я пытаюсь исследовать, могут ли вера и разум мирно сосуществовать. Я думаю, что могут. Так что этот проект - действительно эксперимент мысли: выдвигая предположения о крайностях и объединяя их, я надеюсь, мы сможем получить полезные результаты".

Словно отвечая на задекларированные намерения Китса, Уильям Дембский, сторонник интеллектуального дизайна, назвал проект "с научной точки зрения скудным и теологически некомпетентным". Дембский, являющийся профессором науки, религии и философии Бейлорского университета также отметил, что, если бы элемент Бога был удален, проект был бы "строго обычным биологическим исследованием".

Роман Сокунов

© Подробности.UA

Наука и техника Мир

2411

30.09.2004, 12:17

URL: https://babr24.com/?ADE=16178

bytes: 6998 / 6991

Поделиться в соцсетях:

Лица Сибири

Забродская Лариса

Аргучинцев Александр

Негодайло Алексей

Корытный Леонид

Барташов Александр

Борисов Игорь

Долгих Владимир

Корняков Михаил

Воронов Сергей

Шангин Василий