Артур Скальский

© Babr24.com

Религия Мир

2925

30.05.2004, 16:56

Сегодня - праздник Св.Троицы

Один из важнейших праздников православного церковного календаря, отмечаемый в 50-й день после Пасхи (в этот день церковь вспоминала и прославляла сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков). Троицей этот день именовался потому, что в этот день церковь призывала всех верующих поклониться Триединому Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.

Троица входила в цикл связанных между собой праздничных дней, начинающихся с четверга седьмой недели после Пасхи, называемого Семиком. Следующим праздником Троицкого цикла была суббота накануне Троицына дня, являвшаяся одним из главных поминальных дней в году; ее называли "родительской (задушной) субботой" или "троицкими дедами". После троицкого воскресенья начиналась Троицкая ("ру-саль-ная" или "проводная") неделя, в составе которой выделялись две даты: понедельник ("Духов день") и четверг ("Навская Троица", "Сухой день", "Кривой Четверг"). Весь этот Семико-троиц-кий цикл праздников на Укра-ине и в Белоруссии именовался "Зеленые святки".

Семицко-троицкие обряды были тесно связаны с культом растительности. Так, например, повсеместно на Троицу принято было заготовлять зелень - срубленные молодые березки и ветки березы, клена, дуба, липы, орешника, рябины и т.п., а также травы и цветы; из этой троицкой зeлени плели венки, которые носили на Троицу и в другие праздничные даты, а кроме того, троицкой зеленью и венками из нее украшали дома снаружи и внутри. Пол в храме на Троицу устилали свежей травой; прихожане же в этот день являлись к обедне в церковь с буиетами пюлевых цветов. Троицкая зелень считалась очень действенным оберегом от злых сил, молнии, пожара, града и т.д., поэтому ее затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы; надевали зелень на рога коровам; бросали ветки в огород и втыкали их в поля; закапыв ли молодые деревца во дворе возле дома, под окнами, по углам дома и т.д. Кроме того, зелень, собранную на Троицу, широко использовали для гаданий и в лечебной магии. По окончании праздников большая часть зелени уничтожалась: ее сжи?али, забрасывали в глухие места и овраги, на деревья и крыши домов и бань, сплавляли по воде и т.д.; однако часть зелени оставляли и хранили в течение года, используя ее все в тех же магических целях. Особенно ценилась зелень, побывавшая на Троицу в храме: так, например,$цветы, которые приносили в церковь на Троицу, хранили за иконами, а также клали их под свежее сено и в житницы, чтобы не водились мыши, и в норы на грядках от землероек; траву же, которой в церкви на праздник выстилали пол, примешивали к сeну, а также дел`ли из нее отвар и пили его, почитая целебным (по этой причине всякий прихожанин, выходя на Троицу от обедни, старался ухватить хоть клочок травы из-под ног).

Во время семицко-троицкого цикла повсюду проводилhсь обряды с растущей и срубленной березъой. Так< в СемиЄ девушкh ходили в лес и "завивали" молодую березку: закручивали ветки на растущей березе в виде венка, перевязывая их лентами. В некоторых местах вместо этого березку "заламывали" - пригибали ветки к земле и переплетали их с травой или зал мывали верхушку березы. После этого, в Троицын или Духов день, березку обязательно "развивали", распуская венки на дереве; считалось, что в противном случае березка "обидится". При "завивании" и "развивании" деревца девушки гадали по венкам и цветам о судьбе и замужестве, "кумились" друг с другом, водили хороводы, устраивали под березкой обрядо-вую трапезу и т.п. После "развивания" деревце нередко срубали, рядили в девичий наряд или украшали лентами и цветами, а затем ходили с деревцем по деревне, после чего топили его в реке или сжигали; такой обряд был символическим "уничтожением русалки".

