Наталья Новикова, Елена Соболева

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

3135

11.12.2007, 17:02

Камерная классика

Открытие выставки «Российские академики XVIII-XX веков» в Иркутском художественном музее приурочено к знаменательной дате: ровно 250 лет тому назад Правительственный Сенат с высочайшего одобрения императрицы Елизаветы Петровны постановил «Академию художеств в Санкт-Петербурге учредить».

Юбилей Академии художеств, включённый ЮНЕСКО в число памятных дат 2007 года, широко отмечается в нашей стране. Не остался в стороне от столь важного события и Иркутск. В Художественном музее была открыта экспозиция, в которую вошли работы 267 академиков живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства из фондов музея, и выпущен представительный альбом-каталог.

Выставка академического эстампа из собрания музея стала ещё одним заметным событием в этом ряду. Несмотря на камерный характер, обычно свойственный выставкам графики, экспозиция весьма масштабна: начинается она гравюрами середины XVIII века и заканчивается произведениями ныне активно работающих художников.

Звание академика, присуждаемое наиболее авторитетными коллегами по творческому цеху, во все времена обозначало высшую ступень в творческой карьере художника. Не удивительно, что многие представленные на выставке имена давно уже стали классикой отечественного искусства.

Графика первоначально не принадлежала к числу «трёх знатнейших художеств – живописи, скульптуры и архитектуры», на коих утверждалась Императорская Академия художеств. В XVIII-XIX веках гравирование воспринималось лишь как ремесло, служившее «подножием искусству», – гравюра была исключительно репродукционной техникой. На выставке можно увидеть блестящие образцы графики подобного рода, среди них – резцовая гравюра Т. Райта «Адмирал Н.С. Мордвинов» с портрета Г. Доу и офорт В.А. Боброва «Протодьякон» с картины И.Е. Репина, с редким мастерством и точностью воссоздающие даже фактуру живописной поверхности известных полотен.

В начале XIX века выдвигаются замечательные мастера гравюры, способные соперничать с лучшими живописцами своей эпохи. Так, «Портрет А.С. Пушкина», выполненный Н.И. Уткиным с оригинала О.А. Кипренского в 1827 г. (на выставке – его авторское повторение 1838 г.), современники признавали самым похожим из всех изображений поэта.

Гравюрой и офортом успешно занимались многие прославленные академики – живописцы и скульпторы. А.Г. Венецианов представлен на выставке карикатурой на тему Отечественной войны 1812 года, а известный скульптор, вице-президент Академии художеств в 1828-1859 гг. граф Ф.П. Толстой – изящной иллюстрацией к поэме И.Ф. Богдановича «Душенька» (1830-е годы).

Эстампы знаменитых русских живописцев И.И. Шишкина и И.Е. Репина могут показаться несколько неожиданными на этой выставке. Но если для Шишкина занятия офортом были важной стороной его искусства («певец русского леса» выпускал целые графические альбомы), то в творчестве Репина они явились лишь эпизодом. Однако и в небольшом этюде («Натурщица с распущенными волосами») можно узнать почерк художника, написавшего однажды: «Самая важная сторона искусства – пластика. Мой главный принцип в живописи: материя как таковая… Тело так тело».

На выставке представлены едва ли не все техники эстампа. Классические офорт и ксилография соседствуют здесь с линогравюрой, изобретённой в начале прошлого века, и шелкографией, получившей распространение лишь в последние десятилетия.

Выстроенная по хронологическому принципу экспозиция даёт возможность увидеть смену стилевых направлений в искусстве – от классицизма (ярким представителем которого был лучший гравёр-портретист екатерининской эпохи Евграф Чемесов) до социалистического реализма, ставшего официальной доктриной Академии в годы советской власти. Это и не удивительно: Академия художеств с самого своего основания была провозглашена учреждением, призванным не только обучать, но и воспитывать художника-гражданина (слово «воспитание», наряду с названиями трёх «почтенных художеств», было начертано над порталами здания Академии в Петербурге).

Временная дистанция сегодня позволяет увидеть, как изменялось советское официальное искусство на протяжении нескольких десятилетий. Парадные композиции («Да здравствует воссоединение Закарпатской Украины с советской Россией!» Василия Касияна) сменяются «индустриально-романтическими» пейзажами («Заводские будни» Владимира Ветрогонского), графические фельетоны на злобу дня («За ушко – да на солнышко» Бориса Пророкова) – проникновенными рассказами о «самом человечном человеке» («Владимир Ильич Ленин» Николая Жукова).

