Владимир Симиненко

© Номер один

Культура Мир

11049

10.06.2004, 15:10

Валентин Распутин как русофоб

Писатель Валентин Распутин заявил в газете "Коммерсантъ" по поводу увольнения Леонида Парфенова: "Если на НТВ еще остались грубияны и журналисты, так по-хамски выставляющие проблемы, как это делал Парфенов, то их тоже надо уволить. Еще бы я уволил со всех телеканалов Михаила Швыдкого. Он провоцирует зрителя вопросами, нужен ли мат в литературе или секс в искусстве. Такое хамское отношение к зрителям нужно пресекать на каждом канале".

Откликнувшись на это, рискую остаться непрочитанным. Наши современники о нем слышали, безусловно, что это наш "знаменитый земляк", крупный писатель, но из молодого поколения мало кто его читал и многие не поймут, о чем речь. Но высказаться надо. Потому что Распутин входит в особый список "нужных" людей. Из этого списка власть составляет делегации и президиумы, советы и форумы. Если возникает оказия по культуре, то тут же рядом с начальником ставят знаменитого писателя. Неважно, что писателя читают мало, а понимают еще меньше. Главное — украсить культурным и чрезвычайно постным "ликом" свиту первого человека власти во время "хождения в народ". Посмотрим же, кто у нас призван символизировать собой культуру и чем ему не угодил Парфенов.

Для многих живое лицо с прыщиком милее идеальной белизны античного мрамора. Сейчас торжествует во всем мире стиль гламур — идеальные тела идеальных женщин в иллюстрированных журналах. Распутин — яркий представитель гламура. Пусть его идеал не Клаудиа Шиффер, а героиня романа "Живи и помни" Настена, но за белизну этого идеала он все отдаст. Его Настена также тотальна, как Клаудиа. Все женщины должны быть Настенами.

Распутин — выразитель душевного строя мигранта из деревни. Индустриализация и культурная революция XX века миллионами выдергивала крестьян из привычного быта и обтесывала их со страшной силой под городские стандарты космополитической культуры. Кто-то обтесывался, а кто-то, как Распутин, закрывался в себе и всегда хранил в душе страх ночных огней города, ненависть к его раскованным женщинам и самоуверенным мужчинам. Ему всегда удавались образы женщин, преимущественно пожилого возраста, образы матери, в коленях которой хорошо прятаться от "городского разврата". Оторванный от земли-матери Распутин испытывает тягу к стерильной чистоте нравов и помыслов. Эта тяга к стерилизации, по данным науки, есть проявление некрофилии. Из этого же корня произрос гитлеризм — из желания сделать мир чистым и правильным, без неправильных евреев, славян, негров. Гламур! Благолепие!

Распутин — талантливый писатель прошлого века, ушедшая натура, музейный экспонат. Если мы хотим из России сделать не этнографический музей в духе театра народной драмы, а современную мобильную державу, то Распутин здесь не помощник, а наоборот, он будет всячески сопротивляться созданию сильной России. И не потому, что он сознательный русофоб. Он любит русские могилы, но живых русских людей не понимает, их быт и жизнь активно не принимает. Но это не его вина, и даже не беда. Это его взгляд на жизнь. Он на этом имя сделал. На этом построено его творчество. В этом его ценность для культуры. Но, увы, это бессознательное русофобство — ненависть к живым русским людям, к их реальной, а не выдуманной истории, с ее утратами и приобретениями. В ней все не как в учебниках, но как в жизни.

Отстроить Россию можно только на замесе из проб и ошибок, неправильных людей и провокационных вопросов. На эти вопросы надо отвечать, а не запрещать их задавать. Здесь есть место и субъективности. Любой поэт, любой вождь, любой пророк — субъективны. Валентин Распутин субъективен, и этим он мне дорог. Но когда он начинает пялиться в тогу первосвященника, то мне становится не по себе. Я, например, не знаю более субъективного персонажа мировой истории, чем Иисус Христос. Фарисеи призывали его к объективности, а он: "Враги человеку домашние его" — и так далее, вплоть до отказа от матери во имя субъективной, не принятой в Иудее любви к Богу. За этот субъективизм, противоречащий "нормам иудейской морали и римского общежития" его и распяли. В толпе ликующих у Креста стоял какой-нибудь светоч иудейской культуры и поддакивал судьям и палачам: "За такое хамское отношение к религии отцов вешать надо".