Троицкий цикл был временем проведения многочисленных поминальных обрядов. На Русском Севере Троица и предшествующая ей суббота считались главными поминальными днями в году. В южнорусских областях в пятницу и субботу перед Троицей ("Троицкие деды") поминали заложных покойников, а особенно детей, умерших некрещеными, и девушек, не доживших до вступления в брак, так как троицкий цикл праздников повсюду считался порой появления на земле русалок. В это время обязательно соблюдали многочисленные запреты, чтобы ничем не обидеть присутствующих в это время на земле покойников и не навлечь на себя их гнев. Так, например, во время троицкого периода запрещалось шить, прясть, белить хату и печь, работать в огороде, купаться в реке и т.п. Особенно строго соблюдались эти запреты в тех семьях, где недавно похоронили незамужних дочерей; кроме того, такие люди должны были соблюдать еще и особый обычай: на ночь перед Троицкой субботой или перед Навс-кой Троицей оставлять на столе поминальный ужин, вывешивать на ограду одежду, принадлежавшую умершим, и т.д.

С русалками был тесно связан обряд "завивания березки", производимый девушками в Семик; во многих местах он даже именовался "встречей русалок". "Завитая" березка считалась деревом русалок, местом их появления, поэтому на Троицу к такой березе старались не подходить, чтобы "русалки не защекотали". Вообще, в народных поверьях русалки связывались не только с троицой березкой, но и вообще с троицкой зеленью. Так, например, троицкую зелень во многих местах раск-ла--дывали на полу и затыкали ее в стены дома, "шчоб тые русалки ходылы, шчоб ноги у их не покололыся" или "шчоб колыхались русалки на деревах, на цих гилках (ветках)". В некоторых местах считалось большим грехом не "озеленить" хату на Троицу, так как, по народному поверью, в это время души умерших родственников приходят в дом и прячутся в зелени.

Обязательное уничтожение троицкой зелени в завершение праздничного периода мотивировалось необходимостью избавиться от русалок, "проводить" их обратно в загробный мир, чтобы они не навредили людям и хозяйству. Засохшую зелень убирали из дома через неделю после Троицы, полагая, что иначе "на ней русалка будет сидеть" или в доме "остается и плачет один родич". О сжигаемой троицкой березке говорили, что это "русалку палят", а сам обряд проводов весны, во время которого уничтожали березку, нередко называли "проводами русалки".

Вообще, троицкий цикл повсеместно завершался различными ритуальными "про-во-дами": уничтожением или выбрасыванием, сплавлением по воде троикой зелени и березки; "изгнанием" или "похоронами" русалки, а также "вождением" ряженого "Куста" (или Весны, Дремы), "проводами Семика и Семичихи", которых изображала пара ряженых, "похоронами кукушки" и т.п. В этих обрядах обычно использовались венки, цветочные букеты и различная зелень, ветки, а также сделанные из травы и цветов чучела. В обрядах обязательно участвовали ряженые, причем в этом случае рядились обычно только в зелень и сплетенные из нее венки: так, "русалку" в таких обрядах нередко представляла обнаженная девушка, прикрытая только венками и ветками; "Куст" также обычно был весь увешан одной зеленью.

Многие обряды, совершавшиеся собственно на Троицу, являлись лишь частью более сложных и долгих обрядов, проводившихся в течение всего Троицкого цикла (так, например, обряды, связанные с русалками, составляли единый комплекс, начинавшийся в Семик и заканчивавшийся в последний день русальной недели). Однако существовали и более простые обряды, приурочивавшиеся именно к Троицыну дню и не проводившиеся в другие дни весенне-летних праздников. Так, например, к числу таких обрядов относился старинный обычай "трясти порох", бытовавший в Новгородчине. Состоял он в следующем: во время троицких гуляний, на лугу, среди хороводов и игр в "огарыши" ("горелки"), кто-нибудь из мужчин неожиданно хватал картуз с молодого новожена, тряс им над головой и кричал во все горло на все поле: "Порох на губе, жена мужа не любит"; на этот крик молодуха должна была как можно скорее выделиться из толпы, стать перед мужем, поклониться ему в пояс, снять с него картуз, который в момент ее появления клали обратно на голову молодожену, затем взять мужа за уши и трижды поцеловать его, а затем снова поклониться ему и во все четыре стороны. При этом во время ухода молодой, а иногда и при ее появлении, в толпе нередко начинали вслух оценивать ее качества и отпускать разные "площадные" шуточки, особенно если за молодой в девичестве водились какие-либо грешки; по этой причине молодухи обычно стеснялись этого обычая и говорили: "Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю".