Все эти художники, очевидно, были искренними в своём следовании запросам времени и делали это с завидным профессионализмом. Однако подлинную историю отечественного искусства определяли иные мастера.

Одним из самых впечатляющих разделов выставки является графика военных лет. «За водой» из серии «Ленинград в дни блокады» Алексея Пахомова, портрет академика И.А. Орбели Георгия Верейского, «Старая Москва» Ивана Павлова, «Разговор о порохе» Владимира Фаворского… Когда видишь работы такого духовного напряжения вместе, становится понятным, почему воссоздание Академии художеств, упразднённой после революции, произошло именно в послевоенном 1947 году.

Среди первых советских академиков были и мастера старой школы, начинавшие свой творческий путь ещё на рубеже XIX-ХХ веков. Предметом гордости нашего музея является одна из лучших гравюр на дереве А.П. Остроумовой-Лебедевой – «Фонтанка и Летний сад в инее» 1929 года. К.Ф. Юон – не только известный живописец, но и замечательный рисовальщик – представлен на выставке литографией «Успенский собор» из альбома «Сергиев посад» (1922 г.).

Именно к опыту этих мастеров и их учеников обратились молодые художники послевоенного поколения, по словам одного из них, Гурия Захарова, «страдавшие «животной» страстью к правде». Эту правду они искали и в окружающей жизни, увиденной свежим взглядом, и в заново осмысленном классическом наследии.

Монументальные московские пейзажи Гурия Захарова и Анатолия Бородина, поданные в неожиданно остром ракурсе, сейчас выглядят вполне академично. Но они созданы под непосредственным влиянием учителя – Владимира Фаворского, чьи дерзкие «формальные» поиски в области пластики гравюры долго не получали официального признания (мастер был избран академиком лишь в самом конце жизни, в 1962 году).

К высшим достижениям отечественной графики ХХ века принадлежат произведения недавно ушедшего из жизни Станислава Никиреева (1932 – 2007), выполненные в технике офорта, которой художник владел с артистической свободой. Уверенная отчётливость штриха, изящество рисунка, благородный серебристый тон его произведений заставляют вспомнить классическую гравюру на металле. Не случайно в годы ученичества Никиреев копировал офорты Рембрандта. Композиции этого мастера органично вписываются в традицию русского лирико-философского пейзажа, опоэтизировавшего ту скромную красоту, «что сквозит и тайно светит» в нашей природе.

Именно традиционность, понимаемая в самом широком смысле слова, определяет то общее, что объединяет российских академиков разных поколений. Прежде всего, это школа. Мастера эстампа, как правило, являются блестящими рисовальщиками, что в наше время поистине на вес золота. Все они свободно владеют искусством композиции. Нередко эстампы, а иногда и книжные иллюстрации (например, работы Е.А. Кибрика) выстраиваются как станковые картины, с предварительными эскизами и тщательным подбором натурного материала.

На протяжении двух с половиной столетий Академия художеств утверждала выверенную систему ценностей. Против её устоев бунтовали, её обличали, но лучшие из бунтарей по прошествии времени становились маститыми академиками-мэтрами. В периоды общественных потрясений, когда искусство «шло вразнос», именно Академия являлась консолидирующей силой, которая возвращала художественный процесс на круги своя и вновь определяла творческие ориентиры.

Во все времена Академия художеств вбирала в себя лучшее в отечественном искусстве. Выставка академического эстампа, позволившая извлечь из запасников музея десятки первоклассных графических листов, – ещё одно тому подтверждение.

Наталья Новикова, Елена Соболева

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

3135

11.12.2007, 17:02

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=41754

bytes: 8040 / 8040

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

6087

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9056

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

8701

19.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «На рубеже веков», мастер-класс «Мятая чайная пара» и спектакль «Никита ищет море»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 19 по 24 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11142

18.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6069

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5815

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11587

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

7305

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

22155

06.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Ступени к мастерству», мастер-класс «Эльфийский салатник» и спектакль «Девочка из города»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 марта в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16076

04.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

24507

01.03.2024

Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями

Театральный зритель – создание терпеливое. Особенно когда дело касается фанатичной и безальтернативной преданности любимому театру. Однако любому терпению приходит конец, тем более если объект симпатии проявляет не простое равнодушие, а разбавляет его некомпетентностью и высокомерием.

Филипп Марков

КультураСкандалыИркутск

26033

28.02.2024

Лица Сибири

Дугаров Булат

Кузнецов Георгий

Зиннер Сергей

Правенький Вячеслав

Лескин Владимир

Сокольников Александр

Быков Александр

Цындыжапов Артем

Щербо Валерий

Мадасов Игорь