Субъективный гений живет в каждом из нас и верит в свою, личную Истину. Объективизм здесь может быть один: "Моя Истина не обязательна для моего брата". Господин Распутин считает, что поймал Бога за бороду и узнал у него, какова на сегодня объективная истина. По всей видимости, он полагает, что все братья славяне автоматически должны разделить с ним прокрустово ложе "распутинской истины". А то, что она (его истина) сторонится жизни, иллюстрирует полное отсутствие чувства юмора у Распутина. Смеющийся Распутин — это кошмарный сон. Смеющийся Шукшин, смеющийся Вампилов — это полный вдох свежего воздуха. И лично мне они более симпатичны. Они не учат меня жить, они пробуждают любовь к жизни, чувство ее ценности. Возможен ли смех в мире высоких помыслов и нравственной чистоты? Думаю, возможен.

Нет, не возникает желания "уволить" Распутина за его "угрюмую самость". Да и как можно "уволить" писателя? Его можно только не читать. Также как и Парфенова — уволить нельзя. Его таланта и популярности хватит для работы вне НТВ. Да, Парфенов не "нужный" человек. Он имеет свой стиль, свое видение проблематики. Правильное или неправильное видение — какая разница для культурного процесса, который построен на заблуждениях и прорывах к свету!

Я помню одного талантливого одноклассника. Учился он на 4 и 5, но позволял себе неповиновение учителям, живость поведения на уроках, остроты и "хамские" вопросы про мат и секс. Как-то на него поступил донос директору школы, что его где-то кто-то постоянно видит пьяным. И директор школы, член партии чуть ли не с 17-го года, решила исключить его из школы за два месяца до выпускных экзаменов. И тут учителя встали стеной на защиту парня. Они сказали просто и сильно: "Если мы таких будем выгонять, то с кем же мы останемся?" Вопрос Распутину: если мы таких, как Парфенов, будем увольнять, то с кем же мы останемся? С кем построим великую Россию?

Хочется жить в новой России, где владение компьютером не означает меньшую культурность, чем знание книг Распутина. Жить в стране, которая будет славиться качеством жизни, а не одними "писателями-деревенщиками". Да, цивилизация берет страшную плату за прогресс. Но иного не дано. В Библии указано: пребывание человека на Земле — наказание, и все дела наши — прах, бессмыслица. Но если, повторяю, мы хотим Россию видеть державой — да просто независимым государством, а не таежным скитом богомольных старушек, — то надо за это платить дань прожорливой цивилизации. В городах живут люди, в скиту — праведники. Серафим Саровский видел свою миссию в молении за людей, а не их "переделке" в правильных. Распутин понятен в своем сострадании к умирающему миру русской деревни. Но страшен в ненависти к людям, за которых молился Саровский.

Главный вопрос, связанный с Распутиным и новой Россией: научимся ли мы жить в состоянии свободы? "Какой ужас — крах официальной идеологии в зрелом возрасте. Черный ветер свободы сметает человека. Он судорожно ищет себе новую раковину, выращивает новый панцирь: масоны, врачи-убийцы. Русский человек не может жить на интеллектуальной свободе. Он не выдерживает. Живет верой". (Галковский, "Бесконечный тупик"). Так и будем жить верой в масонов и врачей-убийц? А может быть, лучше делом займемся?

Владимир Симиненко

© Номер один

Культура Мир

11049

10.06.2004, 15:10

URL: https://babr24.com/?ADE=13332

bytes: 7397 / 7397

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Владимир Симиненко.