(C) Наталья Шапарова, специально для "БАБР.RU"

Артур Скальский

© Babr24.com

Религия Мир

2925

30.05.2004, 16:56

URL: https://babr24.com/?ADE=13157

bytes: 8391 / 8343

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Экономика"

Закрытые «Ворота Байкала»

Эксперты выясняли, почему с Особой экономической зоной в Иркутской области ничего не получилось. Большое Голоустное. Фото с сайта baikaler.

Алиса Канарис

ЭкономикаБайкал

15209

02.11.2015

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро». По мнению многих экспертов, это означает конец эпохи конкуренции в авиаотрасли и начало новой, где существуют предельно ясные приоритеты государственных компаний... И добиваться их можно любой ценой.

Максим Бакулев

ЭкономикаМир

9281

28.10.2015

Братская Дума планирует поднять налоги в несколько раз

Вчера сайт www.antonenkov.com опубликовал информацию о том, что власти Братска планируют увеличить налоговую ставку на землю под гаражными кооперативами с 2016 года в три раза, а с 2017 - в пять раз.

Елена Фортуна

Экономика

6911

22.10.2015

Власти Братска сократят зарплату работникам учреждений культуры

Администрация Братска планирует сократить заработную плату работникам учреждений культуры. Руководителям учреждений необходимо отказаться от надбавок и доплат сотрудникам.

Андрей Васильев

Экономика

9212

21.10.2015

Энерготарифы: уравнение со всеми неизвестными

Одной из примет общественной жизни в соседних с Иркутской областью восточных регионах — Республике Бурятии и Забайкальском крае — является периодическое «энергообострение», пик которого выпадает на осень. Не стал исключением и нынешний год.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

7278

13.10.2015

Блогнот. Кушать очень хочется, а что-то все пропало

Ну вот и подходит к финалу пьеса “собирания земель”. Все стало ясно после того как нефть упала ниже 50 долларов, а импортные продукты в России показательно начали давить тракторами. А что же дальше? Удивительным образом в начале августа совпали несколько событий. Давайте по порядку.

Виктор Шевчук

ЭкономикаРоссия

6465

14.08.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Шон Уокер

ЭкономикаМир

14970

31.07.2015

Чем хуже, тем лучше: Какой город выиграл из-за санкций

Редактору The Village удалось обнаружить город, жизнь в котором улучшилась после введения санкций, войны на Украине и падения рубля. Правда, совсем немного. «Акция: Пирожок печёный с повидлом — девять рублей», — соблазняет объявление на остановке.

Анна Соколова

ЭкономикаРоссия

4301

31.07.2015

Тарифы, покрытые мраком

Восемь лет назад на должность главы Бурятии был назначен Вячеслав Наговицын. И именно этот период его работы отметился беспрецедентным ростом тарифов ТГК-14.

Октябрина Ешеева

ЭкономикаБурятия

7920

10.07.2015

Антон Кондратов назначен региональным управляющим директором ЗАО «Байкалвестком»

Антон Кондратов приступил к исполнению обязанностей регионального управляющего директора иркутского подразделения ЗАО «Байкалвестком» 25 марта 2015 года. В сферу ответственности Антона Кондратова входит стратегическое и операционное управление бизнесом компании в Иркутской области.

Алиса Канарис

ЭкономикаИркутск

12664

31.03.2015

Крупнейшую иркутскую турвыставку разорвали надвое

Конфликт между мэрией и правительством Иркутской области лезет из всех щелей. Из политической плоскости, где еще были попытки сохранять приличия, он перекочевал в сферу управления конкретными отраслями экономики.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

8729

17.03.2015

Корпорация спорного развития

В Сером доме прошел круглый стол "О роли ОАО "Корпорация развития Иркутской области" в создании новых технологий и конкурентной продукции в Иркутской области, эффективности расходования бюджетных средств".

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

10949

17.03.2015

Лица Сибири

Кожеуров Денис

Кабатов Денис

Кузнецов Сергей

Мясников Дмитрий

Кляйн Иван

Мухамедьяров Рустам

Курьянович Николай

Трубников Владимир

Рапацевич Евгений

Хроменков Святослав