Другие статьи в рубрике "Экономика"

Закрытые «Ворота Байкала»

Эксперты выясняли, почему с Особой экономической зоной в Иркутской области ничего не получилось. Большое Голоустное. Фото с сайта baikaler.

Алиса Канарис

ЭкономикаБайкал

16625

02.11.2015

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро». По мнению многих экспертов, это означает конец эпохи конкуренции в авиаотрасли и начало новой, где существуют предельно ясные приоритеты государственных компаний... И добиваться их можно любой ценой.

Максим Бакулев

ЭкономикаМир

10158

28.10.2015

Братская Дума планирует поднять налоги в несколько раз

Вчера сайт www.antonenkov.com опубликовал информацию о том, что власти Братска планируют увеличить налоговую ставку на землю под гаражными кооперативами с 2016 года в три раза, а с 2017 - в пять раз.

Елена Фортуна

Экономика

7593

22.10.2015

Власти Братска сократят зарплату работникам учреждений культуры

Администрация Братска планирует сократить заработную плату работникам учреждений культуры. Руководителям учреждений необходимо отказаться от надбавок и доплат сотрудникам.

Андрей Васильев

Экономика

10070

21.10.2015

Энерготарифы: уравнение со всеми неизвестными

Одной из примет общественной жизни в соседних с Иркутской областью восточных регионах — Республике Бурятии и Забайкальском крае — является периодическое «энергообострение», пик которого выпадает на осень. Не стал исключением и нынешний год.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

7899

13.10.2015

Блогнот. Кушать очень хочется, а что-то все пропало

Ну вот и подходит к финалу пьеса “собирания земель”. Все стало ясно после того как нефть упала ниже 50 долларов, а импортные продукты в России показательно начали давить тракторами. А что же дальше? Удивительным образом в начале августа совпали несколько событий. Давайте по порядку.

Виктор Шевчук

ЭкономикаРоссия

7186

14.08.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Шон Уокер

ЭкономикаМир

16108

31.07.2015

Чем хуже, тем лучше: Какой город выиграл из-за санкций

Редактору The Village удалось обнаружить город, жизнь в котором улучшилась после введения санкций, войны на Украине и падения рубля. Правда, совсем немного. «Акция: Пирожок печёный с повидлом — девять рублей», — соблазняет объявление на остановке.

Анна Соколова

ЭкономикаРоссия

4963

31.07.2015

Тарифы, покрытые мраком

Восемь лет назад на должность главы Бурятии был назначен Вячеслав Наговицын. И именно этот период его работы отметился беспрецедентным ростом тарифов ТГК-14.

Октябрина Ешеева

ЭкономикаБурятия

9043

10.07.2015

Антон Кондратов назначен региональным управляющим директором ЗАО «Байкалвестком»

Антон Кондратов приступил к исполнению обязанностей регионального управляющего директора иркутского подразделения ЗАО «Байкалвестком» 25 марта 2015 года. В сферу ответственности Антона Кондратова входит стратегическое и операционное управление бизнесом компании в Иркутской области.

Алиса Канарис

ЭкономикаИркутск

14122

31.03.2015

Крупнейшую иркутскую турвыставку разорвали надвое

Конфликт между мэрией и правительством Иркутской области лезет из всех щелей. Из политической плоскости, где еще были попытки сохранять приличия, он перекочевал в сферу управления конкретными отраслями экономики.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

9978

17.03.2015

Корпорация спорного развития

В Сером доме прошел круглый стол "О роли ОАО "Корпорация развития Иркутской области" в создании новых технологий и конкурентной продукции в Иркутской области, эффективности расходования бюджетных средств".

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

12218

17.03.2015

Лица Сибири

Сарсенбаев Евгений

Куранов Александр

Власов Виктор

Хамаза Николай

Макеев Сергей

Сильва Беойя Умберто

Данилов Александр

Шмидт Александр

Леоненко Руслан

Таевский Павел